Арно Коколь (Arnaud Cocaul), врач-диетолог.
Вегетарианство, веганство, булимия, анорексия... Сегодня все больше людей охватывает тревога перед содержимым нашей тарелки, которая ведет к нарушению питания. Но не стоит отчаиваться, у нас еще осталось время, чтобы научиться правильно есть.
Atlantico: Как сегодня чаще всего проявляются нарушения питания? С чем они связаны?
Арно Коколь: Самые распространенные нарушения — это гиперфагия (избыточное питание), перекусы, пропуск приемов пищи, а также различное импульсивное и компульсивное поведение.
Все это обычно связано с диетами в частности с самыми строгими из них, которые вызывают у людей чувство фрустрации. К сожалению, эта тенденция сейчас быстро распространяется.
— Выработался ли у нас некий страх перед едой? В чем причина? Как мы до такого дошли?
— Да, именно так. У нас может очень легко развиться страх перед едой, особенно если мы сидим на жестких диетах. Частые диеты только усиливают это ощущение.
Когда человек начинает бояться еды, ему необходимо обратиться к врачу за терапевтической помощью. Как я уже говорил, виной всему по большей части жесткие диеты: люди ощущают все большую растерянность. Они не знают, кому верить, потому что слышат повсюду рекомендации и советы, которые полностью противоречат друг другу.
Кроме того, боязнь перед едой может быть связана с еще одним важным моментом: продовольственными кризисами. Из-за постоянно возникающих санитарных скандалов люди уже не знают, что им есть. Они беспокоятся по поводу того, что может оказаться на их тарелках.
Наконец, продовольственный терроризм еще больше сбивает с толку людей.
— Сегодня все больше растет популярность «био»-продуктов местного производства, строгого вегетарианства. Изменение поведения людей позволяет эффективно бороться с этими страхами или наоборот только укрепляет их? Почему?
— Все это только увеличивает страх перед едой!
Поведенческие расстройства в питании становятся лишь острее из-за этих навязчивых идей и радикального поведения некоторых людей, которые, например, могут говорить о непереносимости глютена и лактозы, хотя на самом деле для того нет ни малейших оснований. Точно так же, люди отказываются от мяса, потому что боятся его после вспышки той или иной болезни у животных. Некоторые убирают из рациона даже рыбу из опасения, что в ней могут оказаться тяжелые металлы. Вообще, люди уже не знают, что им есть, и это создает огромное давление на них.
— Как вновь научиться правильно есть? Может ли интуитивное питание стать лучшим средством примирения с едой? Если мы будем есть, что хотим и когда хотим, не заботясь о содержимом нашей тарелки, какие преимущества это может дать?
— Лучший из всех возможных советов заключается в том, чтобы забыть о жестких требованиях и научиться получать удовольствие. Нужно прислушиваться к себе и следовать традициям французской астрономии: есть за столом, с друзьями, не торопиться, готовить... То есть, получать удовольствие!
Кроме того, важно использовать свежие местные продукты. Стоит по возможности воздерживаться от привезенных издалека товаров, потому что их перевозили на самолете, и санитарные нормы в месте производства могут отличаться от французских. Точно так же, следует отказаться и от прошедших промышленную обработку продуктов (например, готовых блюд).
Другими словами, нужно отдавать предпочтение местным и свежим французским продуктам и по возможности двигаться к базовому питанию.
Интуитивное питание, безусловно, может стать решением проблемы. Оно позволяет снять давление, потому что более сбалансировано в нашем питании и нашей жизни. Хотя это и может показаться парадоксальным, его преимущества легко объяснить: у нас нет ощущения, что мы чего-то лишаем себя, и поэтому мы едим меньше и правильнее. Нужно есть меньше, не торопиться, тщательно прожевывать пищу.
Арно Коколь, врач-диетолог.