Когда
можно начинать купаться? Сейчас это каждый решает самостоятельно,
руководствуясь нехитрым принципом: тёплая вода или холодная.
По законам Чингисхана
В
более давние времена желающий искупаться обязан был предусмотреть массу
запретов, правил и рекомендаций. По большому счёту все они служили той
же цели – сохранению или укреплению здоровья. Впрочем, иной раз дело
могло касаться и жизни, поскольку за исполнением правил следили
чрезвычайно строго.
Известна
история, произошедшая в самом начале XIII столетия в далёких
монгольских степях. Второй сын Чингисхана, Чагатай, один из лучших
знатоков степных законов, как-то на охоте заметил человека, который
купался в реке. Это был мусульманин, который совершал предписанное
Пророком омовение.
Однако,
согласно монгольской традиции, летом было категорически запрещено
купаться в реках и озёрах. Считалось, что таким образом злые колдуны
вызывают грозу, которая в степи превращается почти в стихийное бедствие.
Мусульманину грозила немедленная смерть. За него вступился младший брат
Чагатая, Угэдэй. Он сумел убедить своего брата-законника в том, что
провинившийся – никакой не колдун. И не может считаться виноватым,
поскольку не купался, а искал в реке оброненные монеты.
Обмануть водяного
У
нас до таких кровожадных запретов дело не доходило, однако купаться до
определённого срока всё-таки не рекомендовалось. Заветным днём, когда
можно было лезть в воду, считали Ивана Купалу – 7 июля. Сейчас его
воспринимают просто как своего рода стартовый сигнал для купальщиков.
На
самом деле дню Ивана Купалы предшествует целый цикл предварительной
подготовки, и тот, кто его не проходил или относился к нему
наплевательски, всё-таки сильно рисковал. Как минимум – непониманием
односельчан, как максимум – реальными проблемами со здоровьем либо
сразу, либо в перспективе.
Формально
можно было купаться чуть ли не с Николы Вешнего, что отмечается 22 мая.
Но касалось это в основном молодёжи. На остальных посматривали косо.
Единственное исключение – те, кто держал лошадей. Как раз на Николу
Вешнего лошадей полагалось выпускать на ночной выпас и купать в реке.
Так что первое купание русские совершали вместе с лошадьми – так
предписывалось традицией.
А
вот потом до самого Ивана Купалы наступало странное время. Уже и жара,
уже и мухи-оводы, а в воду заходить не моги. Разве что украдкой и на
свой страх и риск, соблюдая целый свод правил. Бросаться в воду с обрыва
или просто плюхаться категорически запрещалось. Надо было зайти сначала
по колено, потом по пояс, потом уже по грудь. И в каждый переход читать
про себя Иисусову молитву, то есть «Отче наш». В крайнем случае, зайдя
по колено, зачерпнуть воды рукой и смочить живот, сердце и голову.
Если
брать чистую физиологию, то в жару такое начало купания может считаться
оптимальным вариантом. Во‑первых, оно обеспечивает комфорт. Человек,
читая про себя молитву, на что уходит примерно секунд 20, успевает в три
этапа остыть и не так остро чувствует разницу между температурой
воздуха и воды. А во‑вторых, такой заход действительно мог обеспечить
безопасность. Водяной, согласно народным представлениям, особенно зол
бывает в полдень. И если в это время рискнуть бухнуться в воду абы как,
то он может устроить «родимчик» или вовсе утопить. Термины «солнечный»
или «тепловой удар» тогда были не в ходу, но рекомендация постепенного
захода в воду явно предполагает профилактику этих неприятных проблем.
Роса и пар
Собственно,
подготовка к настоящему купальному сезону длилась несколько дней и
заканчивалась праздником Аграфены Купальницы, который отмечается 6 июля
– аккурат перед Иваном Купалой.
До
Аграфены в течение целой недели девушкам и женщинам по утрам полагалось
«черпать росу». Скажем, на Вологодчине, по свидетельству русского
этнографа Сергея Максимова, в XIX в. это выглядело так: «Берётся чистая
скатерть и бурак (большой берестяной туес), с которыми и отправляются на
луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в бурак и
этой росой умывают лицо, руки и тело, чтобы прогнать всякую «болесть» и
чтобы нигде не было ни угрей, ни прыщей».
Роса
в данном случае действительно выступала как неплохое очищающее
средство, наподобие талой воды. Оно и впрямь могло помочь прыщавым или
угреватым барышням как-то сгладить изъяны.
На
саму же Аграфену Купальницу, как ни странно, никаких купаний не
полагалось. Более того – к воде ни 6 июля, ни в ночь на 7 июля подходить
к открытой воде запрещалось категорически. Зато в бане разворачивалось
настоящее священнодействие.
Пожилые
парились крапивными вениками. Кстати, неплохая профилактика прострелов,
которые могли случиться при погружении в прохладную речную воду.
Открытие купального сезона было всеобщим – купались вместе, без различия
пола и возраста. Недаром церковь крайне подозрительно относилась к этим
«богомерзким русалиям», и небезосновательно предполагала, что главным
содержанием праздника будет свальный грех. Так что все подготовительные
процедуры были вполне объяснимы – и парни, и девушки очень хотели
нравиться. Сейчас перед пляжным сезоном сбрасывают вес, качают
мускулатуру. Тогда обходились росным умыванием и тонизирующей баней.
Подпишитесь на насВконтакте, Одноклассники
257
Источник: geo-politica.info.
Рейтинг публикации:
|