Каждое поколение чем-то недовольно, и всякий раз достаётся мужчинам. Американский публицист Ханна Розин написала книгу «Конец мужчин» (The End of Men), а Диана Эббот, первая избранная в Палату общин Великобритании чернокожая женщина, жалуется на поколение «бойцовского клуба».

Что при этом говорят мужчины? Да то же самое! Откройте газету, загляните в телевизор — всюду сетования на то, что мужчины стесняются активно обсуждать глубокие темы, непосредственно их затрагивающие. Но к концу прошлого года в «Твиттере» набрали популярность хештеги со словом «менинизм» (meninism) и его производными — #MeninistTwitter, например. Несмотря на то что западные мужчины любят подтрунивать над феминизмом, они внезапно ощутили, что им самим надо обсудить, что значит быть мужчиной сегодня.
Женщины требуют, чтобы мужчины были такими, какими они их себе рисуют. Имеет ли мужчина право на лицо? (Илл. Jinx-star.)

А быть мужчиной непросто, отмечает Дэмиен Ридж из Вестминстерского университета (Великобритания). В 2012 году в Англии и Уэльсе покончили с собой 3 784 мужчины (77% всех самоубийств в этих краях). Часто утверждают, что они просто выбирают наиболее действенные способы свести счёты с жизнью (в отличие от женщин), однако очевидно, что мужчинам приходится иметь дело с серьёзным давлением — скажем, финансовым.

Г-н Ридж, будучи психотерапевтом, знает, что мужчина закрыт, поскольку раскрываться в нынешнем мире не всегда безопасно. Некоторые феминистки боятся дать мужчинам право голоса, поскольку опасаются, что они получат власть над женщинами (то есть демонстрируют самый натуральный сексизм). В действительности, полагает исследователь, мужская исповедь — решение, а не проблема. Неизвестно, приживётся ли термин «менинизм», но упомянутый хештег, решение антисуицидального фонда CALM провозгласить 2014-й годом мужчины, грядущий лондонский фестиваль «Быть мужчиной» — всё это говорит о том, что происходит нечто необычное, а именно: мужчины начинают разговаривать друг с другом, а не только с психотерапевтами.

Американский публицист Камилла Палия, называющая себя иногда феминисткой, но отчаянно критикующая феминизм, признаёт, что на Западе есть тенденция к подавлению маскулинности. Вопрос о гендерном равноправии превращается в задачу феминизации мужчин. И мужчины, как ни странно, принимают навязанную им роль, считая себя «дефектными». В академической среде модно изображать мужчину как любителя рискнуть, который не интересуется своим качеством жизни и не ищет помощи. Если бы это было действительно так, мужчины не кончали бы самоубийством. И порой складывается впечатление, будто общество хочет доказать, что единственный способ «исправить» мужчину — это подтолкнуть его к гомосексуализму, феминизировать его.

Г-н Ридж предупреждает «менинистов»: ни в коем случае не следует противопоставлять себя феминизму и женственности вообще. Достаточно открыто обсуждать роль мужчины в обществе и выработать некие концепции для описания мужественности, отличные от феминистических. Возможно, в нашем Отечестве это покажется дикостью, но на Западе и впрямь пришло время мужчинам доказать, что они тоже чего-то стоят.

Подготовлено по материалам The Conversation.