Принятие на государственном уровне мер против распространения фастфуда способно затормозить – и даже обратить вспять – эпидемию ожирения в странах с высоким уровнем доходов, свидетельствует независимое исследование, опубликованное в Бюллетене Всемирной организации здравоохранения
У читателей может сразу же возникнуть мнение и ощущение, что на эту тему и сказано предостаточно, и копий сломано немало, и критики хватает. Не спешите с выводами. Эта тема становится чрезвычайно важной для России, которая сегодня, как и страны, включенные в исследование, официально отнесена Всемирным банком к государствам с высоким уровнем доходов. Кроме того, Россия, как несложно убедиться, просто пройдя по улицам, также переживает взрывной рост рынка быстрого питания.
В данном исследовании применен новый подход. Ранее применялся подход, когда ученые полагались на данные о плотности размещения точек быстрого питания в определенной местности или информацию о потреблении фастфуда, полученную от самих потребителей. На этот раз авторы пошли иным путем: вычислив ежегодное среднее число транзакций, совершаемых в ресторанах быстрого питания на душу населения в 25 странах с высоким уровнем доходов в период с 1999 по 2008 год, они сравнили эти данные с изменением индекса массы тела (ИМТ) жителей тех же государств за тот же период.
Ученые выяснили, что увеличение индекса массы тела (отношение веса к росту, используемое для оценки массы тела человека) находится в прямой зависимости от частоты посещения ресторанов быстрого питания.
Авторы исследования утверждают: при росте среднегодового числа транзакций в ресторанах быстрого питания с 26,61 до 32,76 средний ИМТ увеличился с 25,8 до 26,4. Таким образом, за исследуемый период увеличение на одну единицу среднегодового числа транзакций на душу населения соответствовало увеличению ИМТ на 0,0329.
Несмотря на то, что на бытовом уровне избыточный вес зачастую ассоциируется с пристрастием к фастфуду, твердых научных доказательств подобной взаимосвязи до настоящего времени не существовало.
"Наше исследование показывает, насколько важно проведение государственной политики для решения стремительно усугубляющейся проблемы ожирения", – отметил доктор Франческо Бранка, директор департамента ВОЗ по питанию для здоровья и развития:
"Сегодня мы стоим перед необходимостью выработки государственной политики в области продовольствия и питания, которая затронула бы такие сферы, как сельское хозяйство, промышленность, здравоохранение, социальное обеспечение и образование", – сказал Бранка, добавив: "Странам, где зерновые в рационе заменяются жирами, углеводами и продуктами, подвергшимися серьезной технологической обработке, необходимо предпринимать действенные меры для того, чтобы предложение на продовольственном рынке соответствовало потребностям здорового питания".
Мнение исследователей перекликается с выводами, к которым приходят авторы растущего числа научных публикаций, подтверждающих необходимость принятия на государственном уровне мер по ограничению потребления продуктов, подвергшихся сверхглубокой технологической обработке, как эффективного способа борьбы с ожирением. Такие меры включают:
· экономическое стимулирование производителей, способствующее отказу от производства продуктов с высокой степенью технологической обработки и увеличению предложения ими здоровой и свежей пищи, субсидирование производства овощей и фруктов.
· экономические меры, делающие невыгодным организацию точек быстрого питания, продажу продуктов глубокой технологической обработки и прохладительных напитков. Такие меры могут, в частности, включать налог на пищевые продукты высокой степени обработки, сокращение или отмену субсидий для производителей/компаний, использующих для обеспечения быстрого роста тканей кукурузу, чрезмерное количество удобрений, пестицидов, химикатов и антибиотиков,
· проведение политики зонирования, позволяющей контролировать количество и профиль предприятий общественного питания,
· более строгое регулирование рекламы фастфуда и прохладительных напитков, особенно рекламы, ориентированной на детскую аудиторию,
· регулирование в сфере торговли, направленное на сокращение импорта и потребления продуктов быстрого питания, пищевых продуктов высокой степени обработки и прохладительных напитков,
· введение более эффективной системы маркировки продукции, особенно в отношении пищевых продуктов высокой степени обработки, включая фастфуд и прохладительные напитки.
"Если государство не начнет более жестко контролировать экономические процессы, невидимая рука рынка будет и дальше создавать условия для распространения ожирения во всем мире с катастрофическими последствиями для здоровья людей и продуктивного экономического развития", — заявил руководитель исследовательской группы д-р Роберто Де Вогли из Департамента исследования проблем здравоохранения Калифорнийского университета в Дэвисе, Соединенные Штаты Америки.
Российское правительство провозгласило борьбу с неинфекционными заболеваниями – многие из которых развиваются в результате избыточного веса и ожирения – одним из основных приоритетов национальной системы здравоохранения. По данным ВОЗ, 80% смертей в России обусловлены именно хроническими неинфекционными заболеваниями.
С материалами исследования на английском языке, с таблицами и графиками, можно ознакомиться по этой ссылке.