Вы часто поддаётесь психологическим уловкам? А знаете, какие они бывают? Давайте разбираться вместе.
- Эффект аудитории
Наша работоспособность может напрямую зависеть от аудитории, окружающей нас. Также стоить заметить, что присутствующие могут влиять и положительно, и отрицательно. Например, если рядом кто-то есть, то человек намного лучше выполнит то, что он уже умеет делать, нежели то, с чем вовсе не знаком.
Психологом Робертом Зайонцем было отмечено, что наблюдатели действуют как возбудитель, потому как предсказать их реакцию невозможно. Здесь можно привести в пример знание дела и новизну. В первом случае будет легче преодолеть психологические барьеры и страх оценки, а во втором — всё будет намного сложнее.
- Эффект плацебо
Проще говоря, очень хорошее самовнушение. Плацебо – это пустышка, лекарство, внутри которого нет ничего, его дают как действенное средство. Человек начинает принимать препарат, ждёт каких-то изменений… И вдруг состояние улучшается. Это и называется эффектом плацебо.
- Эффект прожектора
По природе каждому человеку свойственно думать о себе, насколько же он хорош, а также преумножать интерес к себе со стороны окружающих лиц. Рассмотрим на примере: вы идёте по улице и вдруг внезапно спотыкаетесь. Казалось бы, ничего необычного не произошло. Однако в ту же минуту у вас создаётся ощущение, будто над вами висит огромный прожектор, а его единственный луч сосредоточил взгляды окружающих на вашей персоне.
На деле всё намного проще. Вашу неуклюжесть заметили всего несколько человек, да и те не придали особого значения.
- Наивная вера в справедливость
Достаточно большое количество людей наивно верит в то, что миром правит справедливость и в конце концов добро победит зло, а все положительные и отрицательные персонажи получат по заслугам. Вспомните, наверняка с вами возникала подобная ситуация, когда с каким-нибудь плохим человеком случалась беда, а вы думали, это ему за всё, что он сделал.
Так устроен человек, ему необходимо знать и верить в то, что справедливость восторжествует. Все называют это по-разному, а суть остаётся та же.
- Эффект «Google»
Мы стали настолько ленивы, что не запоминаем элементарной информации, в этом больше нет необходимости. А всё потому, что её в любой момент можно найти в интернете. Раньше на поиски требовались часы, а то и дни: надо было вставать и идти в библиотеку, выбирать книгу и уже в ней искать информацию. Сейчас же всё сведено до минимума, достаточно сделать пару кликов мышкой. Мозг не воспринимает того, что в него поступает, поскольку думает, что это необязательно, ведь всегда под рукой есть Google.
- Парадокс выбора
Порой, когда что-то нужно выбрать, мы оказываемся в тупиковой ситуации. И как потом выясняется, много – не всегда хорошо. Большая альтернатива скорее приводит к страданию, чем к облегчению.
Прежде всего, необходимо понять, в чём отличие каждого из выборов, в чём их плюсы и минусы. На данном этапе и начинаются мучения. В итоге может получиться так, что от выбранного варианта нет никакого удовольствия либо остановиться на чём-либо вовсе не удалось.
- Эффект Барнума / эффект Форера
Когда мы думаем, что какое-либо описание личности вывели специально для нас, мы считаем, что оно абсолютно верно.
В 1948 психологом Бертрамом Форером был проведён эксперимент среди студентов. Пройдя тест, они сдали листы бумаги для обработки информации, которой вообще-то не было. Учёный создал одно описание, один текст, который так или иначе подходил всем из-за своей расплывчатости. Все студенты поочерёдно подходили к Фореру и оценивали полученную характеристику по шкале в пять баллов. В конце вывели средний результат: 4,26 балла. А значит, участники оценили полученный итог достаточно высоко.
- Эффект Пигмалиона / эффект Розенталя
Данную уловку относят к разряду пророчеств, которые сбываются сами по себе. По мнению некоторых социологов, это своего рода самогипноз, когда на поступки и действия человека влияют его ожидания.
Если человек думает, что симпатичен собеседнику, то весь разговор течёт совершенно иначе: другие манеры, жесты и так далее. Также можно рассмотреть на примере руководителя и подчинённого. Если первый на второго возлагает сложные, но вполне посильные задачи, то работник справляется намного лучше и быстрее. Это работает в обе стороны: если вы ожидаете провала или неудачу, то обязательно к этому и придёте.
- Эффект свидетеля
Если в момент какого-то происшествия вокруг оказалось большое скопление людей, то помощи можно не ждать или ждать её долго, так как каждый думает, что поможет кто-то другой.
Когда очевидцев много, то ответственность автоматически распределяется между всеми, и у каждого она на самом деле ниже, чем может показаться. А когда свидетель только один, он понимает, что помочь больше некому и берёт всю ответственность на себя.
- Эффект фокусировки
Всё очень просто: сосредотачиваясь на какой-то мелочи, мы не видим, что происходит вокруг. Из-за таких моментов есть вероятность неправильно оценить ситуацию и прийти к негативному выводу.
Например, для многих людей большое количество денег является залогом счастья. Но зачем они нужны, если нет здоровья, любимого человека или даже времени на что-то, кроме работы?
- Систематическая ошибка выжившего
Как уже было сказано ранее, человек делает неправильные выводы, так как не знает общей картины или всех аспектов.
Во Вторую мировую войну произошёл случай, который стал ярким примером для данного эффекта. Статист Абрахам Вальд должен был рассчитать, что именно нужно укрепить в самолётах, чтобы как можно больше лётчиков возвращалось на базу. Было обнаружено, что чаще всего повреждены крылья, хвосты и прочие детали. Кто-то предложил укреплять конкретно эти части. Однако Вальд предположил, что самолёты с повреждёнными двигателями просто не долетают до базы. Он начал укреплять именно их и оказался прав.
То есть брать в расчёт данные только по выжившим людям было бы неправильно, поскольку общая картина иная.
- Эффект первого впечатления
Первое впечатление – это то, что невозможно повторить. Мнение о Вас формируется в первые минуты знакомства, и именно оно влияет на последующую оценку вас как личности и построение диалога.
- Эффект доктора Фокса
Если взять опытного и довольно авторитетного оратора, он преподнесёт любую чушь настолько ярко, что слушатели аудитории будут уверены: им поведали нечто невероятно важное и ценное.
- Предвзятость подтверждения
У каждого из нас есть своя точка зрения. И предпочтение мы отдаём той информации, которая подтверждает наши мысли, даже если мы не правы. Данная уловка достаточно распространена, многие попадались на неё.
- Иллюзорная корреляция
Помимо, например, справедливости, люди верят в то, что некоторые вещи между собой каким-то образом связаны, хотя на самом деле ничего общего они не имеют.
Этот эффект создал такие стереотипы как, например, то, что блондинки глупые. Или что два человека могут поругаться, рассыпав соль. Все эти примеры и приметы являются иллюзорной корреляцией.
Человек придаёт слишком большое значение какому-либо яркому событию, отсюда и выстраивается неправильная связь между двумя разными вещами.
- Эффект ореола
На оценку человека иногда влияет общее впечатление о нём. Например, нам встретился хороший человек, автоматически мы начинаем думать, что он хорош во всём, а ещё умён и привлекателен. И наоборот, умных людей мы считаем привлекательными и хорошими. Проецирование общего мнения на какие-то конкретные качества – это неправильно.
- Эффект тамагочи
Вы помните эту популярную игрушку в девяностые годы? Оболочка из обычного пластика, а внутри — любимое животное. Уход осуществлялся в строго установленное время: кормление, лечение и так далее. А если про него забывали, то он умирал. Конечно, было горько. Дети привыкали и влюблялись в виртуального питомца, а вот чувства были настоящими.
На данный момент тамагочи вышел из моды, но на смену ему пришли другие гаджеты, вызывающие зависимость, хуже той, которая была раньше. Только зависимы сейчас не только дети, но и взрослые. Последствия тоже бывают разные: и положительные, и отрицательные.
- Эффект Веблена
Чтобы показать свой статус в социуме, человек склонен демонстративно совершать дорогостоящие покупки. Многим из вас это покажется нелогичным, однако данная уловка работает. Когда цены повышаются, спрос на товары растёт вместе с ними.
- Эффект несовершенства
Как бы это ни звучало странно, но «идеальные» люди больше отталкивают, чем привлекают. Никогда не пытайтесь казаться тем, кем вы не являетесь. Окружающих больше притягивает естественность, даже если вы слегка неуклюжи. А если неловкие ситуации вы умеете превращать в шутки, то это большой плюс.
- Эффект Зейгарник
Данная психологическая уловка напрямую связана с нашей памятью. Учёные выяснили, что действие, которое не было завершено, мозг запомнит лучше, чем доведённое до конца.
Если человек чем-то увлечён и его прерывают, не позволив закончить дело, то появляется своего рода напряжение, оно не проходит, пока задача не будет доведена до конца.
Например, вы заняты домашними делами и вдруг вас прерывают просьбой съездить в магазин. После возвращения вы с лёгкостью вспомните, чем были заняты до отъезда, поскольку задача не была завершена. Тот же приём применяется в рекламе: незаконченность и недосказанность заставляют лучше запомнить ролик.
- Эффект проекции
Люди судят окружающих по себе, приписывая другим свои качества. Например, добряки считают, что вокруг все душевные и открытые. А верящие в справедливость думают, что так же справедливы все вокруг.
- Эффект страуса
Согласитесь, хорошие новости узнавать приятнее, а о плохих слышать не хочется. Но если вдруг это произошло, то мы пытаемся убежать от подробностей, не желая их знать. То есть мы фактически прячем голову в песок, не углубляясь в суть произошедшего. Однако, как известно, страусы всё же не делают так. А если взять в пример инвесторов, то они проверяют свои вклады максимально редко, когда акции на рынке падают.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 11
Рейтинг поста:
Да ужжжжж, логика - железная. )))