Головной мозг любого живого существа является достаточно тяжелым объектом для его исследований. То, что находится внутри черепной коробки нельзя пощупать или раздвинуть без проведения хирургического вмешательства, что затрудняет поддержание мозга в нормальном рабочем состоянии. Однако, группа исследователей-нейробиологов из Стэнфорда и Массачусетса разработала относительно неинвазивную технологию, которая позволяет увидеть паутину даже самых крошечных кровеносных сосудов, пронизывающих мозг, при помощи специальных углеродных нанотрубок и света лазера.
Естественно, что подобная технология может быть использована только в отношении подопытных животных. Но и это уже дает в руки ученым возможность исследования самых различных заболеваний, связанных с кровеносной системой головного мозга, таких, как инсульты, мигрени, болезнь Альцгеймера и другие. Имеющиеся в распоряжении ученых другие методы требуют достаточно серьезных вмешательств или обеспечивают слишком маленькую разрешающую способность.
Для просмотра кровеносной системы головного мозга подопытным животным, грызунам, вводят инъекцию раствора с углеродными нанотрубками. Эти нанотрубки имеют определенную форму и размеры, благодаря которым они начинают светиться при освещении их светом определенной длины волны. Свет от лазера, излучающего в диапазоне, близком к инфракрасному, проникает через кости и ткани животного, заставляя нанотрубки светиться. Естественно, для работы этой технологии голову животных требуется обрить, но это все же несколько лучше, чем вскрытие черепной коробки.
К сожалению, свет лазера проникает сквозь ткани в мозг лишь на глубину всего трех миллиметров. Тем не менее, такой метод позволяет увидеть абсолютно все кровеносные сосуды, даже самые крошечные, диаметр которых не превышает одного микрометра.
Из вышеперечисленного становится ясным, что нанотрубочный метод получения изображений совершенно не подходит для изучения мозга крупных живых существ, таких, как приматы. Однако, мозг маленьких существ, таких как грызуны, при помощи этого метода видно достаточно четко, что позволяет изучать функционирование, как здорового мозга, так и мозга, пораженного "животным вариантом" инсульта или болезни Альцгеймера.