Древнерусская кухня характерна чрезвычайным постоянством состава блюд
и их вкусовой гаммы на основе строгих канонов приготовления. Основу её
составляли хлебенные, мучные изделия и зерновые блюда. Уже в IX в.
появляется тот кислый ржаной чёрный хлеб на квасно-тестяной закваске,
который становится национальным русским хлебом и любовь к которому
подавляющего большинства народа пронесло через века.
В середине XI
в. мы отвергли опресноки и хозяйственно-политическая ориентация Руси
переключилась на Византию, а не на латинский Запад. Все древнейшие
мучные изделия создавали исключительно на основе кислого ржаного теста,
под воздействием грибковых культур. Так были созданы мучные кисели –
ржаной, овсяный, гороховый, а также блины и ржаные пироги. Русские
методы закваски, применение теста из привозной (а затем и местной)
пшеничной муки и её сочетание с ржаной дали позднее, в XIV – XV вв.,
новые разновидности русских национальных хлебенных изделий: оладьи,
шаньги, пышки (жареные на масле), баранки, бублики (из заварного теста),
а также калачи – основной национальный русский белый печёный хлеб.
Особое развитие получили пироги, - изделия в тестяной оболочке, с самой
разнообразной начинкой – из рыбы, мяса, домашней птицы и дичи, грибов,
творога, овощей, ягод, фруктов, из различного зерна в сочетании с рыбой,
мясом и грибами. Само по себе зерно послужило основой для создания блюд
из него – каш. Каши – полбяная, гречневая, ржаная, так называемая
«зелёная» (из молодой, недозрелой ржи), ячменная (ячневая) – делали в
трёх видах в зависимости от соотношения зерна и воды: крутые, размазни и
кашицы (полужидкие). Приготовляли их с добавками тех же разнообразных
продуктов, какие использовали в начинки для пирогов. В X – XIV вв. каши
приобрели значение массового ритуального блюда, которым начиналось и
завершалось любое крупное мероприятие, отмеченное участием значительных
масс народа, будь то княжеская свадьба, начало или завершение
строительства церкви, крепости или иное общественно значимое событие.
Привычка сочетать преимущественно мучную основу с
мясными, рыбными и растительными продуктами в едином кулинарном изделии
или блюде была причиной того, что в конце периода древнерусской кухни (в
XVI – начале XVII вв.) в неё органично вошли такие «восточные» блюда,
как лапша (молочная, мясная, куриная, грибная) и пельмени,
заимствованные у тюрков и пермяков (камских угро-финнов), но ставшие
русскими блюдами как в глазах иностранцев, так и самого русского народа и
даже давшие чисто русскую разновидность – кундюмы (жареные пельмени с
грибами).
Русский кисель, белый кисель, кисель, от
старо-славянского - кыслъ, кыселъ - «кислый, квашеный»— несладкое,
кисловатое студенистое блюдо из ржаной, овсяной, пшеничной или гороховой
муки. Овсяный, ржаной, пшеничный кисели ставятся на опаре и закваске. В
отличие от сладкого киселя на крахмале, являющегося десертом, мучной
кисель выступает как самостоятельное блюдо. Кисель из ржаной, овсяной,
пшеничной муки едят с сытой. Гороховый кисель едят с мясным бульоном. Из
русских киселей наиболее известен овсяный. Издревле на Руси он считался
лакомством. В горячем виде овсяный кисель чаще ели с льняным или
конопляным маслом, а остывший и загустевший резали ножом и ели с
молоком, вареньем или жареным луком.
ДЕЖЕНЬ (дежня; от дежа) —
старинное холодное русское блюдо из овсяного или ржаного толокна,
замешанного на молоке, сметане, сыте или квасе. Также деженем называли
ржаной пирог из простого, грубого хлебного теста. Диалектные: квашеное
молоко, либо творог с толокном, к которому прибавляют пресное молоко или
сливки (вологодское); толоконная болтушка на квасу, на браге, на сыте
или молоке (пермское, тверское). Дежень часто готовился после уборки
урожая. Иногда и сам праздник окончания жатвы называли в честь главного
блюда Дежень. Для получения киселя в древности заквашивали овсяное
молочко, отчего и произошло слово кисель. Кисели были повседневными
сладким и обрядовым блюдом на поминках и тризнах. Овсяные, ржаные,
пшеничные кисели относятся к древнейшим русским кушаньям. Им более 1000
лет. История о том, как кисель спас город, занесена в древнейшую русскую
летопись «Повесть временных лет», составленную Нестором:
В это
время печенеги, узнав, что князя нет, пришли и стали около Белгорода, не
давая никому выхода, от чего сделался вдруг большой голод. В такой беде
граждане собрали вече и сказали: «Пришлось помереть с голода, а от
князя нет помощи; сдадимся печенегам: кого убьют, а кого в живых
оставят; нам все разно помирать же голодною смертию». Так и решили. На
этом вече не было одного старика, и когда он после спросил: «Зачем это
собирали вече?» — то ему отвечали, что завтра хотят сдаться печенегам.
Старик послал за городскими старшинами и сказал им: «Что это я слышал,
будто вы хотите сдаться печенегам?» Те отвечали: «Да что ж будешь
делать? люди не хотят терпеть голода». Тогда старик сказал им:
«Послушайте же меня, не сдавайтесь ещё денька три и сделайте так, как я
вам скажу». Когда те обещали слушаться его, старик продолжал: «Сберите
хоть по горсти овса, или пшеницы, или отрубей». Старшины исполнили его
волю. Тогда он велел женщинам сделать раствор, на чём кисель варят;
велел также выкопать колодезь, вставить в него кадку и налить её
раствором; велел выкопать и другой колодезь и в него вставить кадку.
Потом велел сыскать где-нибудь меду; ему принесли его целое лукошко:
спрятано оно было в княжеском погребе; старик приказал сделать из него
сыту пресладкую и вылить в кадку, которая стояла в другом колодезе. На
другой день он велел послать за печенегами; граждане пошли и сказали им:
«Возьмите у нас заложников, а сами подите, человек с десять, в город и
посмотрите, что у нас делается». Печенеги обрадовались, думая, что хотят
им сдаться: взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей и послали в
город проведать, что там такое делается. Когда печенеги пришли в город,
то жители сказали им: «Зачем вы себя губите? хоть десять лет стойте под
нашим городом, ничего не сделаете: у нас сама земля дает корм; если же
не верите, посмотрите своими глазами». Сказав это, привели их к
колодезю, где был раствор, почерпнули из него ведром и налили в котлы;
когда сварили кисель, то взяли печенегов, и привели к другому колодцу,
почерпнули сыты, и начали есть, сперва сами, а потом дали и печенегам.
Те удивились и сказали: «Ни за что не поверят наши князья, если сами не
отведают». Тогда граждане налили горшок раствора и сыты из колодца и
дали печенегам; те пошли к своим и рассказали им все, что с ними
случилось. Князья печенежские сварили себе кисель, поели, подивились,
потом собрались и пошли прочь от города. — Повесть временных лет
В
средневековый период сложились также большинство русских национальных
напитков: мёд ставленый (около 880 – 890 гг.), приготовлявшийся по
методу, близкому к производству виноградных вин, и дававший продукт,
близкий к коньяку (выдержка от 5 до 35 лет); березовица пьяная (921 г.) –
продукт брожения березового сока; мёд хмельной (920 – 930 гг.) – с
добавлением к мёду хмеля, помимо ягодных соков; мёд варёный – продукт,
близкий по технологии к пиву (996 г.); квас, сикера (XI в.); пиво (около
1284 г.).
В 40 – 70-х годах XV в. (не ранее 1448 и не позднее
1474 гг.) на Руси появилась русская водка. Рано выразившиеся
национальные технологические отличия её изготовления сказались на более
высоком качестве русской водки по сравнению с возникшей позднее горилкой
– польской и черкасской водкой. Русскую водку производили из ржаного
зерна путем «сидения», а не дистилляции, - посредством беструбного
медленного выпаривания и конденсации в пределах одной и той же посуды.
Однако распространение водки началось лишь с конца XV – начала XVI вв.,
когда она стала предметом государственной монополии; из России водка в
начале XVI в. (1505 г.) проникла в Швецию. В 1533 г. в Москве, на
Балчуге напротив Кремля, открылся первый общественный «ресторан» – царёв
кабак. В конце XV в. (в 70 – 80-х годах) появились первые
профессиональные повара – не только у царя, но и у князей и бояр.
Отдельно от поваров утвердилась профессия хлебников, причём трёх
разрядов: греки – для вытяжного и пресного теста, русские – для ржаного и
кислого, татары – для пшеничного сдобного.
Уже в раннем
средневековье сложилось четкое, или, вернее, резкое, разделение русского
стола на постный (растительно-рыбно-грибной) и скоромный
(молочно-яично-мясной), что оказало огромное влияние на всё дальнейшее
развитие русской кухни вплоть до конца XIX в. Это влияние не во всём
было положительным и плодотворным. Проведение резкой грани между
скоромным и постным столом, отгораживание их друг от друга «китайской
стеной», изоляция одних продуктов от других, строгое недопущение их
смешения или комбинации – всё это лишь частично привело к созданию
некоторых оригинальных блюд, но в целом не могло не вызвать известного
однообразия меню.
Больше всего от этой искусственной изоляции
повезло постному столу. Тот факт, что большинство дней в году – от 192
до 216 в разные годы – считали постными, а посты соблюдали весьма
строго, способствовал естественному расширению постного стола. Отсюда
обилие в русской кухне грибных и рыбных блюд, всевозможное использование
различного растительного сырья – зерна, овощей, лесных ягод и трав
(крапивы, сныти, лебеды и других). На первых порах попытки разнообразить
постный стол выражались в том, что каждый вид овощей, грибов или рыбы
приготавливали отдельно, самостоятельно. Капусту, репу, редьку, горох,
огурцы – овощи, известные с IX в., – если не ели сырыми, то солили,
парили, варили или пекли, причём отдельно одно от другого. Поэтому такие
блюда, как салаты, никогда не были свойственны русской кухне, они
появились в России уже в XIX в. как одно из заимствований с Запада. Но и
тогда их первоначально делали преимущественно с одним овощем, отчего и
называли «салат огуречный», «салат свекольный», «салат картофельный» и
тому подобное. Ещё большему разделению подвергались грибные и рыбные
блюда. Каждые грибы – грузди, рыжики, опята, белые, сморчки, маслята,
сыроежки, шампиньоны и так далее – солили или варили совершенно отдельно
от других, что, кстати, практикуется и поныне. Точно так же обстояло
дело и с рыбой, употребляемой только в отварном, вяленом, солёном,
запечённом и лишь позже, в XIX в., в жареном виде. Каждое рыбное блюдо
готовили особым для той или иной рыбы способом. Поэтому и уху делали из
каждой рыбы отдельно и называли соответственно – окунёвой, ершовой,
налимьей (мнёвой), стерляжьей и тому подобное, а не просто рыбным супом,
как у других народов.
Таким образом, количество блюд по названиям
было огромно, но по содержанию они немногим отличались одно от другого.
Вкусовое разнообразие однородных блюд достигалось, с одной стороны,
различием в тепловой обработке, с другой – применением различных масел,
преимущественно растительных (конопляного, орехового, макового,
деревянного- оливкового, и значительно позднее – подсолнечного), а также
употреблением пряностей. Из последних чаще всего применяли лук и
чеснок, причём в весьма больших количествах, петрушка, анис, кориандр,
лавровый лист, чёрный перец и гвоздика, появившиеся на Руси уже в X – XI
вв., а позднее, в XV – начале XVI вв., этот набор был дополнен имбирем,
корицей, кардамоном, аиром и шафраном.
Наконец, в средневековый
период развития русской кухни выявляется и склонность к употреблению
жидких горячих блюд, получивших общее название «ХЛЁБОВА». Самое большое
распространение получают такие виды хлёбова, как щи, основанные на
растительном сырье, а также различные виды мучных супов.
Что
касается молока и мяса, то эти продукты до XVII в. употребляли
сравнительно редко, причём обработка их не отличалась сложностью. Мясо
(как правило, говядину и гораздо реже – свинину и баранину) варили в щах
или кашицах и до XVI в. почти не жарили. На употребление многих видов
мяса был наложен строжайший запрет – особенно на зайчатину и телятину.
Остаётся
историческим фактом, что в 1606 г. боярам удалось натравить на
Лжедмитрия I толпу, побудив её ворваться в Кремль только сообщением, что
царь не настоящий, ибо ест телятину. Это был самый убедительный
аргумент. Молоко пили сырое, томлёное или скисшее; из кислого молока
получали творог и сметану, а производство сливок и масла оставалось
почти неизвестным вплоть до XIX в.
Мёд и ягоды в древнерусской
кухне были не только сладостями сами по себе, но и основой, на которой
создавали сиропы и варенья. А будучи смешаны с мукой и маслом, с мукой и
яйцами, мёд и ягоды стали основой русского национального сладкого
изделия – пряников. Поэтому пряники были вплоть до XIV в. только
медовыми или медово-ягодными, чаще всего медово-малинными или
медово-земляничными.
В XIV – XV вв. возникает и другое русское
национальное сладкое изделие – левишники, приготовляемые из тщательно
протёртых ягод брусники, черники, вишни или земляники, высушенных тонким
слоем на солнце. К национальному русскому лакомству вплоть до XX в.
относились и орехи, вначале лесные и грецкие (волошские), а позднее, с
XVII в., кедровые, и семечки (подсолнечные).
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+