Восемь ошибок при принятии решений
Принимая решения, особенно важные — те, которые влекут за собой серьезные последствия, — полезно помнить о типичных ошибках, чтобы не повторять их. Об этом пишет известный психолог Виктор Шейнов.
1. Необдуманные решения
Таковые чаще всего принимаются впопыхах. Нередко ситуация спешки возникает из-за того, что решение оттягивается до последнего момента. Происходит это из-за отсутствия планирования своего времени. О том, как всегда и во всем успевать, читайте в книге В. Шейнова «Где найти недостающее время и нестандартные решения. Все успеть и преуспеть» (СПб.: Питер, 2017).
2. «Слепые» решения
Когда человек не задумывается о возможных последствиях, он может столкнуться с непредвиденными обстоятельствами, как это произошло в следующей истории.
«Исполни, не откладывая на завтра!» — такой плакат директор распорядился повесить для сотрудников. На следующий день:
- кассир сбежала с большой суммой денег;
- заместитель директора скрылся с его секретаршей;
- все остальные дружно потребовали прибавки к зарплате.
Теме «слепых» решений посвящен один из законов Мэрфи. Одна из его формулировок: «Получая направление на анализ, подумайте, что вы предпримете, если результат окажется: а) положительным; б) отрицательным. Если ответы совпадут, надобность в анализе отпадет». Но доступность операции — еще не показатель того, что ее надо делать. То же касается и любых других действий.
3. «Эгоцентричные» решения
Принимающий решения ориентируется только на свои личные интересы, не принимая во внимание интересы других. Результатом может быть сопротивление окружающих, конфликты с ними и репутация эгоиста.
4. «Гениальные» решения.
Их принимают только по вдохновению, интуиции, не заботясь о привязке к фактам.
5. «Эмоциональные» решения
В основе этих решений лежит чувство симпатии или антипатии к кому-то из окружающих. Говорить о качестве такого решения не приходится.
Вот поучительная история об одном приятном человеке, который под влиянием эмоций принял не самое практичное решение.
— Вы хотите, чтобы я вам что-то выгравировал на этом кольце? — осведомился ювелир у застенчивого молодого человека.
— Да, пожалуйста, на внутренней стороне кольца: «Жорж — своей любимой Алисе».
— Она что, ваша сестра?
— Нет, это моя невеста….
— На вашем месте я не стал бы гравировать эту фразу. Если Алиса вдруг раздумает выходить за вас замуж, вы не сможете использовать кольцо в другой раз.
— А что бы вы посоветовали?
— Я порекомендовал бы слова «Жорж — своей первой и единственной возлюбленной». С этой надписью, поверьте, вы сможете использовать кольцо хоть десять раз. Я знаю это по собственному опыту.
6. «Самодовольные» решения
Они присущи самоуверенным людям, считающим себя непогрешимыми. Эти люди не любят выслушивать другое мнение. Указанным недостатком нередко обладают руководители. Тем самым они игнорируют следующие принципы менеджмента: «опереться можно только на то, что сопротивляется» и «если двое работников во всем согласны, то один из них — лишний».
Пословица «Ум хорошо, а два лучше» имеет глубокую психологическую основу. Когда человек в двадцатый раз обдумывает нечто, он идет, возможно, все по тому же (одному) пути. Когда же он выслушает мнение другого человека, это активизирует новые участки мозга, создаются новые связи, рождаются ассоциации и т. д. Неслучайно такой дорогостоящий вид управленческой деятельности, как совещание, является одним из самых распространенных способов принятия решений во всем цивилизованном мире.
7. Упрямые решения
Иногда мы повторяем свои ошибки, «наступаем на те же грабли». Умение делать выводы из собственных ошибок и не повторять их — важнейшее из умений. Но еще более ценна способность, о которой высказался Уинстон Черчилль:
«Умный человек не делает сам все ошибки — он дает шанс и другим».
8. Шаблонные решения
Нас нередко устраивает первое пришедшее в голову решение, хотя оно бывает обычно шаблонным. Рассуждения по инерции не требуют мыслительных усилий и потому комфортны для мозга. Но известно, что если орган не тренировать, то он деградирует. Обленившийся мозг открытий не совершит.
Что необходимо для успешного решения проблем?
Обстоятельства могут сложиться так, что ваше умение решать задачи может пригодиться для нахождения решения сложной житейской или научной проблемы. На этот случай весьма полезно использовать насколько рекомендаций.
Правильно выберите время. Прежде всего, спланируйте свой день так, чтобы решение творческих (а не рутинных) задач пришлось на наиболее продуктивное время.
В течение рабочего дня есть два пика работоспособности мозга: с 10 до 12 часов и с 16 до 18. У «жаворонков» эти пики могут несколько сместиться на более раннее время. У «сов» второй пик может быть более продуктивным, чем у остальных. А в целом время с 10 до 12 дня — это абсолютный максимум производительности. Поэтому попытки возродить производственную гимнастику в 11 часов (многие в это время запираются и пьют чай) иначе как вредительством не назовешь.
Наиболее ощутимый «провал» в графике работоспособности — послеобеденное время. Если есть возможность сразу после приема пищи поспать минут пятнадцать–двадцать, это только на пользу делу. Уинстон Черчилль, как мы уже писали, несмотря на свою тучность, пристрастие к сигарам и отсутствие долгожителей в роду, прожил до 91 года. Говорил:
«Потому что много работал, но ежедневно спал после обеда». Любил поспать после обеда и Альберт Эйнштейн. Ученые Гарвардского университета по результатам тестов, выполненных добровольцами, сделали вывод, что 1–1,5 часа сна в дневное время так же благотворно воздействуют на функции мозга, как и 8 часов ночного сна.
Работоспособность зависит и от дня недели. Наибольшая производительность труда — в среду, затем по нисходящей идут вторник, четверг, понедельник, пятница, суббота (если она рабочая или учебная).
Грамотные руководители назначают оперативки, планерки, посвященные обмену информацией, на конец дня пятницы или первые 20-30 минут утра понедельника.
Время после сна является оптимальным для выработки решений по двум причинам: во-первых, мозг отдохнул; во-вторых, используются «наработки» мозга, который, как мы знаем, «трудится» и во время сна.
Настройтесь на успех. Чтобы решить задачу, надо:
- Захотеть решить (захотеть по-настоящему!).
- Поверить в успех: вера дает энергию преодолеть трудности.
- Приступить не откладывая.
- Внимательно изучить условия задачи: ошибочное направление или решение, как правило, — следствие ошибочного понимания задачи.
- Понять, что мешает решению.
- Увидеть в помехе путь к решению.
Источник: psyfactor.org.
Рейтинг публикации:
|