Существует мнение, что человеческий мозг задействуется нами только на 10%. Вероятно, именно поэтому человек не может придумать, как его развить на 100%. Вопрос: почему тогда так устроен мозг и как всё-таки можно заставить его работать на все сто?
Миф о работе мозга
Это неправда! Утверждение о том, что человеческий мозг работает на 10% (5%, 3%), — это старый, абсолютно неверный и совершенно неубиваемый миф. Разберемся, откуда он взялся.
В середине прошлого века было совершенно непонятно, как мыслит человек (сейчас это тоже непонятно, но уже на другом уровне). Но кое-что было известно — например, что мозг состоит из нейронов и что нейроны могут генерировать электрические сигналы.
Некоторые ученые тогда считали, что если нейрон генерирует импульс, то он работает, а если не генерирует — значит, «ленится». И вот кому-то пришла в голову мысль проверить: какое количество нейронов в целом мозге «трудится», а какое — «бьет баклуши»?
Нейронов в мозге несколько миллиардов, и было бы чистым безумием измерять активность каждого из них — это заняло бы много лет. Поэтому вместо того, чтобы изучать все нейроны подряд, ученые исследовали только небольшую часть, определили среди них процент активных и предположили, что по всему мозгу этот процент одинаков (такое предположение называется экстраполяцией).
И оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только неприлично малый процент нейронов, а остальные — «молчат». Из этого был сделан немного прямолинейный вывод: молчащие нейроны — бездельники, а мозг работает только на малую часть своих возможностей.
Вывод этот был абсолютно неправильный, но поскольку в то время было принято «исправлять природу», например поворачивать реки вспять, орошать пустыни и осушать моря, то идея о том, что и работу мозга тоже можно улучшить, прижилась и начала свое победное шествие по газетным страницам и журнальным разворотам. Даже и сейчас что-то подобное иногда встречается в желтой прессе.
Как примерно работает мозг
А теперь попробуем разобраться, как же всё обстоит на самом деле. Мозг человека — структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. То, что написано ниже, — очень упрощенная картинка.
В мозге есть множество областей. Некоторые из них называются сенсорными — туда поступает информация о том, что мы ощущаем (ну, скажем, прикосновение к ладони). Другие области — моторные, они управляют нашими движениями. Третьи — когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить. Четвертые отвечают за наши эмоции. И так далее.
Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Да очень просто. Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы. Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью. Когда ничего не слышим, не возбуждаются нейроны, отвечающие за слух. Когда не испытываем страх, не работают «нейроны страха». Иными словами, если нейроны в данный момент не нужны — они неактивны. И это прекрасно.
Потому что если бы это было не так... Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет).
Мы сразу начнем страдать от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А когнитивные нейроны... Мышление — настолько сложная штука, что вряд ли на этой планете найдется хоть один человек, который сможет сказать, что случится, если одновременно возбудить все когнитивные нейроны. Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли. И еще мы будем испытывать все возможные эмоции. И многое еще произойдет, о чём я не буду писать, потому что здесь просто не хватит места.
Посмотрим теперь со стороны на это существо, страдающее от галлюцинаций, дергающееся от конвульсий, одновременно чувствующее радость, ужас и ярость. Не очень-то оно похоже на создание, улучшившее свой мозг до стопроцентной эффективности!
Наоборот. Лишняя активность мозгу не на пользу, а только во вред. Когда мы едим, нам не нужно бегать, когда сидим у компьютера — не нужно петь, а если во время решения задачи по математике думать не только о ней, но и о птичках за окном, то вряд ли эта задача решится. Для того чтобы мыслить, мало ДУМАТЬ о чём-то, надо еще НЕ ДУМАТЬ обо всём остальном. Важно не только возбуждение «нужных» нейронов, но и торможение «ненужных». Необходим баланс между возбуждением и торможением. И нарушение этого баланса может привести к очень печальным последствиям.
Например, тяжелая болезнь эпилепсия, при которой человек страдает от судорожных припадков, возникает тогда, когда возбуждение в мозге «перевешивает» торможение. Из-за этого во время припадка активизируются даже те нейроны, которые в эту секунду должны молчать; они передают возбуждение на следующие нейроны, те — на следующие, и по мозгу идет сплошная волна возбуждения. Когда эта волна доходит до моторных нейронов, они посылают сигналы к мышцам, те сокращаются, и у человека начинаются судороги. Что больной при этом ощущает, сказать невозможно, поскольку на время припадка у человека пропадает память.
Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее
Надеюсь, вы уже поняли, что пытаться заставить мозг работать лучше, возбуждая все нейроны подряд, — дело бесперспективное, да еще и опасное. Тем не менее можно «натренировать» мозг, чтобы он работал эффективнее. Это, конечно, тема для огромной книги (и даже не одной), а не маленькой статьи. Поэтому я расскажу только об одном способе.
Начать придется издалека. Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого. Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг — например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать. Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий. То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это. Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом — силуэты простых предметов, цвета и так далее. Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением.
Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве. И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть. Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым. Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза. Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы. Глаза у них были здоровые, глаза видели свет — но животные оставались слепыми. Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте.
То есть существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда. То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям — обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее. Яркий тому пример — «дети-маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными. Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение. Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях.
И еще. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» какое-то умение, приобретенное в детстве. Например, человеку, который в детстве активно тренировал мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом, проводящим филигранные, точные операции, в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения.
Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это — тренировка, причем тренировка с самого детства. Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот — чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый. Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек. Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.
Вера Башмакова Источник: elementy.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Ой, вот только не надо ёрничать.
Можно подумать, прям тут такой глупый и наивный мальчик....
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
А если "прописная истина", почему тогда в статье заявляется
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Ну-ну.
Чем дальше в лес...
Это прописная истина.
Бехтерев говорите....
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статья просто познавательная. Для тех кто мало знает о мозге. Без претензий на научный диспут. Есть желание подать более развернутую информацию - пожалуйста. Но без вентилятора с антуражем
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Соглашусь, по теме мозга пару лет назад копался не хило, много чего интересного наскряб, просто есть такие случаи, когда мозг можно убит почти полностью, а человек функционирует и помнит всё как нефиг делать, по части жестких алкашей когда у них мозг превращён в кашу они даже очень всё хорошо помнят, всякие случае с травмами которые должны были повредить "Личность" человека и лешить его памяти, но этого не происходило, итп итд... Если копать тему есть такое, от чего задумаешься, и уверуешь что на все 100 что мозг это тупо антена, и коекакой функционал, а контроль идёт "Оттуда")), случаев море, так что кто не в курсе, вас не кто не держит, покапайтесь по этой темы, книги, передачи, тексты, всякие статьи.. Много всего уже есть.
+ Бехтеревы, эт да, уважаю их, всегда всё по делу, и без лишних выдумок... Если не знают некоторых вещей, так и говорят что на "Это" ответов у нас нету..
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 233
Рейтинг поста:
luxostap - бред у тебя в голове. Я высказал одно из мнений. Если это бред, чё ты так напрягся?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 175
Рейтинг поста:
че за бред ? умозаключения больной,скучающей от невнимания ..... почитайте Бехтеревых.... а если лень читать ответьте мне - почему способности и возможности некоторых людей отличаются от подавляющего большинства....
--------------------
Делаешь - не бойся !
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 233
Рейтинг поста:
Есть мнение что в биополе. Много примеров живущих и живших людей с дырками в головах после различных случаев, и с памятью у них всё в порядке.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Не понял.
А где?
От gopman: Ну это у кого где..... Да, много есть на свете, что и не снилось......
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 102
Рейтинг поста:
Память в голове не храниться.
Это явление не стоит связывать только с мозгом, если человек вспомнил что-то из прошлых жизней, это лишь доказывает их существование, а значит есть и то что он проносит через все эти жизни.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Мозг всего лишь посредник между энергией и плотью...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 18
Рейтинг поста:
Что мозг работает на 10 % сказал Нейман, математик в 50 годах прошлого века.
Возможно когда было у человека 12 спиралей ДНК, мозг работал на 100 %, но когда их отключили и оставили 2 спирали, отключили и мозг. Но ведь не только мозг работает на 10 а лучше 12 %, но также и зрение тоже охватывает очень небольшой диапазон, и слух
та же самая история, поэтому нас здорово обокрали. И только, если произошел большой
стресс, удар или другая встряска, то человек начинает говорить на десятках языках, из них очень древних.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
поскольку на время припадка у человека пропадает память.
Это только во время большого приступа.
При малых, чаще всего, больной хорошо помнит всё.
Написано всё правильно про "научное заблуждение".
Есть у мозга ещё одна замечательна особенность.
При определённых условиях, функции повреждёного участка мозга могут передаваться на другой участок.
И ещё интересно.
А какой в действительности объём памяти у нашей головы?