Автоэкономика: как не разориться на содержании машины
Жизнь дорожает, и россияне ищут любые способы
сэкономить. Например, на автомобиле, который, как известно, отбирает
немалую часть семейного бюджета. Так, несмотря на тотальную инфляцию,
стоимость владения машиной в нашей стране снизилась по сравнению с
прошлым годом, говорится в исследовании PwC. Одна из причин — отказ от
каско, что в свою очередь привело к снижению тарифов в среднем на 23%
из-за распространения страховых договоров с франшизой, безубыточной
пролонгации и ограниченного покрытия каско. Таким образом, доля
страхования сократилась до 17–27% в общей стоимости владения автомобилем
против 20–30% в прошлом году.
Стоимость владения автомобилем по классам
Показатель, тыс. руб./год (в среднем за 3 года)
В-класс
С-класс D-класс Е-класс Комп. SUV Среднеразм. SUV
Полноразм. SUV (до 3 млн. )
Полноразм. SUV (свыше 3 млн. руб.)
Потеря стоимости
61,7 90,8 124,8 323,4 113,9 168,1 248,2 473,8
Эсплуатационные
расходы
137,1 174,8 247,5 367,6 213,9 262,6 381,8 564,7
Кредит
(только %)
23,2 43,5 68,7 115,1 63,1 81,8 106,3 156,0
Топливо
39,0 44,5 45,1 42,00 42,5 51,2 76,2 78,2
Страхование каско
и ОСАГО
49,2 58,9 99,5 154,9 73,8 88,4 149,5 240,5
Тех. обслуживание
(плановое)
9,3 10,2 12,3 19,7 12,9 14,4 15,8 19,3
Транспортный налог и
регистрация автомобиля
3,0 4,1 6,6 17,6 5,7 9,3 13,5 48,6
Зимние шины и
мойка два раза в месяц
13,5 13,7 15,3 18,4 16,0 17,4 20,4 22,1
Итого средняя стоимость
владения в год
198,8 265,6 372,3 691 327,8 430,7 630,0 1038,5
Средняя стоимость
владения, руб. на 1 км
11,9 15,7 19,8 40,5 20,3 23,4 33 56
Парковка в Москве
(8 часов в рабочие дни за год)
120,0 120,0 120,0 120,0 120,0 120,0 120,0
Итого средняя стоимость владения в год
с учетом парковки
318,8
385,6 492,3 811,0 447,8
550,7 750,0 1158,5
Вслед за ключевой
ставкой ЦБ также снижается стоимость автокредитов: по состоянию на
начало 2016 года средняя ставка по трехлетнему кредиту при 50-процентном
первоначальном взносе составила порядка 16%, тогда как год назад
равнялась 21%. В результате переплата по процентам составляет от 12 до
22% от общей стоимости владения автомобилем в зависимости от класса. В
частности, наиболее доступные автокредиты характерны для машин В-класса,
которые в большинстве своем попадают под программу льготного
автокредитования. Относительно невысокие ставки и на автомобили
премиум-сегмента, а также полноразмерные вседорожники стоимостью свыше 3
млн руб., поскольку премиальные бренды кредитуют покупателей через
собственные банки, предлагающих наиболее выгодные условия и низкие
процентные ставки с целью продажи автомобилей, а не получения доходов от
процентов.
По словам директора компании «ПодборАвто» Дениса
Еременко, немалая доля автомобилей до трех и пяти лет куплены в кредит, у
их владельцев есть дополнительная финансовая нагрузка в виде
ежемесячных выплат. Это заставляет их дополнительно экономить,
обращаясь, например, в обычные гараж-сервисы, даже если речь идет о
недешевых автомобилях премиум-брендов. «В целом я не считаю, что
стоимость владения снизилась, так как цены на топливо, страховку ОСАГО,
запчасти и прочее не изменились в меньшую сторону, а по некоторым
позициям выросли. Возможно, у кого-то траты на содержание автомобиля и
уменьшились, но исключительно по причине экономии на обслуживании и
частичной пересадке на общественный транспорт. Покупка самых дешевых
неоригинальных деталей, снижение среднестатистического ежегодного
пробега — вот на чем люди сейчас стали экономить», — комментирует
эксперт.
На автобусе дешевле
К популярным в последнее
время способам экономии относятся сокращение расходов на мойку и
химчистку автомобиля, а также на платные парковки и косметический
ремонт, не попадающий под каско, добавляет коммерческий директор ГК
«АвтоСпецЦентр» Сергей Ворновский. «Переход на более дешевые виды
топлива я бы не стал включать в этот список, поскольку автомобили, как
правило, рекомендуется заправлять бензином определенного класса, но
отметил бы общую тенденцию к сокращению расхода топлива за счет снижения
времени и километража поездок», — говорит он.
Действительно,
основной экономии российские автомобилисты добились за счет того, что
просто стали меньше ездить на личном транспорте. По оценкам PwC, по
сравнению с прошлым годом средний пробег автомобилей снизился на 24%,
что в свою очередь привело к сокращению расходов на топливо. Не желая
тратиться, к примеру, на платные парковки россияне все чаще стали
пользоваться общественным транспортом, а также каршерингом и доступным
такси.
Как отмечает директор GiPA Russia Александр Груздев,
сокращение пробегов повлияло на все затраты: меньше потребляется
топлива, запчасти меньше расходуются и т.д. В результате общие затраты
на автомобиль вроде как сократились, но стоимость километра пробега при
этом все равно стала выше. Ведь и сам бензин подорожал за год
приблизительно на два рубля за литр. «Из-за ухудшения экономической
ситуации в стране, снижения доходов и реально располагаемых финансов у
водителей, жить стало сложнее, а потому они были вынуждены снизить как
частоту эксплуатации своих автомобилей, так и затраты на них. В
дальнейшем мы будем наблюдать еще большее сокращение расходов на
автомобиль. Автовладельцы будут переключаться на более дешевые запчасти,
откладывать ремонт на более поздний срок и будут меньше ездить. Все это
изменится тогда, когда улучшится общая экономическая ситуация в стране,
и у людей появится уверенность в завтрашнем дне», — рассуждает эксперт.
Автомобиль стал роскошью?
Средняя стоимость владения автомобилем, руб. на 1 км
Страна С-класс D-класс Е-класс SUV (до 3 млн. руб.)
Россия 16 20 40 20
Германия 34 39 66 57
США 24 32 39 38
Согласно
данным PwC, стоимость 1 км пробега в России оказалась ниже, чем в
развитых странах, таких как Германия и США. Правда, это стало возможным
только благодаря скачку курса доллара и евро к рублю почти в полтора-два
раза, притом что инфляция в России не успела догнать такое резкое
увеличение. По старому же курсу этот показатель будет выше либо
сопоставимым с расходами на 1 км для США и Германии. В любом случае,
если соотнести ежегодные затраты на автомобиль с располагаемым доходом
населения, то Россия значительно уступает развитым странам. Так,
стоимость владения автомобилем в среднедушевом денежном доходе
составляет для гражданина России порядка 135%, в то время как для США
этот показатель составляет порядка 20%, для Германии — 48%. Таким
образом, автомобиль оказался по средствам далеко не каждому россиянину.
Тем не менее, наши сограждане пока не спешат отказываться от личного
транспорта.
Средняя стоимость владения автомобилем в общем доходе населения
Страна С-класс D-класс Е-класс SUV (до 3 млн. руб.) Среднее значение
Россия 73% 103% 191% 174% 135%
Германия 33% 38% 64% 56% 48%
США 14% 19% 23% 23% 20%
По
мнению гендиректора CarPrice Эдуарда Гуриновича, рациональный подход к
владению автомобилем еще не стал массовым в России, в отличие, например,
от США. Чаще всего российские автомобилисты учитывают такие параметры,
как расход бензина и стоимость обслуживания для новых машин, а также
факторы потери стоимости, страхования. «По России в целом автомобиль не
просто утилитарное средство передвижения, но и признак статуса. Немного
по-другому ситуация обстоит в Москве: за последние годы правительство
города делает большие шаги в сторону »города для пешеходов” и
пропагандирует отказ от личного транспорта. В столице уже появилось
определенное количество людей, не владеющих автомобилем, и их число
будет расти. А вот до регионов этот тренд, думаю, дойдет не скоро», —
говорит эксперт.
А вот Денис Еременко считает, что недешевое
содержание машины в наши дни отпугивает от покупки немало людей. В
случае с новыми автомобилями кого-то не устраивает переплата за
обслуживание на дилерской станции, обязательное «каскование», если
машина берется в кредит, то баснословные проценты... Если речь идет о
б/у сегменте, то почти все эти факторы исчезают, но появляются другие,
справедливые и для новых: стоимость топлива, запчастей и т.д.
Какие машины быстрее обесцениваются?
Между
тем, в условиях кризиса российского авторынка машины всех без
исключения классов стали быстрее обесцениваться. Особенно сильно это
сказалось на легковых автомобилях В- и Е- классов, а также компактных
кроссоверах — увеличение потери стоимости составило от 7% до 12%. Как
поясняют эксперты ГК «Независимость», на увеличение данного показателя
повлиял кардинальный рост цен на новые автомобили относительно
подержанных машин. К тому же сейчас на рынок выходят новые и обновленные
модели, поэтому цена на старые, «дорестайлинговые» версии довольно
резко и ощутимо снижается, добавляет Сергей Ворновский.
«С точки
зрения затрат на содержание никогда не было, да и не будет целесообразно
покупать дорогие автомобили. Хотя бы в силу потери стоимости: чем
дороже автомобиль, тем больше в нем составляющая имиджа/престижа и т.д.
Ведь у нас престижно и "круто” иметь такой новый автомобиль, а не
подержанный. Отсюда и более радикальное снижение стоимости в первые
несколько лет, и соответственно более высокие показатели стоимости
владения», — говорит Александр Груздев.
Как показывает статистика, наибольший процент
стоимости в первые три года теряют автомобили премиум-класса и
полноразмерные вседорожники стоимостью свыше 3 млн руб. — 47% и 46%
соответственно. Чуть меньше этот показатель у среднеразмерных
кроссоверов и полноразмерных вседорожников до трех миллионов — 39%. Для
прочих легковых машин и компактных кроссоверов потеря стоимости
составляет порядка 31–35% от общей стоимости владения автомобилем.
По
мнению Дениса Еременко, сейчас имеет смысл покупать те автомобили,
которые обладают прогнозируемой надежностью и при этом относительно
неликвидные. «В этом случае вы немного выигрываете в цене и не теряете в
качестве. Конечно, традиционно по параметру надежность/ликвидность
лидирует Toyota, следом за ней идут Kia и Hyundai. Но если новые
„корейцы" и на вторичке не имеют наценки „за бренд", то в случае с
Тойотой этот момент присутствует», — отмечает эксперт.
Источник Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|