Врачи из больницы Френчей (Frenchay Hospital) (Бристоль, Великобритания) нашли способ замедления развития паркинсонизма. Как и при любом другом нейродегенеративном расстройстве, тут тоже происходит массовая гибель нервных клеток, что сказывается на самых разных функциях мозга (при синдроме Паркинсона, например, в первую очередь гибнут нейроны, контролирующие движение, и человек в итоге теряет контроль над мышцами). Болезнь запускают нерастворимые белковые отложения в нейронах, хотя конкретные причины гибели клеток до сих пор изучаются.

Один из главных признаков гибели нервных клеток при болезни Паркинсона — нарушения подвижности. (Фото Scott Houston.)

Стивен Джилл (Steven Gill) и его коллеги попробовали остановить гибель клеток, вводя в мозг пациентов глиальный нейротрофический фактор (GDNF). Этот белок стимулировал рост нервных клеток, а поступал он через особую систему трубок и катетеров из резервуара, закреплённого за ухом больного. То есть в качестве лекарства тут выступает портативный насос, который мало-помалу качает в мозг целебный белок.

Понятно, что такое устройство нельзя ввести без нейрохирургического вмешательства, однако шесть пациентов, которым его поставили, нормально чувствуют уже месяц после операции — следовательно, сам по себе метод вполне безопасен.

Теперь врачи ищут новых добровольцев, чтобы на более крупной выборке посмотреть, насколько помогает столь неординарный способ лечения, можно ли с помощью постоянной инъекции белка GDNF затормозить развитие симптомов болезни Паркинсона. До тех пор пока у них не появятся данные хотя бы о нескольких десятках больных, обсуждать эффективность метода медики не будут.

Учёные уже давно ищут способ приспособить глиальный нейротрофический фактор для лечения синдрома Паркинсона: исследования показали, что он может «оживлять» нейроны, поражённые болезнью, так что они начинают расти и, в принципе, способны восстановить разрушенные нейронные сети. Однако с применением этого белка на практике возникла проблема: чтобы «пропихнуть» его в мозг, к больным нейронам, нужно как-то преодолеть мощный гематоэнцефалический барьер, который не пускает к мозгу ничего постороннего.

Как видим, барьер преодолели довольно своеобразным и, может быть, не совсем удобным способом — с помощью инъекционного имплантата. Но в лечении нейродегенеративных болезней пока что особых успехов нет, поэтому тут, как говорится, любые средства хороши — лишь бы помогло.

Подготовлено по материалам больницы Френчей. Изображение на заставке принадлежит Shutterstock.