Никто не знает, какие гены делают людей умными. Однако это, по-видимому, вполне можно выяснить — как считается, 50-80 процентов факторов, которые определяют уровень IQ, передаются по наследству.
И компания BGI из Шеньчженя занята исследованием именно этого вопроса. Её подразделение когнитивной геномики картирует гены математических гениев. Затем учёные планируют сравнивать их с образцами, полученными в общей популяции, и изолировать те гены, которые делают людей умнее.
В теории это можно использовать для предсказания интеллекта человеческих зародышей. И хотя подразделение когнитивной геномики BGI не проводит исследований человеческих эмбрионов или экстракорпорального оплодотворения – другие подразделения компании это делают. И если исследования генов интеллекта принесут плоды, это позволит – опять же, в теории – родителям выбирать самый умный эмбрион, который получит право родиться на свет.
Большинство детей находятся в пределах 13 баллов IQ от среднего арифметического баллов своих родителей. Однако два или три из каждой сотни оказываются значительно умнее этого уровня. Создание целого набора эмбрионов повышает вероятность появления комбинации, которая породит сверх-умного ребёнка.
Это вызывает моральный протест у многих западных учёных. «Многие люди считают это противоречивым вопросом, особенно на Западе. В Китае это не так», говорит глава подразделения когнитивной геномики BGI Бовэнь Чжао.
Несмотря на определённую моральную противоречивость такой технологии, другие страны также занимаются сходными исследованиями. Например, частная лаборатория в Нью-Джерси, США, позволяет парам провести скрининг эмбрионов на предмет генетических заболеваний перед оплодотворением. То же самое может произойти и с исключением нарушений работы мозга.
Но избавить ребёнка от болезней – это не то же самое, что выбрать Эйнштейна из пробирки, чтобы сэкономить на плате за университетское образование. Эти этические возражения против евгеники с большой вероятностью заставят правительства многих стран запретить процедуры эмбриональной селекции.
«Обязательно будут страны, которые заявят, что это часть их программы национального здравоохранения, и что все это делают», говорит член лаборатории BGI Стивен Нсу. «И в какой-то момент это движение станет неудержимым, поскольку страны, изначально поставившие его вне закона, будут вынуждены смириться с ним. Как они могут этого не сделать?» Источник: gearmix.ru.
Рейтинг публикации:
|