Охотники и слоны: наскальное искусство горного массива Седерберг на юге Африки (фото Wikimedia Commons).
Следовательно, вопрос ставится таким образом: когда подобная символическая деятельность начала определять человечность? Ответить на него непросто, и, возможно, мы никогда не сможем собрать достаточно сведений и выстроить окончательную хронологию. Тем не менее на этот счёт есть две теории. Одна говорит, что человечество совершило большой культурный скачок приблизительно 60–80 тыс. лет назад, когда люди неслись во весь опор из Африки в Евразию. Другая гласит, что культура развивалась постепенно, в Африке, на протяжении всего периода существования человека разумного.
Термин «человеческая революция» приписывается антропологу Полу Мелларсу, который в 2007 году заявил, что это событие было «эпизодическим ускорением изменений» 60–80 тыс. лет назад, непосредственно перед тем, как средний палеолит сменился верхним. По этой причине эпоху перемен иногда называют революцией верхнего палеолита.
Наскальная живопись из Алжира (фото Patrick Gruban).
Судя по археологическим находкам, люди к тому времени далеко ушли от своих предков в том, что касается технической сложности. Мы стали пользоваться не только камнем, но и костью, причём орудия получили узкую специализацию для самых разных видов деятельности. Люди ловили рыбу, переносили цветные раковины на огромные расстояния (скорее всего, они высоко ценились как украшения), нагревали красители для получения красок, выжигали землю вокруг стоянок, поощряя рост полезных растений, хоронили мёртвых с вложениями в могилу и наносили геометрические узоры на стены пещер.
Есть сведения, что одновременно с этим люди стали жить более крупными группами, иерархическая организация общин усложнилась, и это больше не были стаи бродячих охотников и собирателей. «Революционеры» направились из Африки в Евразию и со временем ассимилировали или вытеснили другие популяции — неандертальцев, денисовцев и всех остальных.
Костяной наконечник из мезолитического слоя пещеры Перс (а); костяные орудия Стилбейской индустрии из пещеры Бломбос (b–g), в том числе шилья (b–e) и наконечники (f–g); линии, вырезанные на орудиях c и g (h и i соответственно); фрагмент кости с гравировкой (j). Изображение Christopher Henshilwood.
Что же стало причиной революции? Г-н Мелларс не знает. Возможно, сыграла роль некая генетическая мутация, быстро распространившаяся по всей Африке. Или «экономические и демографические обстоятельства в условиях быстрого изменения климата и окружающей среды». Действительно, то было время резкого похолодания, вызванного отчасти извержением супервулкана Тоба на Суматре, которое произошло примерно 74 тыс. лет назад. Не исключено, сыграли роль оба фактора сразу.
Г-н Мелларс сравнивает революцию верхнего палеолита с неолитической, которая 10–13 тыс. лет назад привела к быстрому развитию сельского хозяйства и городов. На пару с антропологом Офером Бар-Йосефом они видят в этой параллели свидетельство того, что культура развивается скачкообразно. Эпохи акселерации сменяются периодами относительной стабильности и даже регресса.
В общем, символическое поведение, по их мнению, было результатом революционных перемен. Этим объясняется изобилие произведений искусства и сложных орудий в слоях верхнего палеолита по всему миру.
Охотники на оленей эпохи палеолита.
Однако в последнее время выросло количество находок, говорящих о том, что символическая культура существовала задолго до гипотетического периода акселерации. В связи с этим антропологи Салли Макбреарти и Элисон Брукс полагают, что никакой революции не было. В Африке и на Ближнем Востоке гоминины готовили краску и хоронили мёртвых символическим образом более 180 тыс. лет назад. Обмену на большие расстояния и добыче раковин по меньшей мере 100 тысячелетий. Бусам из скорлупы страусиных яиц — 75 тыс. лет.
В дополнение к этому Элисон Джордж пишет в журнале New Scientist о том, что ген FOXP2, связанный с человеческим общением, появился у нас 170 тыс. лет назад. Археолог Йохан Линд и вовсе считает, что «современный разум» мог возникнуть ещё 500 тыс. лет назад — у человека прямоходящего. Действительно, Homo erectus уже использовал орудия труда и огонь.
Чатал-Хююк — поселение эпохи неолита на территории совр. Турции. Ок. 6500–6000 г. до н. э.
Г-жа Макбреарти и другие указывают на то, что около 130 тыс. лет назад уровень моря повысился и драгоценные археологические слои оказались смыты с побережья Южной Африки. Возможно, именно этим и объясняется сравнительно небольшое количество находок, относящихся к предшествующим временам. Если мы соединим африканскую историю символизма с более поздней евразийской, то получим, по мнению г-жи Макбреарти, картину очень постепенного развития культуры, безо всяких скачков.
Г-н Мелларс основывает свою концепцию на евразийских находках. Но революция не может быть результатом переселения, считает г-жа Макбреарти. В основе культуры мигрантов то, что было приобретено ими на родине, то есть в Африке.
Возможно также, что Африка вовсе не была центром развития культуры. В испанской пещере Эль-Кастильо обнаружены изображения, которым примерно 40 тыс. лет. По некоторым оценкам, к тому времени человек разумный, шедший с востока, ещё не добрался до этих мест. Кто же был автором этих замечательных животных, отпечатков ладоней и загадочных узоров из точек? Неужели неандертальцы? Неужели символической культурой обладали и те, кого мы привыкли считать тупоумными «качками», которых наши предки без труда согнали с насиженных мест?
Хронология человеческих достижений, по Макбреарти.