Наверняка многие сталкивались с подборками киноляпов — скажем, когда после падения в штормящий океан и последующего чудесного спасения на герое сухая одежда, или оторванная пуговица на костюме в следующем кадре оказывается на своём месте, или в кафе круассан на тарелке превращается в блинчик. Таких казусов можно перечислить огромное количество, причём даже в самых выдающихся картинах, которые хочется пересматривать бесконечно. Поэтому, натыкаясь на киноляпы, мы часто сетуем на собственную ненаблюдательность, невнимательность и т. п.

Однако не стоит думать, что наша невнимательность в этом случае — какая-то особенная по сравнению с невнимательностью прочих людей. Исследователи из Калифорнийского университета в Беркли (США) полагают, что на подобных киноказусах проявляется общее свойство нашего восприятия, когда мозг игнорирует несущественные, по его мнению, изменения в «картинке», случившиеся за короткое время.

Самовосстановление «Порше» в одной монтажной склейке в фильме «Коммандо» (фото isr_selva).

В журнале Nature Neuroscience Джейсон Фишер (Jason Fischer) и Дэвид Уитни (David Whitney) описывают так называемое непрерывное поле восприятия, которое им удалось выявить в своих опытах. В эксперименте человеку показывали на экране решётки и полоски: решётки появлялись под разными углами, и полоску нужно было потом повернуть на такой же угол, что и у решётки.

Угол у решёток менялся каждые пять секунд, и в итоге исследователи заметили, что добровольцы ориентируют полоску не так, как чтобы она совпала с самым последним изображением, а так, что её угол оказывается средним результирующим углов наклонов трёх последних решёток. То есть мозг делал как бы «слияние слоёв», появившихся в нём за последние 15 секунд, если воспользоваться терминологией Adobe Photoshop. Причём, как подчёркивают авторы работы, такое слияние происходило с абсолютно любыми картинками: какие бы решётки ни показывали мозгу, он всё равно искал «равнодействующую» для последних картинок. Если же время между показом картинок увеличивалось, то человек начинал их различать.

То есть при восприятии зрительной информации мозг использует что-то вроде «непрерывного поля», покрывающего короткий промежуток времени, внутри которого внешние различия между объектами, явлениями и ситуациями сглаживаются. Возникает мысль, что такое небрежение точностью восприятия — недоработка эволюции, свидетельство несовершенства мозга и восприятия. И это восприятие кое-кто пытается «разогнать» с помощью стимулирующих и (или) наркотических препаратов.

Однако, во-первых, в окружающем мире предметы редко меняются настолько сильно, как в кино: чтобы за мгновение, равное монтажной склейке, стоящее дерево вдруг улеглось на землю?! Во-вторых, даже если бы наш мозг ловил абсолютно каждую перемену, то скоро мы сошли бы с ума от переизбытка информации. Представьте, например, что было бы, если бы, глядя на дерево, мы видели и осознавали каждое движение листьев на ветру или подробнейшим образом различали машины, движущиеся перед нами по дороге. Эволюция многие тысячи лет учила мозг тому, что небольшие изменения, происходящие за короткое время, не особо важны и не стоит их вообще фиксировать. Но, конечно, возникновение кино с его ляпами или возникновение идеи расширенного сознания эволюция предвидеть не могла.

Подготовлено по материалам Калифорнийского университета в Беркли. Фото на заставке принадлежит Shutterstock.