Первый водочный оптовый магазин компании Smirnoff в центре Москвы превращается в Центр культуры и искусства. Фанаты хоккейных команд в российской столице разогреваются исключительно безалкогольным лагером. А вездесущие киоски на тротуарах, в которых когда-то продавалась водка и закуска из сушеной рыбы, приклеенная скотчем к оконным стеклам, теперь торгуют газетами и безалкогольными напитками.
Россия, имеющая многолетнюю печальную репутацию страны, страдающей от тяжелого алкоголизма, за последнее десятилетие опровергла традиционные стереотипы, поскольку, согласно официальной статистике, в период между 2008 и 2018 годами потребление алкоголя сократилось вдвое, что объясняется новой жесткой государственной политикой и ростом российского среднего класса, следящего за своим здоровьем.
Президент Российской Федерации Владимир Путин сделал здоровый образ жизни важной частью своего имиджа, который резко контрастирует с печально известной слабостью его предшественника Бориса Ельцина к алкоголю. Разошедшиеся по всему миру фрагменты телесюжетов, где он пьет, поет и танцует, а также произносит в состоянии опьянения невнятные речи, стали одним из символов пьяного десятилетия в России после распада Советского Союза.
«Наш лидер полностью соответствует понятию здорового образа жизни. Он занимается спортом и на личном примере показывает, как важно сохранять здоровье, чтобы хватало сил для напряженной работы», – сказала Вероника Скворцова, министр здравоохранения, возглавляющая крестовый поход российской власти против пьянства.
Резкое падение потребления алкоголя совпало с увеличением ожидаемой продолжительности жизни до рекордно высокого уровня. «Мы идем к этому, сосредоточившись на поставленной цели, – сказала она. – Когда я пришла в министерство в 2008 году, ежегодное потребление алкоголя составляло 18 литров на душу населения. Моя стратегия состояла в том, чтобы каждый министр в правительстве в какой-то степени почувствовал себя министром здравоохранения».
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), среднее потребление алкоголя на уровне 9 литров в год свидетельствует о том, что россияне сегодня пьют меньше, чем жители таких стран как Франция и Германия.
Вероника Скворцова также сказала, что ее следующая цель – снизить средний уровень потребления алкоголя до официально допустимой, согласно документам ВОЗ, отметки в восемь литров на человека в год – потребует увеличения возрастного ценза для покупки алкоголя до 21 года (то есть более чем на 16,5 процентов), а также специальных мер по пропаганде трезвости среди детей, начиная с трехлетнего возраста. «Мы совершенствуем свою стратегию борьбы с вредными привычками, – говорит Скворцова, врач-невролог по специальности. – Мы хотим сделать здоровый образ жизни обычным явлением в России… привычкой, существующей на подсознательном уровне».
Алкоголь на протяжении долгого времени был одной из главных проблем российского здравоохранения. Традиционно пьянство представляло собой самый существенный внешний фактор смертности среди людей трудоспособного возраста. Среди тех, кто скончался в больницах от пневмонии, почти у 90 процентов было зафиксировано повышенное содержание алкоголя в крови. С 2008 года средняя продолжительность жизни увеличилась на пять лет и достигла в прошлом году 73 лет. «Очевидно, что эти вещи взаимосвязаны. Снижение потребления алкоголя сыграло важную роль в увеличении продолжительности жизни», – считает Скворцова.
Хотя первая группа анонимных алкоголиков в Москве была основана лишь в 1988 году, сегодня только в российской столице насчитывается 165 подобных групп. «В России лишь немногим известно о том, что эта деятельность происходит непосредственно рядом с ними, по соседству, в центрах социальной поддержки или при близлежащих церквях: выздоравливающие алкоголики помогают другим встать на путь трезвости», – рассказала Наталья Матвеева, руководитель московской сети групп поддержки.
Снижение уровня потребления алкоголя рассматривается правительством России как средство повышения производительности труда и объема производства, а также сокращения масштабов преступности. «Известно, что немалая часть преступлений могла бы вообще не совершиться, если бы не алкоголь. По данным МВД России, каждое третье уголовное дело связано с алкогольным опьянением», – сказала Матвеева.
Крестовый поход за здоровьем, который также включает кампанию против курения табака, расширяется, охватывая борьбу с наркоманией и растущим потреблением альтернативных табачных изделий.
«Очень важно, чтобы достигнутый прогресс (сокращение показателей курения) не повернул вспять. Лоббисты, фактически выступающие против здорового образа жизни, могут найти очень хитрые способы пересадить население с традиционных сигарет на электронные, – добавила она. По моему мнению, они даже более опасны, чем натуральный табак. Мы планируем ввести те же ограничения в отношении электронных заменителей сигарет, что и в отношении всех табачных изделий».
По словам министра здравоохранения, ни при каких обстоятельствах Россия не последует примеру западных государств, в которых легализовано личное употребление марихуаны, в том числе по медицинским показаниям. «Ни в коем случае. Общественное мнение по этому вопросу абсолютно негативное, – сказала Скворцова. – Я думаю, что легализация каннабиса – это античеловечный шаг».