На днях в СМИ попала информация о состоявшемся 5 апреля в Зеленограде выездном заседании межведомственной рабочей группы по вопросам разработки и производства электронно-компонентной базы оборудования ЭРА-ГЛОНАСС Среди прочего, обсуждалась и возможность расширения функциональных возможностей системы. Пока они исчерпываются передачей сигнала об аварии с установлением точных координат инцидента и организация двусторонней связи между диспетчером и пассажирами попавшего в аварию авто.
Между тем, разработчики заговорили и о новых горизонтах российской системы спутниковой навигации. В частности – функции определения к 2020 году координат автомобиля с точностью до 50 см, а также возможности сотрудников ГИБДД дистанционно отключать зажигание двигателя машины нарушителя.
Что и говорить, подобные перспективы имеют вполне определенные плюсы. Если коротко, то это ситуация почти полной невозможности нарушить правила дорожного движения — в смысле безнаказанно. Ведь весь маршрут автомобиля, оборудованного этой системой, будет записываться в памяти серверов ГЛОНАСС, включая и такие моменты движения, как выезд на встречную полосу, превышение максимально допустимой скорости и т.п.
А уж если за нерадивым водителем (изрядно подшофе, например, начали погоню "гаишники”, им будет абсолютно не обязательно стрелять по шинам, создавать "затор” из спешно остановленных авто перед машиной нарушителя, раскладывать поперек дороги ленту с шипами (именуемую на полицейском жаргоне "Скорпион”) и применять прочие радикальные методы, частенько демонстрируемые в детективных кинолентах. Достаточно будет всего лишь активировать соответствующую функцию ЭРА-ГЛОНАСС, и преследуемый объект просто заглохнет.
***
Увы, как известно, любая медаль имеет две стороны. И "обратная сторона” внедрения расширенного функционала указанной системы может оказаться не столь радужной, как описано выше.
Ни одна, даже самая защищенная компьютерная система не гарантирована от взлома. Особенно, если доступ к ней будут иметь самые обычные рядовые сотрудники ГИБДД. Есть "хакеры”, есть "оборотни в погонах”, есть просто "слабые на искушения” в виде взятки сотрудники серверных центров. Что же может случиться, если, пусть "точечно” и эпизодически, управления системой перейдет в "нехорошие руки”?
Да ничего хорошего. Самый простой пример, который понятен любому автомобилисту. Итак, узкая дорога в два ряда, по недоразумению именуемая "трассой”, по которой едет со скоростью километров этак 70-80 в час какая-нибудь "колымага”, будь то допотопный грузовик, видевший еще товарища Брежнева, или даже новое авто, за рулем которого сидит осторожный пенсионер или, скажем, девушка, вчера получившая права. Естественно, вслед за таким "препятствием”, при условии интенсивного встречного движения, вскоре образуется целый "хвост” машин, водители которых стремятся добраться до пункта назначения быстрее. И при первом же удобном случае они будут совершать обгон.
А теперь представим себе, что как раз в этот момент за дорожной обстановкой на трассе следит некий хакер, нанятый преступниками. В основном, конечно, за машиной, где едет "заказанная” жертва. Но и за остальными участниками дорожного движения, "попутными" и "встречными" тоже. Злоумышленнику достаточно дождаться, пока его "цель” пойдет на обгон, ее место в своей полосе тут же займет следующая машина — и дистанционно отключить в обгоняющем автомобиле зажигание.
Подобная ситуация и так смертельно опасна, даже если двигатель просто "тупит”, не обладая достаточной мощностью при форсаже. Ну а при полном отключении движка автомобилю может оказаться просто некуда деться: своя полоса уже занята соседом сзади, а спереди приближается встречный автомобиль. И все: лобовое столкновение с практически стопроцентным смертельным исходом почти гарантировано.
***
А ведь преступное воздействие на участников дорожного движения может быть и не таким "точечным”. Вспомним, как в январе информационные выпуски ведущих СМИ обязательно начинались новостями о заторе на трассе Оренбург-Орск. Люди 15 часов провели в снежном плену, замерзая, рожая прямо в машинах, отмечались случаи тяжелых состояний, вроде инсульта.
Но ведь у большинства попавших в затор авто, как минимум, могли некоторое время (пока не кончится бензин) работать на холостом ходу двигатели, согревая салон. А отключение зажигания на фоне сильного мороза без навыков "полярных зимовок” гарантирует быструю смерть от холода.
Наконец, возникают некоторые вопросы по поводу постоянного отслеживания маршрута движения автомобиля с ГЛОНАСС. Да, это может уберечь владельца от угона его "стального коня”, поможет страховщикам при ПДД. Но что, если с помощью "космической слежки” за поездками мужа решит (через опытных людей, конечно) проследить, скажем, его супруга, подозревающая, что ее "благоверный” катается после работы к любовнице?
Вообще, еще десятилетие назад слежение за каким-нибудь автомобилем с помощью радиомаяка-"жучка” было прерогативой правоохранительных органов, спецслужб, и частных детективов (в последнем случае – обычно незаконно). А основанием могло быть решение суда, санкция прокурора — или, хотя бы, распоряжение начальника "при больших звездах”. Точно также, как подобное отслеживание перемещений обычного гражданина допускается лишь при "ограничении свободы” или "домашнем аресте”, опять же, с санкции суда.
Но, получается, когда этот гражданин будет садиться на купленный с 2017 года новый автомобиль (который на территории стран Таможенного Союза должен быть оборудован ЭРА-ГЛОНАСС в обязательном порядке), вышеописанный тотальный контроль будет осуществляться за ним "по умолчанию”? Ну да, конечно, "честным людям бояться нечего” и "не хочешь — не езди”. Правда, при таком подходе можно и паспорт для входа в Интернет требовать, как в некоторых странах "особенной демократии”, но это ж мелочь?
***
Но не возникнет ли тогда ситуация, когда автолюбители,
заинтересованные хотя бы в малейшем сохранении права на тайну личной
жиззни, просто откажутся покупать новые машины? Благо, для "отказников”
будет сохраняться более чем широкий выбор на каждый кошелек от
"крутых” иномарок прошлых лет выпуска до "убитых” "Жигуликов” за
несколько тысяч рублей, на которых ГЛОНАСС ставить будет не обязательно?
А ведь проблема имеет не только чисто правовой, но и экономический аспект в виде дальнейшего снижения продаж новых автомобилей, который и так уже наметился с началом кризиса и который тянет за собой связанные отрасли промышленности.
Так что надо очень хорошенько подумать, прежде чем не просто вводить обязательное оборудование системой спутниковой навигации новых автомобилей, но еще и расширять функционал этой системы. А еще лучше — предоставить будущим покупателям свободный выбор: нужна ли им эта "примочка” или нет.