Похоже на то, что спокойные времена для бюджетной медицины закончились. В самое ближайшее время главврачам больниц и поликлиник придется проявить характер и даже жесткость, добиваясь от горздравов и минздравов отличного финансирования, качественной аппаратуры и таких зарплат своим специалистам, чтобы штат был укомплектован полностью, а очереди за бесплатными талонами ликвидированы. Иначе эти самые больницы могут стать неплатежеспособными, а их главврачи – пополнить ряды безработных.
«Виной» всему – новое постановление Пленума Верховного Суда РФ №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (от 28 июня 2012 года), согласно которому пациенты отныне будут судиться с клиниками по «потребительскому» закону. Это прогрессивное постановление, в принятие которого юристам, специализирующимся на делах о врачебных ошибках, верилось с трудом. Но вот оно, спустя полгода после высказывания нынешнего премьера Дмитрия Медведева о необходимости обобщать практику по «потребительским» делам, все же принято. По мнению экспертов, ситуация в бюджетном здравоохранении в ближайшие месяцы в корне изменится. Посчитав, что активность пациентов по использованию судов поможет реформировать здравоохранение, власть дала им для этого инструмент, который по остроте можно сравнить со скальпелем хирурга – федеральный «Закон по защите прав потребителей», один из самых знаменитых в России. И если раньше защитить себя в суде пациенту было непросто – использовались общие нормы законодательства, разбирательства были длительными, расходными, с труднопрогнозируемым результатом, то теперь применяется специальный закон, где прописаны штрафы, неустойки, а оплата госпошлины возложена на больницы (прежде пациенты лишь в отдельных случаях освобождались от госпошлины).
Станут невыгодны «устаревшие» операции
Каждый обратившийся в суд пациент (или его родственники), автоматически признается потребителем медицинских услуг в системе ОМС. А значит, имеет все права потребителя: на надлежащее качество услуги; на ее безопасность, на информацию об исполнителе и о самой услуге, на соблюдение сроков оказания услуги, а при обнаружении недостатков услуги на соблюдение сроков их устранения. А также на соблюдение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя.
И специальных (то есть по «потребительскому» закону) способов защиты этих прав в разы больше, чем по ГК РФ. И специальных (то есть по «потребительскому» закону) способов защиты этих прав в разы больше, чем по Гражданскому кодексу РФ.
Взять, к примеру, право пациента на информацию. Все необходимые сведения – о лечащем враче (его квалификации), потребительских свойствах мед.услуги (какую пользу она принесет здоровью и какой может быть риск при ее оказании) и способах лечения (чем один отличается от другого, какой предпочтительней) должна быть предоставлена пациенту сразу. Причем факт ознакомления больного с информацией фиксируется документально, иначе пациент через суд сможет взыскать компенсацию морального вредаза нарушение своего права потребителя. Если врач сделал больному полостную операцию с большими разрезами, не объяснив, что можно обойтись гораздо менее травматичнойи экономичной (по скорости заживления, а значит, и числу больничных дней) лапароскопией – операцией с небольшими проколами, то это уже повод для иска. Нарушено право на информацию. Так что делать пациентам «устаревшие» операции- не информируя их об этом – врачам станет невыгодно.
Придется срочно ликвидировать очереди
Еще одно право пациента-потребителя – на соблюдение сроков оказания услуг. И тут бюджетные поликлиники, стационары, которые не оказывают услугу в срок, поджидает неприятный сюрприз – опять же из-за использования пациентами специальных способов защиты.
Cамый простой пример – с талонами на обследование у специалиста. И в СМИ, и в Центр медицинского права омские пациенты не раз жаловались на многомесячные очереди. А между тем, согласно Территориальной программе госгарантий, в Омской области предельный срок ожидания диагностического обследования составляет 15 дней.
Согласно ст. 28 «Закона о защите прав потребителей», если исполнитель (медучреждение) нарушил сроки оказания услуги, то потребитель (пациент) по своему выбору вправе назначить исполнителю новый срок или же поручить услугу от третьего лица за разумную цену. А после потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов. Вдобавок пациент-потребитель вправе потребовать и полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.
Итак, если полмесяца прошло, а талона по-прежнему нет, уже на 16-й день пациент с полисом ОМС может воспользоваться своими правами потребителя.Допустим, он выбрал второй вариант и уже на 16-й день прошел платное обследование стоимостью 420 рублей в частной клинике. Предъявив претензию, пациент может потребовать от своей поликлиники возместить ему эту сумму не позднее 10-дневного срока. А получив отказ, обратиться с иском в суд и взыскать не только понесенные расходы, но неустойку в размере 420 рублей, а также компенсацию морального вреда за нарушение права потребителя получить обследование не позднее 15 дней с момента обращения.
Примерный размер компенсации суд может оценить в 1000 рублей. В итоге получится сумма: 420+420+1000 = 1820 рублей. От этой суммы в пользу потребителя с поликлиники судебным решением взыскивается еще штраф в размере 50 % от присужденной суммы – 910 рублей. Дополнительно с поликлиники будет взыскана и госпошлина в размере 4400 рублей. Всего же из-за несоблюдения требований Территориальной программы госгарантий поликлиника может потерять 1820+910 + 4400 = 7130 рублей. А если тамкаждый месяц десятки таких недовольных?
Больницам придется «мириться»
Так же дорого обойдется стационарам отсутствие необходимых лекарств – входящих в стандарт медпомощи или перечень жизненно необходимых препаратов – и медицинских изделий, необходимых для оказания стационарной медпомощи. Если врач даст больному рекомендацию приобрести недостающий препарат или мед.изделие самостоятельно, и тот ей последует (сохранив кассовый чек) – то может взыскать не только стоимость препарата, но и «добавку» в виде неустойки, компенсации морального вреда и штрафа. Таким образом, в соответствии с «потребительским» законом, больница заплатит пациенту в разы больше, чем стоил этот самый препарат.
Таких примеров можно привести много. Причем выплаты пациенты станут получать довольно быстро. Ведь за каждый день просрочки медучреждение обязано будет выплатить пеню в размере 3 процентов от цены услуги. Эксперты считают, что уже после двух-трех громких судов с больницами по «потребительскому» закону руководство клиник станет делать все, чтобы договариваться с пациентами полюбовно. Комментирует руководитель Центра медицинского права Алексей Панов
Если пациенты в соответствии с «потребительским» законом начнут массово реализовывать свои права, бюджетные медучреждения могут понести громадные финансовые потери. Поэтому региональным минздравам и главврачам надо срочно перестраиваться и работать по-новому – без очередей и ошибок, что сегодня непросто из-за дефицита медицинских кадров. Допустившие ошибку врачи научатся, наконец, извиняться – ведь, как показывает практика Центра медицинского права, увидев искреннее раскаяние медиков, пациенты готовы снижать суммы морального вреда в несколько раз.
Как пациенту стать потребителем? В случае некачественной медуслуги или других нарушений прав пациенту следует сначала предъявить претензию больнице, своей страховой компании, фонду ОМС. И лишь получив отказ или ответ, с которым несогласен, обращаться в суд. Тогда и начнут действовать пункты «потребительского» закона – в том числе о неустойке, штрафе, госпошлине.
Ну, а больницам, чтобы избежать «разорения», я рекомендую тщательное ведение медицинской документации и усиление работы юридических служб. Юристы должны следить за законностью взаимоотношений между персоналом и пациентами, разбираясь в причинах конфликтов. По возможности, они должны предварять ошибки персонала – слишком высокой за них теперь будет расплата.
Наталия Гергерт Источник: ria-ami.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 3
Рейтинг поста:
А я думаю - гвоздодёр. Первый, и нужный.
Статья написана в духе осуждения данного нововведения - это неправильно. Первая новость о факте должна содержать факты, а не однобокое описание. Если бы новость была подана с иным фоном, первый коммент здесь был бы в поддержку постановления.
А теперь по делу.
В сути, что плохо то? А то, что теперь пациент может не только жаловаться на жуткую работу многих врачей и поликлиник, но и побеждать в этих "разборках".
И вместо пинков к улучшению качества работы мы боимся, судя по комменту и статье, падения учреждений и.. ээ.. платной медицины (я неверно понял статью? ведь речь идёт о компенсациях пациентам, а не об оплате мед. услуг)
Т.е. можно признать, что наша, российская медицина настолько плоха, что потребитель, вероятно, и камня на камне от неё не оставит если массово постарается.
А всё так и есть. Недавно моей жене вместо направления к отолярингологу терапевт посоветовала (цитирую) "пообщаться с яйцом. сообщить ему свои проблемы и (вродь как) попросить", а затем в устной форме "врач" насоветовала травок. Бедного лора терапевт обозвала наблюдателем, де к нему ходить вообще не стоит (яйцо гайморит в присест вылечит, ясное дело).
Это одна из больниц столицы Урала - г. Екатеринбург.
И там же посылают на 8%& (да да, вот именно так) всех, кто зарегистрирован через Ед. Регистратуру или оф. интернет-регистратуру. Люди с темп. под 40 сидят в очереди часы, очередь сами пропихивают бедолаг в кабинет врача.
Попасть на приём к специалисту мало реально.
Обычное требование назвать дату след. приёма (для работодателя) - остаётся непонятым.
Это наилегчайшая гадость.
О работе гинекологов я вообще молчу. На тот момент, когда был прецедент, я удавил бы тварь-врача на месте.
Хорошие врачи уходят в платную медицину. В бесплатной остаются единицы нормальных, которые едва ли разбавляют тот отстойник недоучек. И вот как раз о компенсациях - а знаете ли вы, что многие специалисты имеют вторую работу или договорённость с платными клиниками? И что спецы эти получают денежку, когда направляют туда пациентов, ставя их в положение невозможности успеть пройти бесплатное обследование.
Надо наказывать, надо судиться, надо лишать работы или, хотя бы, зарплаты. Тогда и качество улучшится, и персонал обновится.
Спасибо.
Критику можете оставить себе.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: