Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
Со времен Аристотеля считалось, что сущность человека — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. Однако в настоящее время приходит новое понимание природы человека, понимание того, что человек может быть разным не только в плане многообразия личностных особенностей, но и, в плане коренного различия основных системообразующих принципов, на которых строится поведение и личность в целом.
Сложность изучаемого вопроса требует междисциплинарных подходов. Одним из таких междисциплинарных, изучающей общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах, является синергетика.
В свете синергетики человек рассматривается как наиболее сложная, открытая, эволюционирующая система, сохраняющая или развивающая себя в определенном направлении, и которой присущи явления самоорганизации.
Процесс самоорганизации в системе происходит за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия, в результате чего возможно появление единицы иного качественного или количественного уровня. В системе составляющие ее элементы в процессе эволюции объединяются не жестко и строго по определённым принципам. Считается установленным, что объединение структур в системе возможно лишь при наличии общей цели и при установлении общего темпоритма существования. Развитие систем может идти эволюционно (постепенно) или кризисно (эмерджентно). Внешние воздействия могут менять составляющие систему элементы, но последние способны изменяться и организовываться таким образом, что возникает новая система. Однако такое наблюдается не всегда, и если такое не происходит, то система разрушается. Структура в синергетике — это не архитектоника, а состояние, возникающее в результате многовариантного и неоднозначного поведения элементных этих структур. Эволюция системы «человек» начинается с биологического базиса, затем формируются психологические структуры и в последнюю очередь социальные. Однако иерархически эти структурные элементы жестко не закреплены. Важен баланс (гармония) биопсихосоциального в человеке.
Таким образом, эволюция человека обусловлена внутренними структурами, имеющими определенные тенденции, стремления, или «предпочтения», во взаимодействии с внешними факторами, идущими от ближайшего окружения, общества и т.д. При этом внутренние (эндогенные) факторы обеспечивают базальное, природно-естественное в эволюции, в то время как внешние факторы могут по-разному влиять на процесс развития, активируя, замедляя или искажая его.
Естественным образом возникает вопрос об этих внутренних факторах, их свойствах, законах и динамике их развития и, что самое главное — их специфике для каждого конкретного человека. Какие качества и свойства являются имманентными для данного человека, определяя его сущность и индивидуальность?
Кардинальным моментом, на который следует обратить особое внимание, является то, что те внутренние свойства и психические процессы, и их специфика, представляют собой четко выстроенную внутреннюю организационную структуру, которая длительное время эволюционировала вместе с человеком, и по существу вроде бы должна составлять его суть. Однако объективным наблюдением и анализом отмечено, что биологическое в системе доминирует не всегда. Даже в одно время, но в разных ситуациях может преобладать то биологическое, то индивидуально-психологическое, то социальное. Т.е. получается, что эта внутренняя организационная структура как бы постоянно флуктуирует, совершая колебания определенного диапазона. При кризисных ситуациях, когда адаптационных возможностей не хватает, внутренняя организационная структура вообще может кардинально изменяться или разрушаться.
Рассматривая человека с позиции синергетики, открываются новые возможности переосмысления проблематики его детерминации и изменчивости, эволюции и сущности.
С одной стороны все люди имеют одинаковые родовые качества, которые решают задачу антропологической и онтологической эволюции человека, обеспечивая его жизнеспособность, а с другой стороны имеют индивидуально-специфические особенности, которые отличают его от других людей, определяя индивидуальный жизненный путь. Именно поэтому обращение к идее аутентичности, как факторе сохранения биопсихосоциальной целостности в своей уникальности, является актуальным и востребованным.
Аутентичность (греч. authentikys — подлинный) — термин запоминающийся и звучный, но его семантическое наполнение весьма расплывчато и неопределенно. Практически все исследования этого феномена носят теоретический характер, что связано со сложностью его верификации.
Упоминания об аутентичности чаще всего ассоциируются с экзистенциально-гуманистической психологией. Ее актуальность была обозначена в американской и западноевропейской психологии (Д.Бюдженталь, А. Ленгле, С.Мадди, Р.Мэй и др.). В российской психологии аутентичность описывается и изучается в контексте самоопределения и жизнетворчества (А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков и др.).
Гуманистические психологи считали, что аутентичность — это способность человека в общении отказываться от различных социальных ролей, позволяющая проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, чувствам, эмоциям и поведению. (Rogers С. R.). Близко к этому понимание аутентичности в гештальт-терапии, где она понимается как соответствие человека самому себе, способность жить, не изменяя своему истинному «Я».
Понятие «аутентичность» в экзистенциалистской психологии связанно с проблемами самоопределения и самоконституирования человека обусловленности совершаемых им выборов и возможности быть автором собственной жизни, обладать собственным бытием.
Наиболее полное освещение и теоретическую разработку аутентичность получила у Сальваторе Мадди, который поставил ее в центр представлений об идеальном развитии личности, и следовательно, в центр идеальных устремлений терапевта.
Таким образом, для экзистенциально-гуманистических психологов — аутентичная личность — это идеал, фантом, к которому необходимо стремиться.
В экзистенциально-гуманистической психологии аутентичность является конструктом. «Конструкты», как указывает само название, представляет собой нечто конструируемое, не наблюдаемое является продуктом теоретизирования, абстракций, измышлений. В построении абстрактных теоретических конструктов прослеживаются субъективные взгляды их авторов, не всегда подтвержденные практико-экспериментальными исследованиями.
В нашей транскрипции аутентичность рассматривается как событие, как исходное явление (original). В отличие от конструкта, событие — это то, что происходит, безразлично, знаем мы об этом или нет. Суть в том, будем ли мы придерживаться сути концептуальных принципов или обратимся к человеку, его биологии, ценностям (в основе которых может лежать как потребность, так и идея). Перенося термин «аутентичность» из психологического контекста в психотерапевтический, мы наполняем его биопсихосоциальным содержанием. Аутентичность как феномен — это индивидуальная естественность человека в своей уникальной биопсихосоциальной основе, которая позволяет связать в единое целое все его сущностные характеристики.
Анализируя жизненный путь человека, принципиально важно указать на то, что он непрерывно эволюционирует как единое целое, и что ни одну сторону его жизни нельзя понять в отрыве от других сторон, с которыми она тесно связана в процессе своей эволюции. И на этом пути наследственность постоянно сталкивается с разнообразными влияниями внешней среды. И именно в этой тесной взаимозависимости самых разных аспектов развития и происходит с момента рождения эволюция личности.
Формирование аутентичности связано как с генетическими, так и с психосоциальными факторами (воспитание, образование, полученные знания и жизненный опыт). Генетически запрограммированный биологический базис обеспечивает протекание всех психических процессов. П.К. Анохин считает, что эволюция личности обусловлена «состоянием доминирующей мотивации», которая формируется или на основе исходных гормональных и метаболических превращений организма, или на основе прежней последовательности в поведенческих актах».
Аутентичность как ресурс личностной самоорганизации, через свою уникальность и целостность, может проявляться как в ситуационном аспекте, способствуя специфическому (не всегда адекватному с точки зрения стороннего наблюдателя) взаимодействию с социумом, так и в экзистенциальном аспекте, в плане познания мира, себя и себя в этом мире.
Аутентичность является процессуально — динамическим фактором, в основе которого лежит психобиологическая готовность определенным образом взаимодействовать с окружающим миром. Аутентичность стабильна и изменчива одновременно. В различных жизненных ситуациях может преобладать то биологическое, то индивидуально-психологическое, то социальное. Т.е. получается, что аутентичность как бы постоянно флуктуирует, совершая колебания определенного диапазона. Диапазон флуктуаций аутентичности есть величина адаптационного потенциала.
Аутентичность — это внутренняя уникальная гармония биопсихосоциального в человеке. При трагедиях и в сложных жизненных ситуациях возможен кризис аутентичности (т.е. ее изменение или потеря).
Аутентичность предполагает уникальность, через специфический жизненный путь с индивидуально-личностным поиском цели и смысла жизни. Поиск смысла жизни осуществляется посредством психологических механизмов и закономерностей понимания личностью своего жизненного пути в определенное время жизни. Принятие своей аутентичность — это свобода в принятии самим собой своих уникальных особенностей и неповторимой стратегии построения собственной жизни.
Возвращение к аутентичному (даже измененному), не природно-естественному (биологически закрепленному), а биопсихосоциальному — на определенном этапе жизни будет возвращать систему «человек» в стабильное состояние. На биологическом уровне это приведет к исчезновению или ослаблению клинических симптомов, на психологическом — к осознанию себя «нового, измененного» и принятию себя, а на социальном — к удовлетворительной адаптации. Однако так происходит не всегда. Часто бывает так, что изменения, произошедшие в человеке, не соответствуют социальным нормам и не поддерживаются социумом. В такой ситуаций значительно затрудняется процесс социальной адаптации, и вместе с ним — принятие своей «новой» аутентичности. Еще одним фактором, замедляющим принятие является память. Воспоминания о «прошлом себе» мешают жить в настоящем. Проблема аутентичности — это проблема выяснения, что является в настоящее время настоящим, подлинным, а что в настоящее время — не подлинное, псевдонастоящее. И здесь важнейшее уточнение — именно в настоящее время (выделено С.У.), т.к. аутентичность может изменяться под воздействием психологического влияния, жизненных кризисов, трагедий, заболеваний и т.п. Возрастные кризисы также изменяют аутентичность.
На определенных этапах жизненного пути может наступать кризис аутентичности, который характеризуется определенной трансформацией или разрушением всех сфер жизнедеятельности человека и, в том числе его представлений и о себе и других людях и отношения к ним. Подобного рода кризисы сопровождаются медицинскими, психологическими и социальными проблемами (появляются симптомы психических и поведенческих расстройств, возникают явления социальной дезадаптации, формируются различного рода аддикции, совершаются суициды и т.д.). Вопрос о принятии новой аутентичности может быть весьма болезненным и проблематичным.
Понимание того, что человек не может стать аутентичным раз и навсегда, в смысле обретения данного свойства раз и навсегда, поможет лучше осознать и понять данный феномен.
PS. Может быть не совсем корректно использовать термин «аутентичность» в новом контексте. Однако думаю, что в психологическом и психотерапевтическом сообществе есть люди, заинтересованные данной проблемой и вполне возможно удастся найти термин, более адекватный в данной ситуации.
© С.В. Уманский, 2013 Источник: psyfactor.org.
Рейтинг публикации:
|