Вернер Херцог о виртуальной реальности и кино
По мнению немецкого режиссера Вернера Херцога,
использование виртуальной реальности в дальнейшем может вполне
выделиться в отдельный жанр кино. Однако пока что развитие технологий
опережает развитие контента.
Об этом и ряде других
моментов в специфике восприятия и использования виртуальной реальности
(virtual reality, VR) Вернер Херцог рассказал интервью американскому еженедельному изданию New Yorker.
Не могли бы вы описать ваши впечатления от виртуальной реальности?
Я
видел ряд вещей, некоторые из них выглядели реалистично. Например,
документальные съемки льдин вблизи Гренландии. Это выглядело, в общем,
неплохо, но от подобных роликов виртуальной реальности довольно быстро
устаешь. Пока что более интересно сделанными в VR мне показались
мультфильмы. Созданные в виртуальной реальности цифровые ландшафты и
события произвели на меня более интересное впечатление.
Как бы вы описали то, что вы видели? Можно ли это назвать кинофильмом?
Нет.
Я убежден, что это не будет продолжением кино, 3D кино или видеоигр.
Это что-то новое, что-то другое, до сих не испытанное. В этом плане мне
кажется странным, что обычно в истории мы видим как сначала появляются
новые истории и повествования, а потом мы начинаем разрабатывать
технологии для того, чтобы их показать. Сначала появляются видения
проектов, новых образцов архитектуры – например, музей в Бильбао [музей
современного искусства в Бильбао], или оперный театр в Сиднее – и только
потом технология позволяет воплотить эти мечты. Сначала появляется
контент, а потом технология. В этом случае сначала появилась технология,
но пока что у нас нет четких идей о том, как наполнить ее контентом.
Однажды вы сказали, что кино содержит в себе наиболее впечатляющую хронику состояния человека.
Немного
не так. Кино сегодня остается наиболее впечатляющим способом выражения
нашего внутреннего состояния. Раньше, в различные века и в различных
культурах это были литература, скульптура, архитектура.
Вы полагаете, что виртуальная реальность это новая технология, следующий инновационный способ выражения состояния человека?
Пока
виртуальная реальность не выглядит достаточно убедительно. Те короткие
ролики, которые я видел, выглядят довольно убедительно и довольно
хорошо, но пока я не вижу реальной, большой формы воплощения состояния
нашего существования. Подобное пока что реализуется в других вещах.
Например, в интернете, который в дальнейшем, на мой взгляд, может стать
еще более автономной формой, чем сегодня. Я бы выразил это немного
иносказательно, в вопросительной форме. Прусский военный теоретик
Клаузевиц, во времена Наполеона однажды сказал: "Иногда война мечтает о
самой себе". Мечтает ли о себе интернет? Мне кажется, это довольно
интересный вопрос. Мечтает ли о себе виртуальная реальность? Мечтаем ли
мы и выражаем ли наши мечты в виртуальной реальности? Пока здесь трудно
сказать что ли бы определенное, нам предстоит ответить на эти вопросы.
Можно ли вообще в принципе говорить о каких-либо историях, которые сами по себе не являются виртуальной реальностью?
Я
думаю, с этого и надо начинать. Все человеческие контакты и
взаимоотношения неоднозначны. Даже идеальные личные отношения являются
неоднозначными – во всех обществах, во всех возрастных группах, во всех
исторических периодах. Эта неоднозначность и двусмысленность проявляется
вполне наглядно в соцсетях. Эта неоднозначность и вопрос о реальности –
в этом кроется суть многих вопросов. Живем ли мы в определенной
виртуальной реальности? Можно ли сказать, что Рим в античные времена жил
в определенной виртуальной реальности?
Однажды
вы прошли пешком от Мюнхена до Парижа пешком для того, чтобы навестить
вашего умирающего друга и в своем фильме "Колесо времени" кто-то говорит
вам, что прошагав тысячи километров пешком они узнали настоящий размер
Земли. Как вы считаете, возможно ли с помощью виртуальной реальности
узнать размер Земли не сделав ни одного настоящего шага?
Нет.
Я могу только привести один афоризм: мир раскрывает себя тем, кто
путешествует пешком. Это трудно объяснить тому, кто не путешествовал
пешком. Я имею в виду именно путешествие пешком, а не какой-либо поход,
прогулку или что-то подобное. Под этим я подразумеваю то, что мы как
люди были созданы для пеших путешествий, иногда на очень большие
расстояния. Это довольно странно, но на самом деле испытывал ощущение,
что не нахожусь в какой-то виртуальной реальности только тогда, когда
путешествовал пешком.
Что если бы вы сняли
все свое путешествие и кто-то мог бы испытать его, надев шлем
виртуальной реальности? Можно ли это назвать схожим впечатлением?
Было
бы довольно глупо снимать целиком все путешествие пешком. Именно
поэтому в кино мы проживаем определенную концентрированную форму жизни,
историй, впечатлений. Это работает только из-за того, что материал
сконцентрирован.
Вы говорили, что снимать и смотреть "Пещеру забытых
снов" необходимо только в 3D. Можно ли сказать, что в определенный
момент в будущем что-то будет необходимо смотреть в виртуальной
реальности? Может ли появиться такая история, которую можно будет
рассказать только в виртуальной реальности?
3D формат был
необходим для этого фильма из-за того, что изображения, рисунки,
сделанные 36 тысяч лет назад, были нанесены не на плоские стены. Во
многих местах они сильно изгибаются, поверхность стен волнообразная.
Вопрос о том, были ли люди, сделавшие их художниками, но они, например,
часто использовали выдающиеся части породы в пещерах для того, чтобы
изобразить бизонов и других животных, которые набрасываются на вас.
Поэтому в этом смысле, да, это было необходимо снять в 3D.
Было
бы интересно снимать эту же пещеру [пещера Шове во Франции] в
виртуальной реальности. При этом, наше внимание было бы сосредоточено на
каком-либо одном месте, но потом нам бы пришлось разворачиваться и
попытаться установить ориентацию в пространстве. Это не было бы
обязательным, но это было бы интересно.
Вы
однажды сказали, что люди, которые описывали свои впечатления после
просмотра "Пещеры забытых снов", говорили о том, что видели кино про
пещеру, а о том, что они сами побывали в пещере. Когда я однажды
погружался в виртуальную реальность вместе с группой других людей – один
из них потом описал свои ощущения схожим образом. По его выражению, это
был не фильм с анимированным персонажем – он сказал, что они находились
в комнате с анимированным персонажем. Можно ли вообще описать фильм,
при помощи впечатлений другого человека и может ли это изменится при
помощи виртуальной реальности? Можно ли это назвать ценным
кинематографическим впечатлением?
Я думаю да, потом что
кино обычно не предоставляет такой возможности, но здесь она очевидно,
была. Именно это придает "Пещере забытых снов" особый шарм. Возвращаясь к
виртуальной реальности,
я видел один короткометражный ролик: в монгольской юрте сидит семья и
готовит еду. Вы сидите вместе с ними, а потом внезапно ближайший к вам
человек начинает говорить и обращается к вам. Вы поворачиваете голову в
ту сторону, в которую смотрит заговоривший с вами человек, а там сидит
бабушка, которая вдруг начинает разговаривать со всеми остальными и вы
замечаете, что рядом с вами сидим еще кто-то. Это довольно интересные
моменты, когда пространство внезапно становится одним из основных
действующих лиц в фильме. Понимание пространства – это, возможно, одна
из вещей, которое кино может довольно хорошо показать.
Я слышал о
еще одном короткометражном "фильме" виртуальной реальности. Мне
кажется, он не очень реалистичен. Вы находитесь в комнате, смотрите
вокруг себя и когда вы поворачиваетесь назад и смотрите на стену слева
от себя – она внезапно приближается к вам. Вы отворачиваетесь, смотрите
на пол, опять смотрите налево и вдруг стена оказывается прямо у вас
перед носом. Полное ощущение клаустрофобии. Подобной формы пространства в
кино, мы, возможно, еще не наблюдали. Пространство такой формы может
возникать в наших кошмарах.
Может ли
виртуальная реальность "убить" приближение к объекту съемки? В реальной
жизни приближение является очень интимным. Возвращаясь к той бабушке,
которая сидит вплотную к вам в ролике в монгольской юрте, о котором вы
говорили – в реальной жизни вряд ли вы захотели бы оказаться так близко к
человеку.
Я пока не думал над этим. Все это продолжает
развиваться. Наше понимание мозга, нашего сознания – все это пока
остается на начальном этапе. Мы понимаем, что у нас в есть определенный
набор слов и грамматических правил. Если сравнить снимки
магнитно-резонансной томографии мозга людей, которые читают какой-либо
текст на английском и на португальском – снимки будут разными. Мы можем
по снимкам увидеть, что человек читает текст на определенном языке.
Чтение на английском или португальском или каком-либо другом языке
проявляется на снимках по разному и мы можем различить, на каком языке
происходит чтение. Это все довольно любопытно. И когда человек
представляет слона или видит слона, при сканировании мозга мы видим
образы, которые показывают расплывчатую картинку слона. Очень, очень
интересно. Все это странно и очень красиво и мы пока не так много знаем
обо всем этом.
Когда я смотрю фильм в кинотеатре и закрываю глаза
– например для того, чтобы не видеть что-то страшное в фильме ужасов – я
закрываю глаза и я испытывая комфорт, сидя в своем кресле и я могу
ощущать подлокотники и мое кресло и я знаю, что я нахожусь в кинотеатре и
я ощущаю прохладу, чувствую, как работает кондиционер в помещении. Но
когда я закрывал глаза в виртуальной реальности – я по-прежнему
чувствовал, что я нахожусь в виртуальной комнате. Я все еще чувствовал,
что я "там". Я не мог сбежать от этого ощущения. Вполне возможно, в
дальнейшем кто-то из режиссеров сможет использовать это, чтобы
произвести неподдельный ужас на аудиторию, постоянно удерживая ее в
напряжении.
Об этом стоит подумать. Что в действительности мы
наблюдаем? Мы можем записать наши наблюдения. Но самая удивительная идея
– как мне кажется, она довольно философична и в определенном смысле
тревожна – заключается в следующем: а не живем ли мы в определенной
виртуальной реальности постоянно? В определенной виртуальной
двусмысленности.
Будут ли люди когда либо
испытывать зависимость от виртуальной реальности? Если различие в
зависимости от кино и от виртуальной реальности?
Я бы не
знаю кого либо, кто испытывает зависимость от кино, но я вижу молодых
людей, которые испытывают зависимость от видеоигр. Эта зависимость уже
обретает пугающие очертания, в ряде стран появились реабилитационные
центры. В Южной Корее, например, тинейджеры иногда одевают подгузники,
как для пожилых людей, и играют 60 часов подряд. Им не надо ходит в
туалет, они могут продолжать играть. Это очень серьезная зависимость. Я
никогда не видел подобного в кино. В кинотеатре, когда кино
заканчивается и заканчиваются титры, двери открываются, вы выходите на
улицу и жизнь продолжается.
Вернер Херцог снял более сорока полнометражных и
документальных фильмов, поставил целую серию опер, опубликовал множество
книг. Херцога зачастую относят к "новой волне" немецкого кино, наряду с
такими режиссерами, как Райнер Вернер Фасбиндер, Вим Вендерс и другими.
"Фицкарральдо" (1982) Среди наиболее известных кинематографических работ культового немецкого
режиссера – "Фицкарральдо", "Агирре, гнев Божий", "Кобра Верде"
("Зеленая кобра") и ряд других. Многократный лауреат различных
кинофестивалей, Херцог уже давно зарекомендовал себя как признанный
мастер авторского кино.
Арт-хаус, традиционно рассматривающийся
как "кино не для всех" (причем часто с негативной коннотацией –
"скучно", "заумно" и тп), никогда не пользовался таким же коммерческим
успехом как блокбастеры или фильмы с большим количеством спецэффектов –
которые, скорее всего, будут активно сниматься с использованием VR в
дальнейшем. Не менее (а, возможно, и более) ожидаемый аспект дальнейшего
развития виртуальной реальности также до сих пор ассоциируется с VR-порнографией.
Мнение
Вернера Херцога по поводу перспектив использования виртуальной
реальности в кино (или выделение в перспективе в отдельный жанр
"виртуальной кинореальности") интересно тем, что грань между
документальным и игровым кино в его работах зачастую является очень
условной.
Документальные работы немецкого режиссера, как
признает сам интервьюер New Yorker, успешно переносят зрителей в снятое
Херцогом пространство. При этом большинство игровых картин немецкого
режиссера (что является его фирменной чертой), также снятые крайне
тщательно, зачастую даже беспощадно к участвовавшим в процессе съемок,
"вживаются" в экран как документальные.
Вполне вероятно, что
успех (или провал) использования виртуальной реальности в кино в
дальнейшем во многом будет зависеть не только от технической стороны
реализации новых технологий (а также потенциальных проблем с их
визуальным восприятием) и не от количества и качества спецэффектов, но
также от того, насколько удачно VR-кино сможет сыграть именно на этом
сплаве документального и игрового кино, насколько новая наблюдаемая
псевдореальность сможет увлечь будущего зрителя.
Сергей Вафин Источник: vestifinance.ru.
Рейтинг публикации:
|