Кристоф де Йегер (Christophe de Jaeger)
Atlantico: Группе американских и австралийских ученых удалось обратить процесс старения у мышей. Специалисты смогли повысить содержание в клетках вещества под названием никотинамид-аденин-динуклеотид (НАД), добившись тем самым омоложения мышечной ткани. Можете ли вы объяснить механизм работы НАД? Наблюдается ли нечто подобное у человека?
Кристоф де Йегер: НАД — это фермент, при уменьшении содержания которого в митохондрии (своего рода клеточная электростанция, которая вырабатывает аденозинтрифосфат) клетка начинает испытывать кислородное голодание. Энергетический механизм меняется, и митохондрия стареет. При добавлении НАД вы возвращаете ей способность вырабатывать необходимую энергию. Это то же самое, что прочистить карбюратор. Если дать мыши НАД, это ощутимо повысить эффективность мышечных митохондрий и поднимет физические способности до уровня более молодых мышей.
Этот механизм очень похож на тот, что действует в организме человека, хотя здесь и имеются определенные отличия. При приеме НАД у людей улучшаются мышечные функции и повышается способность к восстановлению.
Тем не менее, не все физиологические системы (например, артерии или мозг) испытывают такие же энергетические потребности, что и мышцы, потому что в них не содержится столько митохондрий: их восстановление проходит иначе.
Мы можем использовать и другие вещества вроде кофермента Q10, который воздействует на митохондрии и повышает способность клеток к восстановлению. Но он по-разному влияет на мозг, артерии, поджелудочную железу, печень и т.д., потому что составляющие эти органы клетки обладают разными свойствами.
— Можно ли рассматривать это как шаг на пути к бессмертию?
— Ни о каком чудодейственном фонтане молодости пока не идет и речи. Если покопаться в научной литературе, то можно найти работы 15-летней давности, в которых уже говорилось о НАД.
Старение — очень сложный процесс, который протекает по-разному не только у разных людей, но даже у одного человека в зависимости от его возраста. У нас не получится воздействовать на такое сложное явление с помощью всего лишь одного вещества. Сегодня в нашем распоряжении есть препараты, с помощью которых можно выработать персонализированный подход к исправлению возникающих у людей трудностей. Тем не менее, каждый раз речь идет о целом комплексе веществ, которые отбираются в зависимости от конкретных потребностей каждого.
— Ученые говорят, что рассматривают перспективы применения этого метода для омоложения людей. Стоит ли надеется, что через несколько лет они на самом деле смогут сделать нас моложе?
— Через 25-30 лет мы, возможно, научимся напрямую воздействовать на геном, чтобы сломать переключатель, который запускает процесс старения в 18-20 лет. В этот момент наше тело обретет способность к самовосстановлению.
— Хотя мы априори не можем бороться со временем, стоит ли по крайней мере рассчитывать, что это исследование повысит наше качество жизни?
— Это исследование никак не поможет нам справиться с болезнью Паркинсона или Альцгеймера, потому что тут действуют другие механизмы. Исследование касается энергетических процессов, которые не имеют отношения к дегенеративным заболеваниям.
Кристоф де Йегер (Christophe de Jaeger) — гериатр, профессор физиологии, директор Института Йегера.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
Каждый учёный старается быть максимально объективным и логичным. Но когда речь заходит об интимной сфере человеческой жизни, то тут даже самым преданным науке исследователям трудно сохранять трезвую голову…
Иоганн Вильгельм Риттер и его батарейка
Порка
В Новосибирске придумали удивительный по свежести и простоте исполнения способ лечения таких страшных болезней, как алкоголизм, наркозависимость и депрессии. Автор нового метода доктор биологических наук Сергей Сперанский назвал его «поркотерапией».