Как написать хороший текст. Краткое руководство для любителей
В настоящий момент мы переживаем настоящий бум блоговой аналитики и публицистики. Однако по-настоящему качественных текстов, как и прежде мало. А вот конкурировать начинающим авторам всё сложнее – сверху дорога закрыта именитыми блогерами, а на начальном уровне царит такая толкотня, что нечем дышать. Впрочем, выход есть и он очевиден – если хотите, чтобы вас читали, нужно много трудиться над качеством своей работы. Я возьму на себя смелость дать несколько актуальных советов любителям, которые сам был бы рад получить в начале своего пути. А путь свой я начинал с печатной прессы 8 лет назад и на сегодняшний день уже затрудняюсь точно подсчитать сколько текстов и сценариев издал за это время. Думаю, под две тысячи есть точно, но дело не в количестве, а в качестве. К нему и перейдём.
Если говорить о главном рецепте хорошего текста, то для меня он открылся с опытом и заключается в правильном соотношении эмоции и рассудка. Эмоция – это душа материала, без неё ваш текст точно никто читать не станет. Эмоция даёт толчок автору к работе, побуждает его к написанию материала. Например, эмоция, которая руководит сейчас мною, родилась в результате чтения статей некоторых молодых авторов, которые привели меня буквально в бешенство из-за вопиющей безграмотности и неуважения к читателю. Однако зарядившись от эмоции необходимой для работы энергией, я сел за клавиатуру и заставил работать рассудок. Иначе мой текст ничем не отличался бы от тех, что вызвали моё негодование – сплошные крики, несвязанные между собой лозунги, хаотичные знаки препинания и прочий мусор. Таким образом, следует запомнить главное – без эмоции не садись за работу, но взявшись, обуздай её разумом.
Другой важнейший навык публициста – это умение ставить себя на место читателя. Нужно всегда помнить, что вы пишете не для себя, а для читателя. На самом деле главная ошибка большинства начинающих авторов в том, что они пишут исключительно для себя и зачем-то свои тексты публикуют. В них они совершенно не заботятся о том, чтобы их кто-то понял. Зачем? Ведь их задача выпустить пар, слить в текст раздражающие эмоции, а низкое качество по их мнению должно компенсироваться верным смыслом написанного («ну и что, что плохо, но ведь суть то у меня правильная!»). Это, кстати, следствие неумения обуздать эмоцию рассудком, о котором говорилось выше. Так автор зачастую публикует свой текст, даже не перечитав его ни разу.
Зачем свой текст перечитывать? Перечитывая текст, вы должны ставить себя на место читателя, будто вы видите его впервые. Тогда все неровности и шероховатости покажутся на поверхности, и вы сможете их спокойно исправить. Тут уместно сказать пару слов о композиции. Хороший текст имеет свою композицию. Вариаций множество и вам предстоит выбрать ту, которая вам ближе. Так я предпочитаю в первом абзаце дать понять читателю обсуждаемую ниже проблематику, затем приступаю к её разбору и лишь к окончанию даю краткий вывод. Но тут вы вольны выбирать свой алгоритм самостоятельно. Однако в любом случае текст должен быть связным, мысль с самого начала и до конца должна перетекать по нему как по течению реки, нигде не останавливаясь, не отклоняясь от курса и не возвращаясь вспять. Читателю должно быть комфортно в вашем тексте, даже если вы пишите о серьёзных вещах. Дайте возможность читателю вникнуть в суть, не тратя силы и внимание на логические рифы и водовороты. Думайте о читателе.
Текст нужно перечитывать перед публикацией и для того, чтобы не пропустить возможные ошибки в его логике. Иногда авторы так увлекаются, что к середине материала начинают противоречить своим собственным словам из его начала. Читатель это сразу заметит и ткнёт автора носом – бывает больно. Поэтому лучше перечитать ещё и ещё, заодно выудив неизбежные грамматические и орфографические ошибки. Имея значительный опыт, я и сейчас даже короткую блоговую запись в пару предложений не публикую, не перечитав несколько раз. И всё равно, бывает, ошибаюсь!
Любой профессионал бережно и с любовью относится к своему рабочему инструменту. Он его боготворит, хранит в специальных местах, следит за его состоянием и гордится. В нашем случае инструмент – это слово. Относитесь к нему с должным уважением и любовью. Чем больше слов в вашем личном арсенале, тем интереснее ваш текст, а для этого нужно беспрестанно работать над пополнением своего словарного запаса. Главным образом посредством чтения. Если вы думаете, что для этих целей достаточно ежедневного чтения блогов, то вы сильно ошибаетесь. Лексика блогов скупа и однообразна, в ней вы не найдёте ничего нового, поэтому необходимо читать книги, особенно полезна в этом смысле литература художественная. Большинство из нас прекратило чтение сразу же, как только за спиной перестал стоять учитель с указкой и думает, что полученных знаний ему хватит на всю жизнь. О, нет. Наш словарный запас, перестав получать подпитку из книг, очень быстро сдувается до миниатюрных размеров и ужас в том, что мы этого даже не замечаем. И только когда мы с головой погружаемся в богатый мир художественной литературы (а лучше русской классики для нас ничего быть не может), только тогда мы понимаем насколько скуп был наш язык до этого и насыщаемся новыми словами, оборотами и мыслями. Что в итоге обогащает и наши собственные тексты.
Впрочем, это не значит, что блоговые записи читать совсем бесполезно. В начале пути очень даже полезно, особенно когда вы ещё вырабатываете свой собственный стиль. В этот период нужно читать качественную публицистику, обращая внимание больше на форму подачи, чем на смысл. Смысл вы потом найдёте свой, а вот варианты подачи универсальны и чем больше вы прочитаете, тем скорее составите свой личный почерк. Не стесняйтесь копировать чужие стили именитых авторов! Ведь они сами их когда-то у кого-то скопировали, с годами придав свой собственный оттенок, никто не запрещает сделать это и вам тоже.
Ещё одно правило, которое следует накрепко усвоить, заключается в том, что на читателя нельзя вываливать слишком много информации для осмысления за один раз. Иначе труд будет напрасным. Поэтому и я завершаю свой материал, ведь в нём уже достаточно пищи для размышлений. Если же он найдёт должный отклик среди аудитории, то я напишу его продолжение в котором поговорю уже не о форме, а о содержании и о том, как правильно выбирать источники информации и темы для статей так, чтобы не затеряться в толпе копипасты. Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 9
Рейтинг поста: