автор: Николай Ярёменко
«Юности честное зерцало».
Из вороны сокола не будет.
Руководство о правилах хорошего тона, прагматическое руководство поведения в обществе, жизни в быту и хороших нравах, «Юности честное зерцало»
дополненное собственноручно Петром I, впервые было издано в Петербурге
в 1717 году. Показаниями к житейскому обхождению и правилам
взаимоотношений по жизни, собранным в 70 параграфам 300 лет тому назад
руководствовались отроки, и взрослые.
По
высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй в 1787
году, продолжая «Честное зерцало» была издана книга «О должностях человека и гражданина»,
философско-нравственный и правовой трактат поведения по жизни, в
обществе и стране, где были собраны лучшие идеи мироустройства к тому
времени. Забытые, но необычайно интересные идеи и правила для
сегодняшних дней. (В наши дни, к этим идеям, приблизилась работа В.
Медведчука «Гражданское общество: Украинский выбор».)
Одним
из главных вопросов над которым во все времена задумывались люди, был
вопрос о месте человека в обществе и смысле его жизни. Многие мыслители:
Платон, Компанелла, Аристотель пытались создать идеальную модель
государства с гармоническими связями между личностью и обществом.
Аристотелевское понимание человека как общественного существа и общения
как основного социального явления было позже усвоено громадным
большинством мыслителей.
Живший в обстановке междуусобиц и гражданской войны английский философ
Гоббс, как в последствии и Спиноза, пришли к пониманию отдельного
человека как дикого зверя. Печальные слова Гоббса: «человек человеку
волк» дошли до наших дней. Философ считал враждебность отдельного
человека и общества естественным состоянием.
Монтеськье, Гельвеций, Сен-Симон рассматривали человека как
общественное существо, видя в обществе главную силу, определяющую все
стороны жизни личности. А вот Локка считал, что человек от рождения
подобен чистому листу, на котором пишет свои тексты социальная среда.
Отсюда следует, что волком человек не рождается, он им становится под
влиянием среды и воспитания. Здесь вопрос переводится в социальную
плоскость: чтобы изменить человека, нужно изменить социальные условия.
Социалисты-утописты дали яркую критику противоречий между личностью и
обществом, порождаемых социальным строем, где господствует частная
собственность. Классический пример этой школы – Шарль Фурье. Тот же
Гегель утверждал, что человек таков какова окружающая его среда, понимая
социальный строй – как индивидуальные условия деятельности человека.
Социально-экономическое развитие любой страны должно опираться на
прочные духовно-нравственные основы. Но строители Украины
социокультурный (духовно-нравственный) фундамент людей разбивают
националистической кувалдой и капиталистической киркой. Каструлеголовые
политики лупят по механизмам, духовно-нравственным связям, удерживающим
социальные системы от распада. Механизмы эти – нравственные отношения
между людьми. Честность и правдивость, доброта и отзывчивость,
справедливость и человеколюбие, бескорыстие и взаимное доверие, уважение
и скромность – все это называется нравственностью и составляет каркас
человеческого общества. Не секрет, что в любом обществе межличностные и
межгрупповые отношения регулируются двумя путями: правовыми и
нравственными. Вопрос в уровне нравственности: где она – возле плинтуса
или возле сердца? А для более точного ее определения обратимся к
словарям.
С. Ожегов:
Нравственность – правила определяющие поведение. Духовные и душевные
качества необходимые человеку в обществе. Выполнение неписаных правил
поведения.
С.
Соловьев: Нравственность – это выражение общественных отношений, основа
формирования человека и общества. Нравственность продукт человеческих
взаимоотношений, получивших статус неписаного закона, обязательного для
выполнения каждым членом общества.
Дмитрий Мережковский в статье «Грядущий хам» написанной в 1907 году,
ссылаясь на Герцена, утверждал: «Мещанство (жлобство) – окончательная
форма западной цивилизации, являющей собой сплоченную посредственность.»
А
теперь давайте задумаемся о слепом заимствовании западной
либерально-рыночной доктрины с ее культом эгоизма и наживы, пошлости и
нравственного растления, что «самостийники» выдают за приобщение к
«цивилизованному миру». Сегодня на Украине и слепой убедится в том, что
нравственное загрязнение социальной среды неизбежно разрушает не только
экономические но и правовые институты общества. Невиданные масштабы
коррупции и общей бюрократизации и численности управленческого аппарата
– это только одно из проявлений духовно-нравственного кризиса на
Украине. Ослабление механизмов нравственного самоконтроля рождает
чрезмерное обилие нормативно-правовых актов, но сегодня мы убеждаемся в
том, что навести порядок в морально деформированном обществе одними лишь
правовыми методами становится невозможно, несмотря на высокую
производительность законодательных органов. Та же нынешняя финансовая
олигархия мастерски научилась обходить законы, маскировать свои
безнравственные цели и столь же безнравственные способы их достижения…
В
заключение, «как руководство к действию» назову лишь главы с книги «О
должности человека и гражданина»: О благополучии вообще; О образовании
души; О добродетелях человеческих; О должностях к Богу и ближнему; О
должностях к самому себе; О том чего надо избегать (самолюбия, спеси,
тщеславия, подлости, распутства, грубости, неучтивости, самохвальства,
хвастовства, прекословия, презрения, осмеяния, клеветания, лжи,
проклинания, крика и проч.); О здравии; О благопристойности; О союзе
общественном; О супружеском союзе; О союзе родителей и детей; О союзе
господ и слуг; О союзе гражданском; О любви к Отечеству; О домоводстве…
Ну что, почитаем? Или
сколько не читай, сколько не смотри в «честное зерцало человека и
гражданина» из жлобствующего мещанина – гражданина, как с вороны орла,-
не выйдет, не будет Источник: velykoross.ru.
Рейтинг публикации:
|