Как полагают исследователи из Медицинского центра дьяконицы Бет Израэль (США), ключевую роль тут играет белок RBP4 (ретинол-связывающий белок 4), который известен как переносчик витамина А. То, что RBP4 как-то связан с диабетом, говорят медицинские исследования, выявившие повышенный уровень этого белка у людей с ожирением и инсулиновой резистентностью тканей. С другой стороны, некоторые мутации, повышающие уровень RBP4 в крови, увеличивают и риск диабета.
Древовидная иммунная клетка и две Т-клетки (фото David Scharf.)
В журнале Cell Metabolism Барбара Кан (Barbara Kahn) и её коллеги описывают механизм, с помощью которого RBP4 провоцирует диабет. Как известно, инсулиновая резистентность тканей — а вместе с ней и диабет второго типа, связанный с ожирением, — возникает на фоне воспалительной активности иммунитета (и связи диабета с воспалением тоже посвящены сотни статей). На сей раз учёные пришли к выводу, что RBP4 как раз и является тем раздражителем, который, подобно инфекции, заставляет иммунную систему запускать воспаление.
Предыдущие эксперименты показали, что RBP4 действительно вызывает воспалительный ответ, если подействовать им на культуру иммунных клеток. В новых опытах учёные решили подтвердить это на генетически модифицированных мышах с повышенным уровнем RBP4. Оказалось, что этот белок активирует антиген-презентирующие древовидные клетки и макрофаги. И те и другие относятся к системе врождённого иммунитета и заняты отловом в тканях чужаков, но если они чувствуют, что не могут справиться сами, то зовут на помощь другие клетки, относящиеся к системе приобретённого иммунитета.
Если в организме оказывается много RBP4, активация дополнительных мощностей иммунитета происходит буквально на пустом месте: древовидные клетки и макрофаги сообщают особому классу Т-клеток о несуществующей угрозе. Конечно, возникает вопрос, не слишком ли много нужно белка RBP4, чтобы спровоцировать иммунную агрессию, однако исследователи уверяют, что у животных в опыте уровень RBP4 был повышен пропорционально тому, насколько он увеличивается у диабетиков.
Устойчивость к инсулину возникала даже у обычных мышей, если у них брали иммунные клетки и после обработки RBP4 возвращали обратно в организм. Воспаление, которое при этом развивалось, имело место именно в жировой ткани.
Разумеется, на RBP4 история не кончается, «мостик» между ожирением и диабетом пока не вполне достроен: например, нужно ещё выяснить, почему избыток жирового запаса повышает уровень этого белка. Однако лекарства против диабета уже можно создавать, опираясь на имеющиеся данные. Эти препараты могли бы как-то подавлять иммуноактивирующие сигналы, исходящие от RBP4 или от возбуждённых им иммунных клеток.
Подготовлено по материалам Медицинского центра дьяконицы Бет Израэль. Фото на заставке принадлежит Shutterstock.