Мутацию эту обнаружили исследователи из Медицинского центра Колумбийского университета (США) — изучая мышей, которые вскоре после рождения гибли от тяжёлой болезни крови (аналога острого миелоидного лейкоза). Ставрула Каустени (Stavroula Kousteni) и её коллеги обнаружили дефект в гене белка бета-катенина. Хотя мутация эта была в остеобластах, образующих кость, она активно влияла на клетки костного мозга, находившиеся рядом с мутантным остеобластом.
Мутация в человеческих остеобластах (на фото) может стать причиной лейкоза. (Фото Engineering at Cambridge.)
Катенин нужен для формирования межклеточных соединений, но если в него попала мутация, то он уходит с поверхности клетки в ядро, где включает синтез белка jagged1. Этот, в свою очередь, отправляется на клеточную мембрану, где взаимодействует с сигнальными белками Notch, которые включают сигнальную цепь в соседних стволовых клетках костного мозга.
Это и означает начало злокачественного перерождения кроветворных клеток.
В журнале Nature авторы работы пишут, что такие же изменения в белках катенине, jagged1 и Notch они нашли у 38% больных острым миелоидным лейкозом и миелодиспластическим синдромом. То, что клетки костной ткани и лейкемические клетки могут общаться друг с другом, было известно, но детали этого взаимодействия до сих пор не давались исследователям.
Ну а самой большой неожиданностью оказалось вот что: мутация в одной клетке может запускать онкологические процессы в совсем другом типе клеток. А это меняет многие представления о том, как следует лечить рак.
В данном случае очевидно, что для успешного подавления лейкоза нужно бить не только по собственно раковым клеткам, но и по их мутантным соседям. Исследователи смогли подавить появление новых злокачественных клеток с помощью средства, блокирующего мутацию в остеобластах; надо думать, в скором времени такие лекарства попробуют испытать и на людях.
Подготовлено по материалам Медицинского центра Колумбийского университета.