Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Как американские корпорации экспортируют болезни в другие страны мира ("Salon", США)

Как американские корпорации экспортируют болезни в другие страны мира ("Salon", США)


4-03-2014, 14:27 | Экстремальные условия / Тема дня | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (3 216)

Как американские корпорации экспортируют болезни в другие страны мира

("Salon", США)

Мы живем в глобальную эпоху гиперпотребления, вместе с которой к нам пришли недуги, болезни и даже преждевременная смерть, которые вполне можно было бы предотвратить


Николас Фрейденберг (Nicholas Freudenberg)

Лет через десять или около того народам и правительствам Китая, Индии, Индонезии, Бразилии, Мексики и других развивающихся стран придется принимать важное историческое решение: либо следовать примеру развитых стран Запада и идти по пути гиперпотребления, ведущего к преждевременной смерти, болезням, которых можно избежать, и ухудшению здоровья населения, либо начертать для себя иной, более здоровый путь потребления с учетом будущих потребностей. Их выбор будет определять состояние здоровья человечества и окружающей среды в следующем веке и далее.

Глобализация влияет на здоровье общества с самых незапамятных времен, когда первые люди более 70 000 лет тому назад пошли по Африке в северном направлении. Люди, товары, услуги, деньги и идеи распространялись по свету, неся с собой преобладающие заболевания. Сегодняшний день от прошлого отличает размах и темпы распространения по миру таких заболеваний и способов сохранения здоровья. Если раньше на пересылку денег уходили месяцы, то теперь их можно рассылать по миру в тысячные доли секунды. Болезни, на распространение которых за пределы национальных границ прежде уходили месяцы и годы, сегодня распространяются по миру в считанные часы и дни. ВИЧ, который медленно распространялся по Африке в течение десятилетий, за несколько лет превратился в пандемию мирового масштаба. Птичий и свиной грипп распространились по миру за несколько недель.

Реклама McDonalds в Гонконге


Сегодняшний день отличает и растущая власть транснациональных корпораций, которые принимают решения, определяющие характер и облик мировой торговли. Те компании, которые производили товары для местного или национального потребления, сегодня рассылают свою продукцию по всему миру, создавая возможности для вспышек острых и хронических заболеваний в общемировых масштабах. Производившееся в Китае в 2008 году детское питание содержало в своем составе меламин, являющийся побочным продуктом при изготовлении пластмасс. Его в нарушение закона добавляли в питание, чтобы создать видимость присутствия добавок с высоким содержанием белков. В результате дети в десятках стран пострадали от почечных заболеваний, причем некоторые из них умерли. Агрессивная и утонченная реклама табака, алкоголя и нездоровой пищи, от которой прежде страдали только передовые промышленные страны, сегодня распространилась по всему миру, что ведет к болезням и преждевременной смерти людей в Африке, Азии и Латинской Америке, а также в Северной Америке и Европе.

Корпоративный комплекс потребления и его идеология, родившиеся в США и Европе, превратились в глобальную силу. Если альтернативные политические и экономические программы приведут к улучшению состояния здоровья людей в мире, то их необходимо распространить в глобальном масштабе. Успехи движения контроля за табаком мешают распространению табакокурения в передовых промышленных странах, но не на развивающихся и формирующихся рынках. Это служит мрачным напоминанием о том, какие опасности таятся в игнорировании глобального воздействия смертоносных, но вполне легальных продуктов и привычек. Поскольку в Африке, Азии и Латинской Америке потребление табака растет, смертность в этих частях света может увеличиться в десять раз по сравнению с прошлым веком. Гиперпотребление уже захватило плацдарм в среде растущего среднего класса в странах с переходной экономикой. Если эти тенденции сохранятся, то произойдет ускоренный рост хронических заболеваний во всем мире и увеличится разрыв в состоянии здоровья между бедными и богатыми.

Экспорт ожирения и диабета: Североамериканское соглашение о свободной торговле и состояние здоровья мексиканцев

Для создания альтернативы гиперпотреблению и сопровождающим его болезням понадобится понять те стратегии, которыми пользуются транснациональные корпорации для распространения по миру своей нездоровой продукции. Для начала давайте изучим воздействие Североамериканского соглашения о свободной торговле на состояние здоровья населения Мексики. Эта история наглядно показывает, как свободная торговля может нанести ущерб здоровью. Соединенные Штаты Америки, Мексика и Канада подписали Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA) в 1994 году в целях создания крупнейшего в мире торгового блока.

В конце 1980 годов эта тройка стран начала переговоры по новому соглашению, призванному устранить барьеры для торговли и инвестиций. В политической баталии из-за NAFTA крупные компании и предприятия, выигрывавшие от расширения рынка (табачные, по переработке продуктов питания, автомобилестроительные), боролись с мелкими, которые хотели сохранить тарифы и субсидии, обеспечив себе защиту. Среди противников NAFTA были отрасли по производству текстиля, одежды, резины и пластмасс, а также профсоюзы и природоохранные организации, опасавшиеся, что это соглашение нанесет ущерб их интересам. Те предприятия и компании, что насыщали внутренний рынок США нездоровой продукцией и привлекали к себе повышенное внимание регуляторных органов, выступали за принятие соглашения и ряда договоров в дополнение к нему, видя в этом средство для получения новых покупателей на рынках, где нормы здравоохранения и экологии менее строгие. Давая показания на слушаниях в сенате по соглашению о свободной торговле между Центральной Америкой и Доминиканской Республикой, которое было утверждено в 2005 году как побочный договор NAFTA, исполнительный вице-президент компании Kraft по международным корпоративным делам Марк Берлинд (Mark Berlind) объяснил:

50 штатов США в настоящее время являются крупнейшими рынками компании Kraft. Но учитывая демографические реалии США, следует сказать, что перспективы роста Kraft, как и всего пищевого и сельскохозяйственного комплекса Америки, неразрывно связаны с нашей способностью осваивать экспортные рынки. Господин председатель, как известно вам и представителям других фермерских штатов, 95 процентов мировых потребителей живут за пределами США. И именно там будет происходить перспективный рост.


Для пищевого и сельскохозяйственного сектора США поиск новых зарубежных рынков стал следствием той торговой, земельной и субсидийной политики, которую при администрации Никсона проводил министр сельского хозяйства и бывший директор компании Ralston Purina Эрл Буц (Earl Butz). Эта политика, утвержденная по требованию влиятельных деловых кругов агробизнеса, которые представлял Буц, привела к перепроизводству дешевых переработанных продуктов питания, что вызвало потребность в расширении потребительской базы для сохранения прибылей.

Президент Клинтон, который после прихода в Белый дом в 1993 году начал выступать за заключение Североамериканского соглашения о свободной торговле, на критику его противников отвечал заявлениями о том, что он поддерживает NAFTA в силу того, что это соглашение создаст дополнительные рабочие места в США:

NAFTA будет создавать новые рабочие места, способствуя бурному развитию экспорта в Мексику, снося тарифные стены ... Мексиканские потребители уже сегодня покупают у США больше товаров в расчете на душу населения, нежели потребители в других странах ... среднестатистический гражданин Мексики ... сегодня тратит 450 долларов в год на приобретение американских товаров. Это больше, чем среднестатистический японец, чем среднестатистический немец и чем среднестатистический канадец. Поэтому, когда люди говорят, что это торговое соглашение приведет лишь к утечке рабочих мест в Мексику, в результате чего никто не сможет зарабатывать на жизнь, как они смогут объяснить тот факт, что мексиканцы ежегодно покупают все больше продуктов американского производства? Выйдите и скажите об этом американскому народу ... И они будут покупать еще больше, если у них будет больше денег на расходы. Вот какой цели служит расширение торговли.

Хотя у США издавна существовали торговые договоры с другими странами, NAFTA стало первым соглашением среди стран столь разного размера экономики и уровня развития, чьи правительства проигнорировали эту разницу. Это также было самое масштабное соглашение, заключенное со времен «вашингтонского консенсуса», представляющего собой американскую макроэкономическую политику, возводящую свободную торговлю, отмену государственного регулирования и приватизацию в ранг высших политико-экономических приоритетов. По этим причинам NAFTA было важным соглашением само по себе, а также в связи с тем, что оно создало прецеденты, которыми руководствовались страны при формировании Всемирной торговой организации (ВТО) в 1995 году и последующих двусторонних и многосторонних торговых соглашений.

Североамериканское соглашение о свободной торговле предусматривало множество изменений, часть из которых следовало осуществить без промедлений, а часть вводить постепенно на протяжении пятнадцати лет. Среди этих мер реформирования было снижение пошлин и тарифов между тремя странами, усиление защиты интеллектуальных прав собственности корпораций, а также ослабление ограничений на зарубежные прямые инвестиции. В целом соглашение настежь распахнуло двери, позволив американским компаниям экспортировать множество продуктов, включая те, что вредны для здоровья.

После заключения договора NAFTA система торговли продовольствием между Мексикой и США существенно изменилась — как и диета мексиканцев. Экспорт в Мексику американского сахара, кукурузного сиропа с высоким содержанием фруктозы, закусок в пакетах, молочной продукции и каш для завтрака резко увеличился. В 1994 году Соединенные Штаты экспортировали в Мексику около 50 000 метрических тонн сахара и прочих подсластителей; к 2007 году этот объем вырос почти до 950 000 тонн, то есть, в девятнадцать раз. Экспорт американской кукурузы и соевых бобов, составляющих у американских и мексиканских производителей основу переработанных промышленным способом продуктов питания, также значительно увеличился. В тот же период экспорт домашнего скота и мясной продукции возрос в три с лишним раза. За 10 лет после создания Североамериканской зоны свободной торговли объем продаж переработанных продуктов в Мексике увеличивается на 5-10 процентов ежегодно.

После создания Североамериканской зоны свободной торговли также резко увеличились объемы американских зарубежных прямых инвестиций в Мексике. Всего за пять лет с 1994 по 1998 год прямые инвестиции в мексиканскую пищевую промышленность и производство напитков выросли почти в четыре раза с 2,3 до 8,8 миллиарда долларов. В период с 2002 по 2007 год прямые инвестиции США в мексиканские компании по производству напитков увеличились на 35 процентов почти до 6 миллиардов долларов. В 2012 году на долю зерновых, растительного масла и мяса (а эти продукты в первую очередь связывают с ожирением, диабетом и прочими болезнями неправильного питания) приходилось 75 процентов американского сельскохозяйственного экспорта в Мексику.

Соглашение NAFTA также изменило систему продовольственной розничной торговли в Мексике. Когда были снижены тарифные барьеры, в Мексику начали переезжать крупные транснациональные сети супермаркетов. Они очень быстро захватили рынок и стали на нем господствовать. В период с 1997 по 2006 год доля рынка пяти крупнейших сетей розничной торговли удвоилась с 24 до 48 процентов. Ведущим игроком здесь стала компания Walmart. Между 1993 и 2001 годом количество ее магазинов увеличилось со 114 до 561, а к 2005 году Walmart уже контролировала около 20 процентов рынка розничной продовольственной торговли в Мексике.

В 2012 году New York Times провела собственное расследование и выяснила, что Walmart в целях экспансии на мексиканском рынке давала взятки чиновникам низового звена и на национальном уровне, чтобы те сквозь пальцы смотрели на различные нормы и правила. Газете также удалось узнать, что внутрикорпоративное расследование по данному вопросу просто замяли в штаб-квартире компании в Арканзасе. Оспорив доводы Walmart о том, что компания стала жертвой коррупционной системы, New York Times по результатам расследования сделала следующее заключение:

Walmart de Mexico стала агрессивным и изобретательным взяткодателем, предлагая крупные денежные вознаграждения за действия, запрещенные законом. Она при помощи взяток извращала демократические процессы управления, такие как публичное голосование, открытые дебаты и прозрачные процедуры. Она при помощи взяток обходила стороной нормативные правила, защищающие граждан Мексики от опасного строительства. Она при помощи взяток обгоняла конкурентов.

New York Times сообщила, что вопрос о том, как действовать в ответ на обвинения во взяточничестве, спровоцировал «продолжительную борьбу на самом высоком уровне Walmart, и в этой борьбе разрекламированная компанией преданность самым высоким нравственным и этическим стандартам натолкнулась на безжалостное и неумолимое стремление к росту». Мексиканское правительство, Министерство юстиции США и Комиссия по ценным бумагам и биржам начали расследование по фактам взяточничества и укрывательства. Вскоре после того, как появилась информация о расследовании, Walmart в своем официальном представлении предупредила инвесторов, что коррупционный скандал может повлиять на ее репутацию, поскольку расследования СМИ и правоохранительных органов негативно отражаются на «представлениях определенной аудитории о социальной ответственности компании». В 2012 году Walmart потратила 157 миллионов долларов на проведение собственного расследования по обвинениям во взяточничестве в Мексике, Бразилии, Китае и Индии, а также по мерам улучшения своих программ соответствия законам и правилам. Walmart также повысила зарплату своему генеральному директору Майку Дьюку на 14 процентов, доведя ее до 20,7 миллиона долларов за год.

В краткосрочной перспективе коммерческая модель Walmart делает дешевую еду более доступной, а вот в более долгосрочной перспективе ее действия тяжким бременем ложатся на местных производителей, вынуждая их снижать цены, а зачастую просто уходить из бизнеса. Walmart всегда может найти других поставщиков в других странах, но для Мексики это означает сокращение поставок продовольствия местного производства, а также рост безработицы среди мелких фермеров и владельцев местных магазинов. Взяточничество также способствовало подрыву власти закона в Мексике, еще больше ослабив возможности правительства по защите своих граждан, исключая, правда, крупных предпринимателей.

Ресторан McDonalds в Нью-Дели


После вступления в силу соглашения NAFTA в стране выросло число ресторанов и магазинов быстрого питания, принадлежащих американским транснациональным корпорациям. Первый ресторан McDonald’s открылся в Мехико в 1985 году; к 2012 году в 83 городах в 31 штате Мексики работало уже более 500 ресторанов McDonald’s! Корпорация Yum! Brands, владеющая американскими компаниями фастфуда Kentucky Fried Chicken (KFC), Pizza Hut, Taco Bell и Long John Silver’s, также расширила свое присутствие в Мексике.

К тому времени, как Североамериканское соглашение о свободной торговле было реализовано, мексиканская диета преобразилась. С 1992 по 2000 год, например, потребление калорий с газированными безалкогольными напитками увеличилось почти на 40 процентов, с 44 до 61 калории на человека в день. К 2002 году среднестатистический мексиканец выпивал 487 порций «кока-колы» в год, что больше объема, потребляемого американскими гражданами (436 228-граммовых порций в год). С 1992 по 2000 год, отчасти в результате вызванных NAFTA экономических перемен, стоимость калории еды в песо уменьшилась в три раза, из-за чего повысилась привлекательность дешевых и малопитательных продуктов, пришедших в Мексику вместе с соглашением NAFTA. Особенно это касалось семей с низкими доходами.

Агрессивная реклама безалкогольных напитков и других высококалорийных и малопитательных продуктов иностранными и местными изготовителями привела к дальнейшему росту потребления. Такие компании как Coke, Pepsi, McDonald’s и Kraft нанимали известные рекламные фирмы, которые, пользуясь проверенными на американцах методами, завлекали молодых потребителей, ведя целенаправленную рекламу среди детей в городах и среди молодежи. Это был самый быстрорастущий сегмент мексиканского населения, и транснациональные компании возлагали надежды на постепенное увеличение в долгосрочной перспективе своей доли рынка. В ходе одного исследования большой выборки мексиканских детей в возрасте от пяти до одиннадцати лет выяснилось, что в период с 1999 по 2006 год количество потребляемых ими ежегодно калорий с подслащенными напитками увеличилось в два с лишним раза. Увеличение экспорта закусочных пищевых продуктов из США в Мексику привело к усилению конкуренции между местными и американскими производителями. А это, в свою очередь, породило еще более активную рекламу и ценовую конкуренцию, из-за чего еще больше выросло потребление этих продуктов с высоким содержанием жира, соли и сахара.

Неудивительно, что изменения в пищевом потреблении, доступности продуктов и ценах, вызванные соглашением NAFTA, привели к изменениям в состоянии здоровья мексиканских потребителей. С 1988 по 1999 год количество случаев избыточного веса и ожирения почти удвоилось, увеличившись с 33 до шокирующих 59 процентов. Среди некоторых возрастных и социальных групп рост был еще более поразительным. Скажем, у взрослых женщин в Мексике показатели по избыточному весу и ожирению с 1988 по 1999 год выросли в три с лишним раза. К 2006 году 26,3 процента мексиканских детей в возрасте от двух до 18 лет страдали от лишнего веса или ожирения. В ходе другого исследования обнаружился существенный рост смертности из-за диабета, гипертонии и острого инфаркта миокарда за тот же период. Авторы исследования объяснили этот рост увеличением случаев ожирения.

Так что Билл Клинтон был прав, когда предсказал экспортный бум в Мексику в результате подписания NAFTA. К сожалению, отчасти этот бум стал результатом экспорта продуктов, которые существенно ухудшили состояние здоровья мексиканцев и повысили расходы страны на здравоохранение. Что же, получается: соглашение вызвало эпидемию ожирения и диабета в Мексике? Конечно, нет. Ожирение — это слишком сложная проблема, чтобы приписывать ее одной-единственной причине, а вес и масса тела увеличиваются у людей по всему миру, и не только в Мексике. Тем не менее, есть явные свидетельства того, что торговое соглашение NAFTA, заключению которого способствовали транснациональные пищевые, сельскохозяйственные и прочие компании в целях увеличения своих прибылей, изменило культуру питания и диету в Мексике. Вызванные этим соглашением перемены увеличили доступность и потребление переработанных продуктов, подслащенных напитков и фастфуда, которые чаще всего связывают с ожирением, диабетом и другими хроническими заболеваниями. В Мексике NAFTA создало тот плацдарм, с которого транснациональные компании смогли начать свое мировое наступление под названием «гиперпотребление».

Мексика не единственная страна, страдающая от последствий. В Китае, Индии, Южной Африке, Индонезии и прочих странах происходят аналогичные изменения и питании и состоянии здоровья людей. Более того, пищевая промышленность — это не единственный сектор, где для получения прибылей в ущерб здоровью используются торговые соглашения и иностранные инвестиции. Отрасли по производству табака, автомашин, огнестрельного оружия и прочих товаров также используют торговые соглашения для наращивания экспорта своей продукции, несущей смерть, болезни и большой вред.

Это отрывок из книги Николаса Фрейденберга «Lethal But Legal: Corporations, Consumption, and Protecting Public Health» (Смертельно, но законно. Корпорации, потребление и защита здоровья общества).

Оригинал публикации: How corporate America exports disease to the rest of the world

Опубликовано: 02/03/2014 10:12





Источник: inosmi.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится2



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map