Интенсивные курсы дают ошеломляющие результаты, если только заниматься…«настоящим образом»
Перевод со шведского
Ученые Института психологии г. Лунд решили исследовать, как меняется мозг во время интенсивного изучения языков. 14 одаренных молодых курсантов Школы военных переводчиков, которым предстояло за три месяца выучить арабский, русский или дари, стали отличным предметом исследования. Для этого, перед предстоящей усиленной зубрежкой им сделали магнитно-резонансную томографию головного мозга в НИИ г. Умео. Результаты медицинских исследований опубликованы в научном журнале Neuro Image *.
В качестве сравнительной группы было отобрано еще 17 человек, но уже студентов-медиков и студентов, изучающих когнитивную психологию, которые, согласно плану, в течение того же периода займутся напряженной умственной деятельностью.
Интенсивность на курсах Школы военных переводчиков чрезвычайно высокая. Переводчики должны учить по 400-500 новых слов в неделю. Чтобы вести обычный разговор на каком-нибудь языке требуется освоить примерно 2000 – 3000 слов.
Через три месяца в Центре изучения мозга Functional Brain Imaging (UFBI) в Умео еще раз провели МРТ-исследование.
Были получены следующие результаты:
1. У курсантов Школы военных переводчиков увеличился размер гиппокампа - структуры, находящейся глубоко в толще головного мозга, задействованной в процессе обучения и пространственной ориентации, а кроме того размеры трех других участков коры головного мозга.
2. У студентов мединститутов и психологов не обнаружено абсолютно никаких изменений мозговых структур.
3. Самые успевающие из курсантов-отличников показали значительные изменения гиппокампа, а также участков верхней височной извилины в коре головного мозга, что связывается с изучением ими иностранного языка.
4. У курсантов, которым пришлось приложить максимальные усилия при освоении языка, наблюдается значительное увеличение участков коры головного мозга, отвечающих за моторные функции (лобной медиальной извилины).
Йюхан Мортенссон, психолог Лундского института, рассказал, что поразило ученых в этом эксперименте:
― Оказывается, разные участки мозга развивались по-разному, что имеет прямую связь с успеваемостью учащихся, а также с тем, насколько они выкладывались во время учебы. Очевидно те, кому легче дается новый язык, смогли бы дополнительно освоить малоупотребительные слова или диалект изучаемого языка. В то же время у той части курсантов, которым пришлось затратить на учебу больше времени и энергии, развились другие отделы мозга.
На основании анализа результатов ученые пришли к следующим выводам:
1. Языковые курсы, где обучение происходит в ускоренном режиме, являются настоящим фитнесом для мозга.
2. Мозг взрослого человека может расти аналогично тому, как растут мышцы взрослого человека.
Исследования в Лунде еще раз подтвердили, насколько сильно может изменяться мозг во время интенсивной активности, какие крупные отделы мозга задействуются при изучении языка и что способен хорошо развиваться мозг даже взрослого человека.
Очевидно, что для любого мозга будет полезно говорить на более чем одном языке. Владение двумя или несколькими языками хороший способ держать мозг в тонусе. Другое исследование доказало, что болезнь Альцгеймера начинается позднее в тех группах, которые владеют более чем одним языком.
А может и правда, начать учить дари, вариант персидского языка, на котором говорят в Афганистане?
____________
* http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1053811912006581 Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|