Вырвавшийся джинн из бутылки или Как деньги воздействуют на наше сознание
Еще со школьной скамьи становится известным тот факт, что человек по критерию животного существования — биологически недостаточное существо, неспециализированное и незавершенное, со слабо выраженными инстинктами.
Именно из факта несовершенства биологической природы многие ученые такие как М. Шеллер, А. Гелен, Г. Плеснер, Э. Кассиер выводят феномен культуры.
Человек в рамках своей биологии обречен на вымирание, единственный выход — поиск экстремальных способов выживания. Дуальность объективной природы — биологической и социальной — дополняется еще одной субъектно-объектной реальностью — культурой, особой программой жизнедеятельности индивида.
В то время как животные реагируют на внешние стимулы незамедлительно, человек должен подвергнуть данный факт мысленной обработке. Он, будучи продуктом не только биологической и социальной, но и культурной эволюции, живет не столько в физическом, сколько в символическом мире. И, наблюдая генезис человечества — от поколения к поколению, приходится констатировать, что степень отрыва между реальными и виртуальными мирами только возрастает.
Люди создают себе все больше идолов, поклоняются им, полностью забывая о том, где и ради чего они живут.
Насколько это опасно? Чем чревата полная виртуализация бытия?
Не впадая в фантазии, подобные фильму братьев Вачовски «Матрица», хотя придется признать, что описанное в фильме общество не столь уж невозможно, а посмотрев на сегодняшний день широко открытыми глазами, уже можно заметить, как внешне простые и тривиальные вещи, созданные людьми с целью упрощения и повышения качества жизни, начинают управлять нами, делая существование порой невыносимым.
Одной из таких чувственно-сверхчувственной вещей, имеющей собственное бытие, являются деньги, неотъемлемый атрибут, часть человеческой жизни, без которой сложно представить себя в этом мире.
Из объекта, неодушевленного элемента, вещи деньги превращаются в нечто живое, словно джинн, вырвавшийся из бутылки, исполнив наши желания и получив свободу, начинает играть нашими судьбами. Деньги подчиняют себе человека, в мире их господства собственные качества и способности личности как творца истории превращается в мир внешних, чуждых, неподвластных человеку и непознаваемых им социальных сил. Денежный фетишизм как социальная сила присваивает себе человеческие качества, превращая человека-творца в свою функцию или раба. Денежная цивилизация — это «царство необходимости», мир кривых зеркал, где собственная человеческая жизнь воспринимается индивидом как отражение внешнего мира.
На прямую от того, сколько у вас денег, зависит не только ваш уровень жизни, как вы одеваетесь, питаетесь, где живете и учитесь, но и часто само ваше существование.
Деньги управляют процессами труда и производства материальных продуктов, они воздействуют на сексуальность, человеческие отношения вплоть до индивидуальных фантазмов и импульсов.
Деньги радикально влияют на состояние материальной и духовной культуры. Ни для кого не секрет, что именно деньги, а точнее их количество, вложенное в тот или иной продукт масс медиа, обеспечивает его успешность, любовь зрителей. Деньги влияют на символическую оценку произведений искусства, недаром, например, качество современных фильмов определяется размерами кассы, собранной ими в прокате.
Коммерциализация пронизывает эстраду, кинематограф, художественную литературу и многие другие виды искусства, определяя не только состояние повседневного менталитета, но и, что самое страшное, формируя духовные основы современной культуры. Весь цинизм происходящего отражен в часто употребляемой нами фразе: «Кто платит, тот и заказывает музыку».
Деньги из инструмента оценки товаров и услуг, сами превращаются в экономическую ценность, на алтарь которой многие люди кладут свои жизни, забывая о том, что получение и приумножение денег вовсе не самоцель, они нужны только как посредник в удовлетворении потребностей, и если есть возможность удовлетворить потребности, минуя посредника, то это надо делать, а не пребывать в постоянном процессе зарабатывания денежных единиц, теша себя надеждой, что когда-то в будущем вы сможете получить все то, о чем мечтаете. Хотя придется признать, что раздавай или не раздавай советы в попытке достучаться до понимания вопроса о роли денег в жизни человека, на данном этапе уже сформировался особый тип человеческого поведения, ориентированного на финансовые трансакции как главный способ жизнедеятельности. В экономической литературе даже появился специализированный термин, определяющий такой тип личности, — «homo finansus».
Стоит учесть еще и тот факт, что нарастающий денежный спрос базируется в основном не на реальных деньгах, а на долговых обязательствах. Жизнь в долг пропагандируется как некая норма, стандарт. Нас обучают, как правильно взять кредиты, не попав в долговую яму, при этом финансовым гуру и в голову не приходит рассказать людям, как в современных условиях жить по средствам, без всяких долгов.
Уровень искажения денежных кривых зеркал настолько высок, что деньги не просто, манипулируя нашим сознанием, искажают поведение рыночных агентов, они заставляют оценивать самого себя через денежную призму. В определенных условиях мы легко можем сказать, сколько стоит тот или иной человек, и это вовсе не в переносном смысле, нами дается денежная оценка его недвижимости или иного имущества, таланта и даже здоровья индивида, например, когда речь заходит о покупке таких внутренних органов как почки.
При денежной форме хозяйствования меняется восприятие престижности профессий, которые оцениваются не с точки зрения их значимости для развития человека, сколько с позиций прибыльности, что позволяет нефтяных магнатам или иным «успешным» людям давать советы как разбогатеть «лузерам» по типу сельских учителей, которые зарабатывают меньше 300 долларов в месяц, с умным видом доказывая, что последние сами виноваты, что находятся близко к черте бедности, будучи пассивными участниками рыночных отношений. И здесь нет ничего удивительного, нарастание диспропорций в распределении богатства, полное вуалирование этого процесса являются продуктом денежной цивилизации.
Наблюдается подрыв базовых человеческих ценностей, когда даже будущий ребенок или замужество взвешиваются через призму денежных знаков, а стоит ли заводить детей или заключать брак, если впереди тебя ждут материальные трудности. Деньги решают и вопрос о загрязнении окружающей среды, и о продаже нелегальных товаров, они не знают ни норм морали, ни норм нравственности, если деньги принесут новые деньги, то только размер последних позволит сказать, будут ли отрицательные внешние эффекты падать на плечи людей или нет.
Именно развитие денежной цивилизации привело к обострению демографической и экологической проблем, разворачивающихся на фоне всенарастающего культурного кризиса.
Угрозы природе, человеку и обществу, исходящие от института денег, вовсе не иллюзорны, деньги искажают все сферы человеческого бытия, трансформируя его с одной лишь целью — самовоспроизводство самих себя в отрыве от социальных и экономических процессов, направленных на воспроизводство человека и общества в целом.
И как не печально, достижения научно-технического прогресса, открытие и повсеместное распространение компьютерных технологий и Интернет-среды, только усиливают искусственно создаваемую денежную симуляцию реальности, провоцируя опережающее развитие, например, финансовых спекуляций. Совершение их на мировых валютных и фондовых рынках только создает видимость реальных инвестиций в развитие материального производства, на деле спекуляции выступают насосом, искусственно надувающем финансовые пузыри, перманентное возникновение которых только лишний раз подтверждает неустойчивость денежной системы хозяйствования.
Новые технологии не только усиливают денежную симуляцию реальности, но и расширяют ее границы. Деньги, полностью лишившись своего золотого обеспечения, пытаются окончательно вырваться из лап материального мира, порвав со своей бумажной формой. Денежные знаки, превращаясь из бумажных в цифровые символы, нарастающими темпами перебираются в электронную среду, множатся в ней, число их форм увеличивается многократно, только названий криптовалют на современном этапе исчисляется тысячами.
Соединение электронного носителя и виртуальной социальной формы трансформирует виртуальные деньги в особую суперсеть, «паутину паутин», накинутую на нашу жизнедеятельность и затуманивающую наше сознание.
Этот момент не остается незамеченным. Литература конца 1990-2000-х годов свидетельствует о начале поворота в сторону концептуального осмысления происходящих перемен с учетом тех проблем, которые ставит перед человечеством система денежного хозяйствования, что лишний раз подтверждает: все выше сказанное — не интеллектуальные экзерсисы, а отражение господствующего дискурса.
Поднимая вопросы нового индивидуализма как основы для суверенности личности, изменения характера глобализации, моделей потребления, ученые (Э. Валлерстайн, Ф. Фукуяма, Дж. Стиглиц, Г.К. Гелбрейт, А.В. бузгалин, А.И. Колганов и многие другие) рассказывают о чертах будущего общества, об экономике нового века, нового уровня качества, несводимого к известным технологическим подвижкам и видоизменением имеющейся денежной формы хозяйствования.
Переход от «царства необходимости» в «царство свободы», с их точки зрения, неизбежен, деньги как раковая опухоль в организме современной социально-экономической системы приведут к ее гибели, на месте которой возникнет новая, совершенно иная цивилизация, описание ключевых черт которой — это тема для размышлений, выходящих за пределы данного текста.
© О. Кузьмина, 2018 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора