Сейчас мы можем делать фотографии и размещать их в социальных сетях на фоне сногсшибательной панорамы. Мы можем смотреть фильм и тут же комментировать его в Twitter. Всего лишь 10 лет тому назад мы не могли делать столько дел одновременно.
Теперь все иначе благодаря (или по вине?) целой лавине технологических новинок, которые появились в нашем распоряжении.
Они же в качестве побочного эффекта меняют наши способы запоминать информацию, выучивать новые вещи и использовать наши умственные способности.
Влияние на умственные способности. Ученые доказали, что если не напрягать свою память, то это отрицательно скажется на работе мозга и на умственных способностях в целом. «Долгосрочная память — это система архивирования нашего мозга, — объяснил Николас Карр (Nicholas Carr), автор работы "Интернет делает нас глупыми? Как сеть меняет наш мозг". — Позволить себе забывать факты и опыт означает не иметь возможности в дальнейшем формулировать сложные идеи, которые обогащают нашу мысль».
Уязвимость краткосрочной памяти. В своей книге Карр объясняет: «В то время, как наша долгосрочная память имеет почти неограниченный объем, краткосрочная память имеет ограниченное пространство, и она более хрупкая. Перерыв в нашем внимании может привести к ее исчезновению из нашего мозга».
Есть пять способов модификации нашей памяти в результате использования высоких технологий.
1. Избыток информации снижает нашу способность запоминать и ухудшает сообразительность
Использование интернета даже в течение нескольких минут может затруднить архивирование информации. Большинство из нас не в состоянии эффективно управлять избытком данных и новостей, которые на нас обрушиваются.
Американец Тони Шварц (Tony Schwartz) сравнил рабочую память, которая сохраняет информацию для определенной цели, со стаканом: «Это напоминает процесс доливания воды в полный стакан, то, что уже есть внутри, выталкивается наружу. Мы постоянно теряем прибывающую и заменяющую одна другую информацию. Нет места для размещения новой информации".
Бессвязные факты. По мнению Шварца, «речь идет о поверхностном опыте, потому что мы в состоянии удержать что-то в памяти только очень короткий срок. Трудно переварить и понять смысл информации, потому что ее слишком много».
Вот мы и начинаем чувствовать, что перегружены информацией. «У нас есть бесконечное число фактов, которое мы не в состоянии связать в историю, имеющую смысл», — объяснил Шварц.
2. Интернет становится внешним диском для нашего мозга
Ученые обнаружили, что имея цифровые устройства, которые запоминают вместо нас информацию, мы становимся все менее склонными к использованию нашей памяти.
Недавно в журнале Scientific American была напечатана статья, в которой интернет сравнивался с внешним жестким диском мозга, и объяснялось, что социальный аспект воспоминаний был заменен новыми цифровыми устройствами.
Социальный процесс нарушен. «Исторически память — это социальный процесс, — говорится в статье. — Мы помним определенные вещи и делимся ими с другими людьми, а они в свою очередь делятся той информацией, которые забыли мы. В какой-то степени мы делегируем работу мозга, каковой является память, другим людям из нашей социальной группы». Теперь эту работу за нас выполняет интернет: когда у нас возникает необходимость проверить какой-то факт, то мы открываем Google вместо того, чтобы спросить у своего друга.
3. Коллективная память «выхолащивает» индивидуальную
Внимание играет ключевую роль при формировании длительных воспоминаний. Но когда мы делаем комментарии в твиттере о фильме или фотографируем, мы уже не в состоянии запомнить детали истории или панорамы. Разделяя с другими наш опыт, мы создаем коллективную память, которая наносит ущерб нашей собственной.
Недостаток внимания. «Тот факт, что мы забываем некоторые вещи, свидетельствует о нашей чрезмерной занятости, - считает Залди С. Тан (Zaldy S. Tan), директор клиники нарушения памяти медицинского центра (Beth Israel medical Center) Нью-Йорка. — Когда мы невнимательно делаем какие-то вещи, то формирующиеся воспоминания об этом неустойчивы, и позднее у нас появятся проблемы при попытке восстановления информации».
4. Знания теряют свою индивидуальную ценность
Когда мы слишком много привлекаем технологии, то мы не связываем в целостную схему отдельные части информации.
«Мы часто разбиваем знания на части, которые потом не связываются в более широкую единую концепцию, — объяснил Джон Эдвард Хат (John Edward Huth), профессор физики в Гарварде. — Когда это случается, знания теряют свою индивидуальную ценность».
Утерянные детали. Мы нуждаемся в более широкой концепции, чтобы помочь себе запомнить более мелкие детали. Нам нужен обширный контекст, чтобы сохранить в мозгу детали.
5. Воспоминания родившихся в цифровую эпоху исчезают быстрее
Согласно американскому исследованию 2013 года, те, кто родились в период с 80-х годов прошлого столетия и до начала третьего тысячелетия, то есть те, кому сегодня от 24 до 35 лет, более часто не помнят сегодняшнюю дату (15% молодых) по сравнению с теми, кому сегодня 55 лет (7% взрослых). На вопрос, где хранятся ключи от квартиры, не смогли ответить 14% молодых и 8% взрослых, родившихся до информационного взрыва.
От стресса до забвения. По мнению ученых, потеря памяти молодыми людьми связана со стрессом, депрессией и малой способностью к оценке событий: «Молодое поколение использовало все технологические новинки, но их многочисленные занятия привели к потере сна и затем и к ослаблению памяти».