В 2010 году исследователи из лаборатории Уорнера Грина (Warner Greene) из Гладстоновского института при Калифорнийском университете в Сан-Франциско (США) обнаружили, что ВИЧ терпит неудачу с большинством Т-клеток, которые пытается заразить. Но эти фиаско заставляли иммунную систему приложить максимум усилий, чтобы не допустить распространение вируса, что заканчивалось массовой гибелью Т-клеток, у которых включалась программа клеточного самоубийства.
ВИЧ и иммунная клетка. (Фото Dr. Hans Gelderblom.)
После этого исследователи попытались поточнее выяснить, какие механизмы срабатывают при таком самоистреблении иммунных клеток. Экспериментируя с тканями селезёнки, миндалевидной железы и лимфатических узлов больных, заражённых ВИЧ, учёные обнаружили, что в случае неудачной инфекции в клетках остаются фрагменты вирусной ДНК (хотя геном ВИЧ хранится в виде РНК, при заражении клетки ему нужно на этой РНК сделать ДНК для удобства использования клеточными репликационными машинами).
Эти фрагменты ДНК запускают клеточную смерть, но не тот апоптоз, про который все более-менее знают, а пироптоз. Отличий между ними довольно много, но главное, что при пироптозе — в отличие от апоптоза — происходит выброс воспалительных сигналов. Эти сигналы, высвобождающиеся из гибнущих клеток, запускают пироптозное воспаление в других, и клеток гибнет всё больше и больше.
Как пишут исследователи в журнале Nature, 95% Т-клеток погибают как раз от пироптоза, спровоцированного неудачным подселением вируса. При этом, надо думать, пироптозные сигналы касаются и тех клеток, которые не испытали внедрения вируса, — их призывают к гибели просто для того, чтобы лишить вирус целей для заражения, но одновременно и весь организм оказывается без иммунной защиты.
В другой статье, опубликованной в Science, та же группа учёных описывает молекулярного посредника, который связывает остатки вирусной ДНК и запуск клеточного пироптозного ответа. Этим посредником оказался белок IFI16 (interferon-gamma–inducible protein 16), который, почувствовав вирусную ДНК, активирует каспазу-1, фермент, запускающий пироптоз. То есть получается, что если подавить воспаление, связанное с этим сигнальным путём, можно будет ослабить СПИД.
Исследователи протестировали существующие противовоспалительные препараты, и одно из лекарств дало весьма обнадёживающие результаты. Поскольку опыты ставились на человеческих клетках, осталось проверить действенность этого средства в полноценном клиническом исследовании.
Сегодня против ВИЧ чаще всего используют антиретровирусные препараты, подавляющие способность вируса размножаться. Такие лекарства действительно способны замедлить развитие болезни, но при этом они ничего не могут поделать с последствиями заражения — а последствия эти, как мы видим, могут быть весьма серьёзными даже в том случае, если самому вирусу удача не сопутствует.
Не исключено, что с помощью противовоспалительных средств, которые будут удерживать иммунные клетки от зряшного самоубийства, вред от ВИЧ можно будет свести до минимума, а сам вирус низвести до статуса второго герпеса, который будет спать в человеке десятилетиями, будучи не в состоянии проявить себя.
Подготовлено по материалам Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Изображение на заставке принадлежит Shutterstock.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1499
Рейтинг поста:
Это порошок от крокодилов.
Так у тебя же их нет!
Так вот потому и нет.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: