От редакции "РН": Неблагополучие народа — это прежде всего, неблагополучие семьи, и именно государство должно помочь семье. Поиску эффективных механизмов информационной политики поддержки семейных ценностей в обществе и был посвящен недавно состоявшийся уже III форум "Святость материнства".
Ниже мы приводим важное выступление протоиерея Димитрия Смирнова, председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, яркого православного публициста.
***
Что я считаю нужным представить такому высокому собранию? Этот форум, посвящённый семье, внушает большой оптимизм, так как общество приходит к пониманию, что народ, государство не может жить без семейных ценностей. И такое представительное собрание весьма хороших и известных людей говорит о том, что мы пришли к общему согласию о необходимости защиты семьи. Вот это мне представляется самым важным. Последние 20 лет Церкви в силу некоторых обстоятельств нашей народной жизни сегодняшнего дня приходится брать на себя ряд социальных функций, по существу не свойственных ей: армия, наркомания, алкоголизм, беспризорники, сироты, тюрьмы, больницы, демография и так далее. Мы имеем успешный опыт, но, конечно, не можем подменить собой министерство. Мы можем проанализировать все вышеперечисленные проблемы, и понять, что и преступность, и наркомания, и все негативные явления нашей жизни имеют в своём корне семейное неблагополучие или вообще отсутствие семьи как таковой. И наоборот, благополучие, причём во всех аспектах — и духовных, и материальных — происходит из семьи. А раз мы неблагополучный народ, то корень решения этой проблемы находится в семье, поэтому она и нуждается в защите.
Например, когда к нам обращаются по повод кризисной беременности, мы начинаем разбираться с каждым случаем в отдельности. На первый план выходят материальные проблемы: еда, жильё, одежда. Но когда начинаешь работать глубже, то становится ясно, что эти кризисные случаи являются следствием разрыва родственных связей внутри большой семьи и отсутствия семьи. Понятно, что если женщина, оказавшись в сложной ситуации, обращается в благотворительный фонд, значит у неё нет родителей, тёти, дяди, двоюродной бабушки, троюродного брата, которые могут чем-то помочь. То есть, может быть, они есть, но в трудной ситуации их нет рядом. Мы спрашиваем: "Ты попала в трудную ситуацию. Где твоя мама?" — "Мама? В Донецке" — "А почему у тебя нет ни одного родственника? А где твой папа?" — "Папу ни раз не видела в жизни". А братик есть? Сёстры? Дядя? Почему у тебя нет никого, кто мог бы дать тебе пожить на даче или, может быть ещё чем-то помочь. Неужели нет родственников? У меня в Москве, как выяснилось, живёт три сотни родственников. И очень интересно с ними восстанавливать общение. И так далее.
Можно привести следующую аналогию. Алмаз — очень твёрдый камень, который режет стекло. А если взять уголь, то по химическому составу это тоже самое, но в то же время его можно растереть пальцами.
Так же и человек: если его жизнь атомизируется, то жизнь народа превращается в желе, а вот если существуют большие семьи, то народ становится очень устойчивым организмом. Устойчивый в любых жизненных ситуациях, таких как голод, война, эпидемии, нашествие иноплеменников и так далее.
Очень важно над этим поразмышлять, потому что чем больше мы говорим о свободе личности и прочих прекрасных вещах, тем больше общество атомизируется, и человек остаётся один. Ему даже деться некуда. Слава Богу, есть какие-то люди, сердце которых отзывается на боль других. Но раньше такие функции в каждом народе выполняла семья. А в некоторых народах семья эту роль не утратила (на Кавказе). Семья — это очень сильный инструмент для выживания.
И очень важно понимать значение часто употребляемого теперь термина "семейные ценности". А что это такое? Мы не говорим о том, что такое семейные ценности. Хотя мы должны понимать, что такое эти самые семейные ценности, иначе наши встречи, наши мероприятия теряют всякий смысл, ведь мы же должны представлять, что мы отстаиваем. Из 10 заповедей, данных человечеству ещё в Ветхом Завете, две имеют непосредственное отношение к семье. Остальные также. Например, заповедь "не убий" — разве это не относится к абортному движению в нашей стране?
Так вот, нужно обязательно определиться, что такое семья. Мы можем её подразумевать только как пожизненный союз мужчины и женщины. Или, как основа исторического права, Павел Алексеевич нам напомнил 2000-летнюю найденную чудесную формулировку, которой каждый нормальный человек может придерживаться: "основанный на любви и открытости к продолжению рода". Это естественный порядок вещей, установленный Богом. Мы везде слышим, что семья — это институт, как прокуратура или тот же суд или совет министров. Вот это всё институты, но ни Церковь, ни семья — это не институты, это то, что установлено Самим Богом. Разве человек создал пол? Почему Господь Бог не дал нам возможность распространяться по земле делением или клонированием? Такие механизмы есть в природе. Но нет — рождением. Мужчина и женщина — какие сложности! Сонеты, дуэли, войны. Это сложно, но это Богу нужно, потому что брак — это школа любви. Сам Бог есть Любовь, и Он хочет научить этому нас через семью. Чтобы маленький ребёночек рождался уже в атмосфере любви. Причём, он знает, что любовь может быть разная: вот это любовь папы, это любовь мамы, вот это любовь старшего братика, вот это любовь бабушки, вот это любовь тёти, вот это любовь дедушки. Это разные оттенки. Любовь, она так же многообразна, как листья на берёзе: на вид они все одинаковые, на самом деле ни одного одинакового нет.
Не будем говорить о так называемых нетрадиционных семьях, потому что по определению это вообще не есть семья, поэтому, несмотря на то что такие термины нам навязываются, надо, чтобы это осталось за рамками нашего форума и обсуждения. Но есть вещи, о которых надо поговорить. В нашей стране сто миллионов крещёных людей. А что значит "крещёный человек"? Это значит, что он член Церкви. Но для большинства разъяснения Церкви по поводу разных явлений нашей жизни остаются терра инкогнита. Почему бы средствам массовой информации не проинформировать народ наш, а, собственно, почему Церковь выступает против экстракорпорального оплодотворения? Почему наше родное государство выделяет огромные миллиардные средства на эти процедуры? Не лучше ли эти средства потратить на поддержку многодетных семей? А ведь у нас есть многодетные семьи, которые не имеют никакого жилья. Вот это разве было бы не лучше, чем тратить деньги на то, что Богу противно? Ведь у нас в стране всего шесть процентов многодетных семей. Разве не нужна государственная помощь этим людям? Самым важным нынче государственным людям, так как мы вымираем.
Ну и практика контроля рождаемости — это всё-таки фашистское изобретение, а не наше, российское. А у нас постоянно государством финансируются центры так называемого планирования семьи. А это планирование только в одни ворота: убить, убить, убить, убить. Потому что никто никогда не слышал, чтобы кто-то планировал родить 15 детей, родить 20 детей. Планируют только в одну сторону — в сторону уничтожению. Спрашивается, зачем государству с вымирающим народом это финансировать?
Вот меня и всех моих друзей беспокоит такая тенденция, что абсолютное количество абортов, которое проходит через официальную статистику, вроде бы уменьшается, но количество химических абортов выросло на 20 процентов. Пройдёт ещё немножко времени, и они полностью заменят те. Но какая разница, человека убивают выстрелом в затылок или отравляют в газовой камере? Главное, что он был, а теперь его нет, а каким методом его убивают — это не важно. А у нас эти таблетки не только общедоступны и отпускаются без рецепта, но и становятся всё более популярны и пропагандируемы. Вот это очень беспокоит.
Поэтому мы должны исходить из принципов естественной семьи и её поддержки. Понятие о семье и её приоритета в традиционном божественном понимании этого слова должно быть основой и нашего законодательства, и своего рода лекалом для проявления любых управленческих решений.
Тогда многие вещи станут очевидными.
Ну и последнее. В завершение скажу о теме нашего нынешнего форума, который тоже был очень важен. Народы России, причём я могу заявить, потому что я проводил такое исследование среди многих народов, даже частично в своём приходе, потому что у меня люди 34 различных национальностей, мечтают о таких СМИ, которые вместо того, чтобы духовно убивать душу нашего народа, так выстраивали своё вещание, так организовывали политику печатных и интернет-изданий, чтобы воссоздание российской семьи стало бы их приоритетом. Это надо поставить для себя главной внутренней задачей, как в недавнее время была такая задача внутренней цензуры, потому что все понимали — не всё можно озвучивать. Но тем не менее возникла замечательная советская литература — люди научились говорить так, что всем было понятно и, кстати, высокохудожественно. Не так давно, чуть более 200 лет назад было только два СМИ в стране: это Церковь (она несла массово людям некоторые сведения, так было 800 лет) и сарафанное радио. Но с начала XVIII века появились газеты, и уже мы смотрим, что в конце XIX — начале ХХ эти СМИ подготовили две революции в России, плоды которых мы пожинаем до сих пор. И, конечно, влияние СМИ огромно. И теперь влияние Церкви на народ и влияние СМИ даже невозможно сравнивать. Потому что для Церкви остался по прежнему амвон, некоторые форумы, собрания и так далее. Но всё таки это нельзя сравнивать со СМИ по массовости воздействия на сознание, о чём уважаемые психологи нам говорили. Поэтому очень важно нам постараться вот это огромное влияние, его вектор развернуть, если удастся нам и всему государству, в сторону мирового блага. Тогда семья и Россия воспрянут вновь. Например, если СМИ десяти-тысячекратно будут повторять, что каждый зачатый ребёнок должен быть рождён и каждый сирота должен быть усыновлён, а не брошен, тогда мы вновь воспрянем. Источник: Россия Навсегда.рф.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
начнём с численности типичной и нормальной традиционной семьи: 2-е родителей и 2-е детей. достаточно ли точен этот подсчёт? разумеется не совсем. ведь есть ещё и две бабушки и два дедушки - родители родителей. а если у бабушек и дедушек тоже были нормальные семьи и двое детей? тогда и их семьи подключают всё новых и новых предков и их потомков. цепочка ветвится и разрастается вширь, пересекая не только пространства страны, но и государственные границы, вовлекая в отдалённое родство очень неожиданных персонажей. разрывы и пробелы образуются в основном искусственно, а по большому счёту мы все либо уже дальняя родня, либо станем роднёй в будущем.
игнорируя повальное родство, практика оперирует представлениями о близости родства, ограничивая понятие семьи союзом двоих (мужчины и женщины) с целью продолжения рода. но коллизии родства от этого не исчезают. ответ на вопрос: годятся ли юридические упрощения в определении семьи для описания того, что в действительности является традиционной семьёй? - как-то незаметно замыливается. очень странно, что церковь, отстаивая традиционные семейные ценности, с чего-то вдруг неявно признаёт ограниченное юристами представление о ней, избегая уточнять что и почему она считает семьёй. а ведь представление о семье, сведённое только к союзу двоих как раз и открывает дверь к более широкому представлению о том, кто может составлять такую пару (лесбо, гомо, некро и пр. изврат).
за что стоит ценить современную традиционную семью? чем особо и ценно это гражданское состояние для супругов? какие опасности подстерегают пару, решившую оформить таким образом свои отношения? думаете я перегнул с последним вопросом? тогда перечитайте свой брачный договор (если есть такой), просмотрите статистику уклонения от уплаты алиментов и статистику семейных конфликтов с различным исходом.
какие особые права предусмотренны в обществе и гарантированы государством для членов семьи и недоступны для посторонних? как ни странно, но кроме и без того добровольно взятых на себя взаимных прав и обязательств, общество и государство практически ничего не обещает и не даёт семье сверх этого. близкие родственники могут быть разлучены, для их встреч могут быть созданны непреодолимые препятствия почти любым чиновником и совершенно законно. с телом умершего близкого родственника госучереждения могут поступить по своему усмотрению, не спросив мнения родни, а зачастую и не поставив её в известность. а ведь это два момента особо ценные для членов семьи. таким образом, забота государства сводится лишь к взысканию алиментов и разделу наследства. о заботе церкви я вообще молчу.
рост числа предпочитающих жить гражданским браком показывает, что супруги больше доверяют чувствам друг друга, чем доверяют и нуждаются в посредничестве закона и власти.
власть и церковь могут сколько угодно вещать о семейных ценностях, но пока они не начнут обеспечивать супругам и родственникам в традиционной семье исключительные и нерушимые особенности в отношениях друг с другом, их усилия остануться тщетными - состояние в гражданском браке ничем не будет отличаться от традиционной семьи, а распространять её ценности на такой брак будет странным и непоследовательным.
вот будет у решения семьи приоритет над решениями власти любого уровня, будет видна и ценность семьи. и без всякой пропаганды.