Публичное представление новой серии популярного произведения подтверждает великолепные навыки Джей Джей Абрамса — его умение использовать силу кинематографической памяти.
Джеффри Джейкоб Абрамс (J.J. Abrams), режиссер, которому поручено вернуть «Звездные войны» на битком набитую разного рода медийными франшизами вершину, всегда с радостью был готов что-то позаимствовать. Когда он собирался снимать новый эпизод «Звездного пути» (Star Trek) и вернуть эту умирающую кинематографическую франшизу на территорию блокбастеров, он с радостью привлек некоторые элементы очень хорошо знакомого визуального языка для решения поставленной задачи.
В одном из ранних эпизодов фильма Джеймс Керк (Крис Пайн) вынашивает желание вырваться из своей жизни на ферме, он едет на мотоцикле для того, чтобы посмотреть на то, как на верфи строится космический корабль U.S.S. Enterprise, и долго смотрит на него с тоской. Любители сериала «Звездные войны» свяжут эту сцену с начальными кадрами первого, вышедшего в 1977 году фильма, когда Люк Скайуокер (Luke Skywalker) задумчиво смотрит на закат двух похожих друг на друга солнц на своей родной планете.
Продюсеры сериала «Звездный путь» даже называли эту сцену «нашим кадром в духе Татуин». Абрамс как художник никогда не был большим выдумщиком, однако он является мастером возвеличивания уже хорошо знакомого — этот факт становится очевидным после просмотра трейлеров его нового фильма «Пробуждение силы» (The Force Awakens) из серии «Звездные войны».
В этих очень похожих сценах с участием Керка и Люка, их взгляд, направленный в сторону неизведанного, визуальный ряд, а также торжественная музыка, звучащая за кадром, — все это делает понятным сюжет фильма. Превращая фильм «Звездный путь» в эгоцентрическое путешествие для выяснения истоков деятельности Керка как капитана корабля, Абрамс переворачивает многочисленные представления поклонников «Звездных войн» относительно этой медийной франшизы, и его фильмы никогда полностью не принимались этой частью фанатской базы.
Однако вышедшая в 2009 году серия «Звездного пути» смогла заработать в кассах кинотеатров всего мира 385 миллионов долларов, тогда как предыдущая серия, появившаяся на экранах в 2002 году («Звездный путь: Возмездие») смогла заработать всего 67 миллионов. Первый трейлер нового фильма «Звездный путь» также заканчивается кардами масштабного космического сражения, которые напоминают, скажем, определенный фильм Джорджа Лукаса.
Теперь Абрамс держит в своих руках бразды правления этими фильмами, и ему был устроен восторженный прием на состоявшемся на прошлой неделе торжественном мероприятии в честь «Звездных войн», на котором он впервые показал второй тизер к фильму «Пробуждение силы» — седьмого «эпизода» из этой серии. Было бы большим преувеличением назвать франшизу «Звездных войн» умирающей, однако после приквела, после трилогии Лукаса, ее будущее представлялось довольно мрачным. Неожиданная продажа фильма Лукаса компании Disney в 2012 году, в результате которой «Звездные войны» оказались в руках продюсера Кэтлин Кеннеди (Kathleen Kennedy), сделала из него машину для зарабатывания денег на годы вперед, однако было трудно понять, как будут выглядеть эти сиквелы без Лукаса, пока Кеннеди не наняла Абрамса в качестве их руководителя.
Кеннеди, которая много лет работала вместе со Стивеном Спилбергом, знает Абрамса с 14 лет. В то время он бредил кино, мечтал стать режиссером и выполнял фантастическую работу для фаната кинематографа — он просматривал и реставрировал фильмы в формате супер 8 мм, которые Спилберг сделал в детстве. Неудивительно, что с такого рода биографией Абрамс черпает свои идеи в классических голливудских фильмах той поры. Не вызывает большого удивления и тот факт, что Кеннеди считала его идеальным кандидатом для фильма «Пробуждение силы». Кроме того, она убедила его отказаться от франшизы «Звездного пути», а также от многих других проектов ради того, что сам Абрамс называл «первой картиной, взорвавшей мой мозг».
Картина «Пробуждение силы» намерена таким же образом взорвать мозги зрителей. Как отметил мой коллега Спенсер Корнхабер (Spencer Kornhaber) по поводу самого последнего трейлера этого фильма, ничего там нет такого, чего бы зрители уже не видели раньше. Знакомые лица, штурмовые отряды, пикирующие летательные аппараты X-Wing — да еще под музыку Джона Уильямса (John Williams).
Все это ностальгический материал, а не глоток свежего воздуха, предложенный первым фильмом «Звездные войны» в 1977 году. Какой бы ни была новая формула Адамса, судить о ней на основании рекламных роликов не представляется возможным, и вместо этого они призваны напомнить всем зрителям о том моменте, когда они впервые увидели Хана и Чуи в космическом корабле «Тысячелетний сокол» (Millennium Falcon).
Однако есть намеки на то, что Абрамс собирается сделать больше, чем просто переработать наиболее популярные эпизоды «Звездных войн». Когда Джордж Лукас делал свои критикуемые многими приквелы, одним из самых больших вызовов в то время были огромные скачки вперед технологии кино, которые произошли в период между «Возвращением Джедая» (Return of the Jedi) в 1983 году и «Скрытой угрозой» (The Phantom Menace) в 1999 году. Как можно примириться с тем фактом, что действие в «Угрозе» происходит еще до событий оригинальной трилогии?
К ужасу критиков Лукас пошел ва-банк и использовал в полном объеме компьютерную графику и зеленый экран. Он считал, что может сделать так, что «Старая Республика» (Old Republic) будет выглядеть как безупречный драгоценный камень, и тем самым был подготовлен крупный провал, в котором зрители были уверены. Однако Абрамс поступил мудро и пошел по другому пути, обратившись к техническим эффектам оригинальных фильмов. Когда «Тысячелетний сокол» совершает разворот в конце первого тизера к фильму «Пробуждение силы», настоящее восхищение вызывает осознание того, что камера движется вместе с ним, а не пытается имитировать это ощущение с помощью запрограммированных виртуальных кинематографических приемов, которые в конечном итоге стал использовать Лукас.
Бравурными начальными кардами второго тизера Абрамс сообщает все то, что зрителям нужно знать о его мире «Звездных войн», и делается это с такой же расчетливой и блестящей экономией, как и в его фильме «Звездный путь». Здесь фанаты узнают «Звездного разрушителя» (Star Destroyer), однако он в разбитом состоянии лежит на поверхности планеты; здесь же сгоревший и разбитый шлем Дарта Вейдер (Dart Vader); искусственная рука Люка Скайуокера, на которой после столь долгих лет уже не осталось следов специальной кожи.
Но важнее всего то, что там находится и первый световой меч, который впервые можно было увидеть в первом фильме «Звездные войны», — теперь он, судя по всему, находится в руках Леи. Это небольшой, но мощный визуальный символ, свидетельствующий об изменении давно существовавшей в первоначальных сериях гендерной динамики, отмечает обозреватель сайта Salon Соня Сараийа (Sonia Saraiya).
Создается впечатление, как будто все эти благословенные артефакты оригинальных фильмов были вновь обнаружены Адамсом, бесстрашным голливудским археологом, понимающим их силу. К тому времени, когда Харрисон Форд произносит свои слова («Чуи, мы дома»), поклонники «Звездных войн» не могут не ощутить волнения, хотя очевидно, что здесь используются эмоциональные манипуляции.
Было бы странно, если бы мы предположили, что успех фильма основан лишь на тщательно подобранных кадрах, которые продолжаются всего две минуты. Однако Абрамс всегда понимал различие между ностальгией и пошлостью. И важно не только напомнить зрителям о том, что они когда-то любили, — вы должны сделать так, чтобы они продолжили это любить. Что касается «Звездных войн», то карты сданы в пользу Абрамса.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+