Моногорода при постиндустриализме: как их спасают в разных странах мира?
Фото: Politrussia.com
Немецкая провинция
оказалась на пороге серьёзного кризиса вслед за убытками концерна Volkswagen. Так, власти Баден-Вюртемберга в этом году планируют получить налоговые
отчисления от Porsche в размере 1,5 млн евро. Это при том, что в прошлом
году завод принёс 40 млн евро. Он является главным предприятием города, а
значит у региона начинаются финансовые трудности.
Та же история
происходит во всех небольших автогородах Германии, которые построены вокруг
предприятий концерна
VW. В Вольфсбурге, где расположен центральный завод,
налоговые отчисления в прошлом году сократились на 80%. Если в 2014 году власти
получили в казну 253 млн евро, то в 2015 отчисления уже составили 52 млн евро.
Сложившаяся
ситуация в Германии в очередной раз обращает внимание на сложности моногородов,
с которыми сталкивались промышленные страны по всему миру. Основная проблема
моногородов заключается в их жёсткой зависимости от градообразующего
предприятия. Любые проблемы производства автоматически перебрасываются на
население города. В нынешних условиях моногорода страдают от двух факторов: от
роста сферы услуг и от проблем той или иной индустрии. В Германии, к слову,
сработал второй фактор: проблемы начались вслед за спадом
производства в автомобильной отрасли. Тем не менее, таких случаев множество, а
универсального средства решения этой проблемы до сих пор нет.
Фото: reuters
Главный завод концерна Volkswagen в Вольфсбурге, Германия
Помимо этого,
стоит помнить, что моногорода – это крупнейшие промышленные центры. А значит,
ещё одной важной проблемой, о которой говорят не так много, является ухудшение
экологии.
Wellness-центр в химическом треугольнике
Помимо
автомобильной промышленности, центральное место в немецкой экономике занимает
химическая отрасль. Множество химических предприятий так же, как и
автомобильных, располагается в моногородах. Между городами Халле, Мерзербург и
Биттерфельд существует даже отдельный район, получивший название «химический треугольник».
При этом Биттерфельд и Вольфен стали химическими центрами ещё в конце XIX века.
Эта местность была выбрана производителями из-за низких цен на землю, удобного
железнодорожного сообщения и близости сырья и энергоносителей.
«Химия
даёт хлеб, благосостояние и красоту», - такой лозунг был распространён в
ГДР. Однако с процветанием химической промышленности в регион пришла
экологическая катастрофа.
В 80-е годы прошлого века распространённым явлением здесь были
кислотные дожди, в результате которых происходила массовая гибель лесов. Очевидно,
что в подобных условиях страдало и население городов.
Хотя перед
объединением ГДР и ФРГ в отрасли начался масштабный кризис, химическая
промышленность выжила и остаётся ключевым элементом немецкой экономики. Спасти
такие моногорода удалось благодаря приватизации предприятий, а также ремонта и
обновления устаревшего оборудования.
Более того, эти
территории удалось сделать одним из центров внутреннего туризма. Так, например,
расположенный в зоне «химического треугольника» город Шкопау стал популярным
направлением, куда население приезжает на wellness-выходные. Если раньше из-за экологической катастрофы
эта местность представляла собой жалкое зрелище, то сейчас немцы приезжают сюда
отдыхать. По словам журналиста Frantfurter
Allgemeine, воздух в Шкопау чистый, а в городах
«треугольника» есть масса достопримечательностей, на которые стоит посмотреть.
Опыт Германии: диверсификация или расселение
Мало кому
известно, что город Рур в Германии раньше был монопромышленным. Вся его
экономика строилась на базе угледобывающего производства до 1980 года. С
экономическим упадком отрасли Рур стал депрессивным моногородом на грани
коллапса. Тогда было принято решение провести план диверсификации, в рамках
которого на территории города появились новые производства в сфере
электротехники, высокоточной механики и автомобилестроения. До 1995 года также
действовал налог
«угольный пфеннинг», средства от которого использовались
на покупку угля у местных производителей, несмотря на то, что
иностранное сырьё было дешевле.
Вместе
с этим изменился профиль сферы образования Рурской области. В
результате этого всего за 20 лет депрессивный район стал современным
постиндустриальным городом.
Однако,
диверсификация – это не единственный метод, используемый в Германии. Например, с
кризисом моногорода Айзенхюттештадта, который был построен вокруг предприятия
сталелитейной промышленности, боролись иными методами. В плане его модернизации
было два направления: поэтапное переселение семей, которые не были заняты в
производстве, и повышение технологичности производства с помощью автоматизации
и компьютеризации. Параллельно с этим проводилась программа по оздоровлению
экологии города.
При этом важно, что
в Германии программами по
модернизации моногородов занимаются консалтинговые компании. Они не только
разрабатывают комплекс мер, который утверждается правительством, но и
контролируют его реализацию.
Канада: сжатие и мобильность
В Канаде так же,
как и в Германии, существует множество моногородов. Причём канадцы делят их на города
«одной компании», которые являются закрытыми сообществами и управляются
промышленным работодателем, и города «одной
промышленности». Особенно они распространены в деревообрабатывающей и
рыболовной отрасли, а также в сфере добыче ресурсов. Так, например,
рыбная отрасль только в 80-е пережила два кризиса. Первый был связан с общей
экономической рецессией и коснулся моногородов всех типов и отраслей. Тогда
правительство помогло преодолеть негативное влияние кризиса с помощью
рефинансирования и реструктуризации.
Второй кризис уже
был связан конкретно с рыбной отраслью. Снижение цен на рыбу привело к массовым
увольнениям. В этом случае правительство изменило политику. На осуществление
пятилетней программы поддержки Atlantic Fisheries Adjustment было выделено 584
млн долларов, 15% из которых пошли на диверсификацию и созданию альтернативных
рабочих мест.
В
шахтёрских моногородах использовался принципиально иной подход. Здесь
все средства были потрачены на улучшение технологической составляющей.
Позже канадцы
стали использовать ещё один подход, который получил название «управляемого сжатия».
Его суть заключается в том, что жилая территория города сокращается за счёт
переезда жителей в другие регионы. Для этого канадские
власти выкупали дома у населения, часть из которых реконструировали и
продавали по низким ценам всем желающим, например, тем, кто не хотел уезжать из
региона. При этом в городе улучшалась инфраструктура. Таким образом, властям
удалось избежать феномена покинутых «городов-призраков». Этот подход наиболее
удачно подходит именно для малых городов, у которых сохраняется более или менее
стабильное производство, но нет потенциала диверсификации, как в случае с
немецким городом Рур.
Столица мёртвых моторов
С проблемой
моногородов столкнулись и США. Пожалуй, самый известный случай упадка
моногородов – это Детройт и другие города «ржавого пояса» (Кливленд, Питтсбург,
Ньюкасл, Филадельфия). В своё время они были фактически «локомотивом» американской
промышленности, однако с 80-х годов они пришли в упадок. В поиске лучших
условий крупнейшие автомобильные производства стали переносить свои
производства в другие страны, что привело эти города в запустение. Так, в 2008
году Детройт оказался самым неблагополучным городом США по уровню преступности,
безграмотности населения, безработицы и экологии. За 50 лет население города
сократилось более чем в 2 раза.
Фото: shutterstock.com
Бывшие корпуса заводов в Детройте, США
Одной из
стратегий, которые недавно стали воплощаться в Штатах, стала программа Дэна
Килди «Сокращения ради выживания». Она предполагает снос беднейших городов
и возвращение территории природе. Программа уже коснулась города Флинта,
который находится недалеко от Детройта, где отдельные малозаселённые районы
сравняли с землёй и создали на их территории парк.
Другой вариант
сокращения убытков сводится к сокращению числа муниципалитетов, что позволяет
увеличить налоговые доходы и сократить траты на полицию, пожарную охрану и
электроснабжение.
Некоторые штаты
используют противоположный
подход, создавая на территории бывших моногородов зоны предпринимательства,
где компании получают налоговые льготы и субсидии. Также рост ряда территорий
поддерживается за счёт создания туристических центров, где строят торговые и
развлекательные центры, парки развлечений или казино.
«Город нижнего белья» в Китае
В индустриальномКитае моногородов, которые обеспечивают не только страну, но и весь мир
дешёвыми товарами, также немало. При этом, китайские моногорода не обязательно
построены вокруг одного производства – это может быть целый комплекс фабрик
одной отрасли.
Известным примером
является моногород Гурао, который благодаря своей специализации называют
«городом нижнего белья». Вдоль восточного побережья страны расположено около
500 подобных городов, фабрики которых заточены на производство того или иного
продукта на экспорт. В эти города постоянно приезжают трудовые мигранты из
центральных провинций, что подпитывает экспорт. Однако в последнее время у
моногородов начались проблемы.
Основная проблема
заключается в том, что расходы на сырьё растут, но клиенты не желают платить
больше. В прошлом году, к примеру, из того же Гурао сбежало несколько
производителей, которые оставили немалые долги и не выплатили зарплаты рабочим.
Помимо
экономических проблем город страдает от экологических последствий
сконцентрированного в одном месте производства. В 2010 году организация
Greenpeace обнаружила, что воды района загрязнены красителями ткани, что
делает их непригодными для питья.
Однако, как пишет The
Economist, производители больше обеспокоены иностранной
конкуренцией, чем предупреждениями «иностранных эко-воинов».
В отрасли
производства нижнего белья сейчас происходит настоящая битва среди таких
азиатских стран, как Таиланд, Вьетнам, Мьянма и Камбоджа. Так, в Таиланде иВьетнаме производят бельё для мировых брендов Victoria’s Secret и La Senza, а Китай
теряет свои преимущества дешевизны из-за роста зарплат рабочих. Единственное
преимущество, которое держит тот же Гурао на плаву – отлаженные и удобные цепи
поставок.
Тем не менее,
подобным моногородам в Китае грозит запустение и экологическая катастрофа, если
производители не изменят своего подхода. Вместо того, чтобы модернизировать
свои технологии? руководители фабрик продолжают привлекать людей из центральных
районов. Чиновники региона настоятельно рекомендуют механизировать производство
и привлекать капиталы.
Неизвестно,
получится ли у них изменить ситуацию. Аналитики уверены, что если всё
оставить так, как есть, то трудовые мигранты вновь вернутся в свои
дома центральных провинций, где будут заниматься сельским хозяйством. В
таком
случае на карте Китая может появится немалое количество
городов-призраков.
Советское наследие
В России и странах
СНГ, как и в Китае, эффективного решения проблемы моногородов до сих пор не
нашли. С распадом СССР и упадком промышленного производства множество городов в
бывших республиках пришли в запустение. Так, например,Узбекистан в 1991 году пережил волну массового закрытия предприятий. В
результате этого кризиса страна столкнулась с огромными потоками внутренней и
внешней миграции, которая привела ряд городов в запустение. В оставшихся
моногородах наблюдается нехватка рабочих мест и фактическое отсутствие
инфраструктуры.
Согласно
прошлогоднему отчёту узбекского парламента, «необходимо определить путь
развития
для каждого отдельного города». Власти предполагают создать на их месте
промышленные, туристические или сельскохозяйственные центры. Для этого
планируется привлечь инвесторов, которые будут участвовать в развитии
городов.
Кроме того, рассматривается возможность перевести в малые города
административные
здания и университеты. Однако эксперты сомневаются в реальности этого
плана.
Бывший аналитик министерства экономики страны Шохруххон Назаров утверждает:
Мне
кажется, что этот план не жизнеспособен без серьёзных реформ в
экономике Узбекистана. Депутаты ждут, что произойдёт чудо и
«ангелы-инвесторы» начнут вкладывать свои деньги. Узбекский
бизнес-реалии слишком жесткие: любое долгосрочное планирование
невозможно. Таким образом, предприниматели не хотят вкладывать средства в
инфраструктурные проекты, которые окупятся только через десятилетия.
Шохруххон Назаров
С той же проблемой
сталкиваются белорусские моногорода. Так, Минфин Белоруссии недавно опубликовал
данные о том, что Белорусский цементный завод потерял 16,5 млн долларов в 2015
году. Эти цифры – проблема для страны, но ещё большую опасность они
представляют для моногорода Костюковичи, который существует за счёт этого
завода.
Схожие процессы
происходят практически во всех моногородах Белоруссии. Например,
"Кричевцементшифер" понёс ещё большие убытки в прошлом году. Проблемы
наблюдаются
на градообразующих предприятиях Красносельского, Березовки и Оболя.
Убыточные
предприятия при худших раскладах закрываются, а это ведёт к деградации
городов,
забота о которых ложится на плечи властей.
Единственным
положительным примером среди белорусских моногородов является Солигорск,
на
территории которого функционирует самое прибыльное предприятие страны
"Беларуськалий". Компания сохраняет свою прибыльность, благодаря чему
город
остаётся функциональным. Однако это скорее исключение из правил.
Фото: reuters
Благополучный в социальном плане Солигорск, Белоруссия
Главный
исследователь аналитического центра CASE Belarus Владимир Валетко считает,
что одним из выходов для таких моногородов является повышение мобильности
населения. По его словам, уже существуют положительные примеры. Так, он
отмечает, что ситуация с работой в Березовке улучшилась благодаря частным
автоперевозчикам, открывших новые маршруты в районы проживания людей,
работающих в Березовке.
Множество проблемных моногородов сохраняется и вРоссии. В своё время ситуация в
Пикалево облетела СМИ и вновь возродила дискуссию о моногородах. Тогда
расположенные в городе предприятия не работали полгода из-за того, что
собственники не могли договориться о ценах на сырьё. Безработица и задержки
зарплаты привели к массовым забастовкам. В итоге для разрешения ситуации
пришлось вмешаться Владимиру Путину, который тогда занимал пост
премьер-министра.
Фото: lenoblinform.ru
Как писал в 2009
году американскийForbes, Россия
переживает настоящий коллапс моногородов:
«По
разным оценкам, свыше 25 млн человек проживает в этих городах,
построенных в советскую эру для использования местных минеральных и
металлических ресурсов. Советские плановики не нуждались в
диверсификации местных экономик, поэтому такие города совершенно
неподготовлены к колебаниям цен на их продукт».
"Форбс"6 декабря 2009 года
Тем не менее,
мировой опыт, в частности американский, показывает, что «советское наследие» –
далеко не единственная причина упадка моногородов. Более того, ни одна даже
самая удачная программа спасения таких территорий не гарантирует успеха.
В условиях
перехода к постиндустриальному обществу проблема моногородов будет только
нарастать. А это значит, что так или иначе, придётся искать подходящие методы
их спасения. Мировая практика показывает, что вариантов много. Однако для
каждого конкретного случая нужно подбирать индивидуальный комплекс мер. Без
модернизации или диверсификации экономики такие города ждёт либо запустение и в
конечном счёте исчезновение, либо искусственная поддержка и огромные финансовые
вливания со стороны властей. И неизвестно, что из этого хуже. Источник: politrussia.com.
Рейтинг публикации:
|