Алексея Гудкова по
прозвищу "Темный" трудно застать на месте - большую часть года он
гастролирует с семинарами по стране и не только. Мы попытались выяснить,
как Алексей пришел к такой жизни, с чего начал, что преподает, и кого
считает примером бойца русского стиля рукопашного боя.
Встретились
мы в уютном помещении одного из московских центров районного досуга,
где рыцарские доспехи мирно соседствуют с боксерскими мешками, есть стол
и чай для гостей, в то время как за окном шумит неумолчная столица. Мы
решили не тратить время впустую и сразу заняться делом - то есть, попить
чаю. В это время один из учеников стал разминаться с железным ломом.
- Алексей, наверное, это очень здорово - ездить по стране с семинарами, заниматься любимым делом, зарабатывая на этом.
- На это ушло много лет. Все это пришло далеко не сразу.
- С чего ты начинал свой путь?
-
Когда-то я, как и многие, занимался карате - это было еще в 70-ых. Но
постепенно мне и моим друзьям стало казаться, что мы больше не узнаем
ничего нового. Везде под разными обертками было одно и то же. Мы
излазили всю Москву, но не могли для себя ничего найти.
Помимо этого
я занимался ушу - причем, редкими видами. Один из учителей был с
Тянь-Шаня... Но все это было не то. Это было начало 80-ых годов.
- Почему?
-
Боец должен уметь уходить от трех вещей: палки, ножа, цепи. Надо быть
текучим. Быть как ртуть. Карате тебе такого не дает. Когда я, наконец,
нашел одного из своих наставников, Толю Трошина, и он стал гонять меня
цепью, я понял, что жесткие блоки и элементы карате не помогают мне не
быть битым... Со временем я научился хорошо работать против цепи и ножа
(правда, были небольшие порезы поначалу, но это ладно).
- У кого учился Трошин?
-
Тут тоже интересная история. Анатолий в конце 70-ых готовился к армии, и
решил немного подкачаться. Стал бегать по утрам. И заметил, что также
по утрам бегает какой-то пожилой мужчина.
- Какого возраста?
-
Трудно определить. По мне тоже не скажешь точно сколько мне лет - такой
эффект занятий. Они добегали до какого-то участка, и там разминались.
Толя стал повторять движения этого человека, и постепенно тот стал Толю
учить. Но когда Толя вернулся из армии, наставник направил его в СЭН'Э -
ему уже, видимо, надоело заниматься обучением - возраст, усталость.
Может, просто не хотелось тратить время на первичную боевую обкатку
Анатолия. Тем не менее, дал Анатолию достаточно. Основное обучение его,
было, словно растянутым по времени и шло параллельно с карате и прочим… и
продолжилось и после того, как Анатолий прошел школы каратэ и кунг-фу.
- Что еще, например?
-
Например, понимание того, что любая защита должна быть короче атаки. Я,
отзанимавшись карате, считал себя очень быстрым. Но Анатолий отводил
все мои удары руками и ногами едва заметными движениями. Он говорил: "У
тебя такое длинное движение, что я всегда смогу его блокировать". Если
же защита будет такой же длинной, как и атака, она не будет эффективной,
потому что у атакующего выигрыш по времени и устранить этот выигрыш
можно только за счет сокращения времени защиты.
- Да и вообще обычно с возрастом движения становятся более короткими.
- С опытом, - вступает в разговор Андрей, преподаватель Школы и товарищ Алексея.
- Опыт обычно приходит с возрастом... Это только у гения все с самого начала. Кстати, кого можно считать идеалом бойца?
- Условным примером можно считать Костю Цзю и Роя Джонса, - не задумываясь, отвечает Алексей.
- Почему?
-
Их работа, их владение ведением боя - это яркий пример использования в
спорте основ русского рукопашного боя, как бы парадоксально это ни
звучало. Вспомни, как они двигались. Особенно Рой Джонс. Причем руки у
него были опущены, он не держал их у головы. Каким он был свободным!
-
Наверное, это потому что у него был игровой настрой, и это выделяло его
среди серьезных и потому зажатых боксеров. Он был расслабленным.
- Нет! Многие путают эти понятия. Расслабленный - это как кисель. А человек должен быть ненапряженным, но при этом собранным.
- А какой должен быть настрой у бойца?
- Именно такой - игровой! Нужно воспринимать все, как игру.
В
бою нужна текучесть. Для смертного боя необходимо стихиальное
состояние, когда ты как огонь или вода - ты правильно действуешь, но все
воспринимаешь отстраненно. Берсерки были такими - это писатели
приукрашивают, что они сражались в бешенстве. Все они были очень
осознанными в бою. Пластуны и прочие подготовленные люди в толпе
использовали кривые кинжалы типа бебутов. Пробегаешь и режешь на ходу,
не оглядываясь. Это характерная черта, по которой можно понять, мастер
перед тобой, или нет. Если останавливается после входа в противника, или
удара, значит, нет. Настоящий мастер всегда продолжает движение, идет
за спину противника - чтобы перейти к следующему, и так далее.
Тем
временем собравшиеся ученики начинают выполнять упражнение "жгонка" -
одну из визитных карточек "русского стиля". Потом работают в парах - на
ощущение передачи усилия, на чувство противника. Изредка Андрей или
Алексей корректируют их. И снова чай...
- Тяжело быть тренером, - шутит Андрей, - ешь да спи.
-
Это еще одна проблема, - говорит Алексей, - приходит человек
заниматься, и если видит, что мастер работает с энергией, думает, что
это что-то духовное. А потом разочаровывается. А духовного там ничего и
не было - просто тренировка. И еще один момент: боевого искусства не
существует. Есть боевое ремесло, нужное для выполнения каких-то задач. А
боевое искусство - это уже какие-то изыски, что-то излишнее. Это
дальше, это то, что выходит за рамки задачи боя – это уже философия и
проход в другие миры познания!
Алексей продолжает свой рассказ:
-
Толя давал нам условные ситуации, и заставлял искать противодействие.
Например, говорил: "Вот я так буду бить палкой (сверху). Защищайся!".
Находишь вариант защиты. А он переводит движение и бьет палкой уже сбоку
- "А я тогда так!". Ищешь движение, чтобы защититься и от первого удара
и от второго. А он бьет с третьей стороны... В юности я занимался самбо
- в том числе у знаменитого тренера Глориозова. Карате меня учил не
менее известный мастер Степин. Еще я учился у одного ГРУшника, но это
очень закрытый человек, и у Валерия Бутова, которому многим обязан.
Алексей демонстрирует различные удары палкой, легко меняя траектории:
-
Нужно уметь работать не только от размашистых ударов, но и от таких,
фехтовальных, что намного сложнее. Еще эти люди - прикладники - очень
закрытые. Пока ты сам не спросишь, тебе не скажут. Но если ты не знаешь,
как ты можешь спросить? Уходит много времени.
Вообще, надо
избавляться от образцов в движении. Того, что называют обычно шаблонами.
Я потратил пять лет на то, чтобы избавиться от образцов, полученных в
карате. Рукопашный бой строится из кирпичиков - околиц (дистанций),
перемещений и другого. Как слово слагается из букв.
- Кстати, как с боевой подготовкой в разведке сейчас?
-
О, расскажу одну историю. Позвали меня как-то на семинар в ***ую
дивизию - тренировать разведчиков. Я обрадовался, говорю: "Так, нам
нужны палки, ножи, перчатки!". Смотрю, у прапорщика лицо все более
грустным становится. Спрашиваю, в чем дело. Отвечает: "У нас сейчас
из-за каждого фингала разбирательство, кучу бумажек надо писать". Как же
я их буду готовить? Тут же без синяков не обойтись? "Не получится", -
говорит.
С ножами они тоже отказались работать - сказали, чтобы
научил с резиновыми макетами. "Ребята, - говорю, - тогда я вас научу
работать именно с резиновыми макетами, а не с ножами!".
- Грустно.
-
Ну, может, это только в той дивизии так. Но там половина была
"контрактников". А вообще прежней, советской системы подготовки нет. И
она уходит в прошлое, к сожалению.
- Почему?
-
В том числе из-за секретности. В прошлом году, в Германии один человек
увидел у нас трубку-тренажер для работы с ударом. Вытаращил глаза и
спрашивает: "Откуда она у вас?" Мы рассказали, что, мол... один человек
из СМЕРШа рассказывал про нее. Он тогда и говорит: "Мы готовились ко
входу в Корею полгода и давали подписку о неразглашении. И нам эти
тренажеры привозили каждый день и увозили. Я первый раз об этом говорю,
так как увидел у вас их".
Рядом сын стоит взрослый... вытаращил
глаза тоже: "Батя... а что ты мне ничего не рассказывал?" А он: "Я ж
подписку давал". Вот так.
Ученики наносят удары ладонью по
"лапам" - типа затрещины. Алексей демонстрирует образец тонкой работы -
когда начинаешь проводить на нем бросок через бедро, резко увеличивает
вес своего тела. Бросок как-то не получается (хоть, это и условное
движение). В чем дело?
- Я опустил Вихтору, - смеется Алексей, -
Вихтора - это шар в области таза. В шутку я его называю гироскопом или
ванькой-встанькой. Сейчас я просто резко опустил Вихтору. И ты меня уже
не смог бросить. Я проверял это, ходил на тренировку к борцам,
нормальным, подготовленным. Говорю: "Вот сейчас ты меня не сможешь
бросить. А сейчас сможешь только через раз". Так и получалось.
-
Алексей, почему, пройдя разные, эффективные, жесткие школы, ты решил
заняться Любками? Что здесь нашел того, чего не было в других
направлениях?
- К середине 90-ых я уже был вполне
состоявшимся мастером боевых искусств со своей школой и учениками. Очень
неплохо владел всеми частями боевого искусства. Но было что-то, что не
было подвластно мне и выходило как-то спонтанно, не управляемое мною.
Вдруг, неожиданно, я начинал ощущать удар, которого не видел, и уходил
от этого удара, не осознавая того, как я это делаю, или вдруг получалось
сделать нечто, и кулак противника резко менял свою траекторию и
пролетал мимо носа. Я не знал, что это, как к этому подойти... все
теории, что мне попадались и хоть как-то объясняли это, разбивались о
мою практику, назревал творческий тупик. И закончился он для меня очень
неожиданно и быстро. Однажды мне на тренировку один из моих учеников
принес видеокассету, я посмотрел запись, на которой какой-то дядька
вдруг просто и понятно объяснил, что я делаю. С этого все и началось.