Прямой приказ о причинении вреда снижает восприимчивость человека к чужой боли. Это выяснили нидерландские ученые: они провели фМРТ-эксперимент, в ходе которого участникам необходимо было ударить другого током за небольшое вознаграждение. В случае, когда участники принимали решение самостоятельно, они оценивали боль другого выше, а также больше чувствовали свою вину и сопереживали — в отличие от условия, в котором им необходимо было следовать приказу. При этом во время исполнения приказа у участников снижалась активность участков мозга, принимающих участие в эмоциональной обработке и работе эмпатии, пишут ученые в журнале NeuroImage.
Одна из отличительных черт людей как отдельного вида — способность к эмпатии (хотя считается, что к ней в той или иной степени способны и другие социальные животные). В ее основе лежит способность понять и представить себе то, что чувствует другой, и именно эмпатия зачастую останавливает человека от причинения боли. Тем не менее, эмпатия хорошо развита далеко не у всех людей, а при некоторых нарушениях (например, расстройстве аутистического спектра или аутизме как симптоме) может отсутствовать практически полностью.
При этом причинять зло другому могут даже люди без психических нарушений: например, это можно наблюдать в военных преступлениях и злоупотреблениях силой со стороны правоохранительных органов. И действительно, чаще всего их жестокость оправдывают не отсутствием эмпатии как первопричиной, а следованием приказу и исполнением долга: эмпатия, в свою очередь, может регулироваться именно этой необходимостью.
Как это происходит (в особенности, на уровне головного мозга), до сих пор до конца непонятно, и разобраться в этом подробнее решили ученые под руководством Эмили Каспар (Emilie Caspar) из Нидерландского института нейронаук. В их эксперименте приняли участие 40 добровольцев, которых разделили на пары. Один человек в каждой паре во время задания лежал в МРТ-сканере, а второй сидел в операционной комнате перед ним.
Участникам внутри МРТ нужно было решить, бить или не бить током участника в операционной комнате: за каждый удар (не болезненный, но достаточно чувствительный) можно было получить 0,05 евро к конечной сумме выигрыша, который сканируемые участники получат в конце эксперимента. При принятии решений им также показывали руку участника в операционной комнате до принятия решения и после: так они могли видеть, что их в действительности бьет током.
В зависимости от условия, участникам внутри сканера либо давали выбор (бить другого током ради выигрыша или нет) или же напрямую приказывали: либо ударить током другого участника, либо не делать этого. Во время выполнения заданий ученые следили за активностью мозга участников, а после попросили у них оценить, насколько, по их мнению, другим было больно, а также насколько ответственными за доставленную другим боль они себя чувствуют (а также как плохо себя чувствуют и сожалеют ли).
Опрос показал, что в том случае, когда участники выполняли приказ экспериментатора, они ниже оценивали то, насколько другому больно, и то, насколько они чувствуют вину за причиненную боль. Также они значительно (p < 0,05) меньше высказывались о своем сожалении и том, что чувствуют себя плохо из-за того, что сделали другому больно.
Анализ фМРТ-данных, в свою очередь, показал, что при следовании приказу у добровольцев снижалась активность в нескольких участках мозга, принимающих участие в эмоциональной обработке и работе эмпатии (p < 0,001): передней поясной коре, полосатом теле, островковой доле и височно-теменном узле.
Вообще, причинение боли другому под действием авторитета изучается довольно давно, но в основном — в социальной психологии. Разумеется, здесь необходимо отметить работы американского психолога Стэнли Милгрэма, а в частности — его эксперимент, в котором также используются удары током и прямые приказы. В 2017 году польским ученым даже удалось воспроизвести результаты оригинального эксперимента, проведенного на американцах, — но уже на поляках.
Елизавета Ивтушок
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1433
Рейтинг поста: