Широкий выбор
Пшеничный, пепельный, кукурузный, золотистый, песочный… Русый цвет волос имеет множество тонов и оттенков, что дает возможность создания неповторимого образа. По мнению Кристины Себадо (Cristina Cebado), нынешняя тенденция заключается в том, что просто однотонные волосы уступают свою место оттенкам и полутонам, подчеркивающим женскую индивидуальность. Цена за то, чтобы стать блондинкой, немалая, особенно если родные волосы темные. В дорогих салонах окрашивание волос стоит от 25 до 30 евро, в то время как стоимость мелирования может превышать 60 евро. Окрашивание волос в домашних условиях обойдется вам от 5 до 10 евро.
В барселонской парикмахерской раздался телефонный звонок. Три часа пополудни, парикмахерша и ее помощница обслуживают двух женщин. Первая откладывает в сторону ножницы и снимает трубку. Звонит госпожа М., одна из знаменитых посетительниц салона, и спрашивает, могут ли ей срочно сделать укладку. Через несколько минут она появляется в салоне. Элегантная пожилая женщина с тщательным мелированием. Ни намека на седину, свойственную ее возрасту. Ее родные волосы светло каштанового цвета с веселыми золотистыми вкраплениями, которые, как она считает, надо усилить, поскольку «они потемнели».
Итак, за дело. Халат, полотенце на спину, окрашивание, промывка и осветление. Эта трудоемкая операция, преследующая цель осветлить светлые вкрапления в волосах, ежедневно проходит в тысячах парикмахерских Испании. Несмотря на генетику, дороговизну и востребованность смуглых красавиц вроде Пенелопы Крус, миллионы испанских женщин по-прежнему стремятся стать блондинками, невзирая на свое социальное положение, место проживания и убеждения. Аристократки, республиканки, националистки всех мастей, социалистки, простолюдинки, модницы, телеведущие, правительственные чиновницы и домохозяйки. Диапазон желающих стать блондинками весьма широк. Одновременно, это является наглядным свидетельством того, что этому цвету волос подвластны все убеждения и стили жизни. По разным причинам он нравится подавляющему большинству женщин, хотя эксперты и сами женщины выделяют главную: блондинки хорошо смотрятся.
«Действительно, эти волосы смягчают черты лица, скрывают намечающиеся морщины и придают сияние — поясняет Джорди Васкес (Jordi Vázquez), технический руководитель сети парикмахерских и салонов макияжа Llongueras. — Кроме того, русый скрывает седину, как бы растворяя ее…». Седина, которая в северных странах не представляет для женщин столь острую эстетическую проблему, как у нас, является еще одной веской причиной в пользу выбора именно этого цвета. Даже те, кто в детстве никогда не были блондинкам, при появлении первой седины, предпочитают покрасить волосы в светлые цвета. «Действительно, зачастую многие женщины, желая изменить цвет своих волос, чтобы скрыть седину, решают прибегнуть к мелированию, и в итоге все более и более становятся блондинками», — замечает Пабло Робледо (Pablo Robledo), стилист на косметической фирме Pantene. Именно это произошло с 65-летней жительницей Барселоны Луизой, у которой от рождения были очень темные волосы, а сейчас на голове копна пшеничных волос, которые она осветляет каждые несколько месяцев: «Так лучше, это смягчает черты лица и скрывает седину… Мне так лучше, и все», — категорично заявляет она.
Другая важная причина осветления — «людям обычно нравится то, чего у них нет», подчеркивает Кристина Себадо (Cristina Cebado), глава службы по связям с общественностью одноименной компании. Если к этой столь человеческой особенности добавить то, что «до настоящего времени большинство эталонов красоты имели светлые волосы», станет еще более понятным пристрастие к цвету, который преобладает в этой сети парикмахерских, открывшей свой первый салон в конце XIX века, в 1892 году.
Цвет кожи, глаз и волос определяет присутствие пигмента под названием меланин, который существует в двух видах: эумеланин, дающий цвет черного кофе, и феомеланин, создающий желто-красноватый цвет. Природные русые волосы обязаны присутствию гена MC1R, вырабатывающего феомеланин. Данный ген в семи разновидностях весьма распространен на севере Европы, где так много людей со светлыми волосами. Люди с особенно светлыми волосами проживают в балтийских странах (Швеция и Финляндия), и по мере удаления от этих стран цвет волос становятся все темнее. Исследователи объясняют преобладание людей со светлыми волосами в районах с малым количеством солнечного света витамином D, для синтеза которого необходимо солнце. Люди со светлыми волосами и белой кожей гораздо более чувствительны к солнечным лучам и благодаря этим своим свойствам восполняют их недостаток в местах своего проживания.
В Испании лишь 9% женщин являются блондинками от природы. В соответствии с результатами опроса «Испанская женщина и цвет ее волос», проведенным в 2010 году фирмой L’Oréal Profesional, самыми распространенными являются каштановые волосы (74%), после которых идут темные (14%), русые (9%) и рыжие (0,7%), а 9 из каждых 10 испанок однажды красили волосы. Именно здесь русый цвет оказался особенно востребованным. На его долю (вся гамму оттенков от каштанового до пшеничного) приходится от 70% до 80% окрашивания волос в парикмахерских салонах Cebado. Подобная статистика наблюдается в сети салонов Llongueras. Подобный спрос обуславливает немалый оборот денежных средств в парикмахерских и магазинах, продающих средства для окрашивания волос в домашних условиях.
Все дело в том, что обладанием светлыми перестало быть признаком некой исключительности, присущей женщинам с большими покупательными возможностями, консервативными взглядами и определенным положением в обществе, стремившимися резко выделяться на фоне других. «Да, именно так. Когда я 40 лет тому назад начинал работать в салоне, расположенном в зажиточной части Барселоны, там были одни блондинки!», — вспоминает Джорди Васкес. — «В ту пору я жил в совершенно другом районе города, где почти не было видно блондинок. Зато теперь они повсюду. Причем не только женщины возрасте, многие молодые тоже стремятся стать блондинками».
Эту тенденцию давно подметил и Пабло Робледо, назвав ее «бумом блондинок». «Все стало более демократичным. Сейчас это уже не вопрос социальной принадлежности. Те веяния, которые приходят из кинофильмов, мира моды и знаменитостей, формируют образ, который стремятся иметь все женщины, независимо от их положения в обществе», — считает он.
«Изначально светлые волосы были признаком высокого статуса у тех женщин, которые стремились показать, что имеют доступ к дорогим товарам, в частности, к краскам для волос, и подчеркнуть свое отличие. Но сейчас все поменялось, и пшеничный цвет волос из стремления подчеркнуть собственный статус превратился в отличительную черту», — добавляет Даниэль Кордоба Мендиола (Daniel Córdoba Mendiola), директор консалтингового агентства The Hunter. Эксперт отмечает еще один аспект данной тенденции, связанный с раскрепощением женщины: «В 60-е годы это был цвет волос женщин (прежде всего, англичанок и скандинавок), приезжавших в Испанию и стремившихся подчеркнуть свою изысканность и утонченность». А затем, в 80-е годы, на экранах кино и телевидения появилось невероятное количество белокурых актрис: «Именно в это 10-летие именно этот цвет волос стал своего рода визитной карточкой женщин, свидетельствовавшей о независимости, контроле над ситуацией и сексуальности».
Вот уже давно искушение и блондинки идут рука об руку. Как явствует из результатов опроса, проведенного l’Oréal, именно эта взаимосвязь является основной причиной того, что молодые девушки выбирают именно этот цвет волос. «Испанки в возрасте от 18 до 24 лет красятся для того, чтобы выглядеть более сексуальными», заявили 53% опрошенных, 46% делают это с целью привлечения внимания, а 41% утверждают, что после окрашивания их волосы поражают воображение.
Это стремление обусловлено давним изречением — джентльмены предпочитают блондинок, которое подтверждают маркетинговые исследования и некоторые небесспорные теории, в частности, выдвинутая антропологом Питером Фростом (Peter Frost). Этот канадский ученый, исследующий изменения, которые претерпевает цвет волос, глаз и кожи европейцев, полагает, что эволюция светлого цвета волос на этом континенте скорее вызвана процессом, который он называет «сексуальной селекцией», а не генетикой. Его теория исследует позднюю фазу ледникового периода в Европе (13-10 тысяч лет тому назад), когда мужчин не хватало, поскольку они зачастую погибали во время охоты на диких зверей. Поскольку многоженство не было особенно развито (мужчины, проживавшие в зонах, мало приспособленных для того, чтобы женщины собирали годные в пищу дары природы, предпочитали иметь одну жену), между женщинами шло острое соперничество. И среди огромного количества женщин, считает Фрост, предпочтение отдавали белокожим блондинкам со светлыми глазами. Как считает антрополог, при избытке мужчин или женщин и необходимости борьбы за партнера, «в ход идут те же самые приемы, к которым прибегают публицисты, чтобы привлечь внимание, а именно, использование ярких красок».
Но если блондинка более сексуальна с антропологической точки зрения, то существует и другой стереотип: о глупых блондинках. Кинематограф, литература и народная культура приложили немало усилий для того, чтобы раздуть этот миф. Виктория Шерроу (Victoria Sherrow), автор Энциклопедии волос, указывает, что образ глупой блондинки возник во Франции XVIII века, имевший своим прототипом Розалию Дюте (1748-1830), куртизанку со светлыми пышными волосами, столь же красивую, сколько и пустую. Несмотря на свой якобы недалекий ум, она была вполне обеспечена, проживая в Париже, имела множество поклонников из числа членов королевской семьи и аристократов, написала собственную автобиографию и позировала знаменитому художнику того времени Фрагонару (Fragonard).
На Мэрлин Монро, пожалуй, самой известной блондинке, также сказался этот стереотип, который еще более усилии ее первые роли в кино. В роли экспансивной Лорелей Ли в кинокартине «В джазе только девушки» (Оригинальное название «Джентльмены предпочитают блондинок», режиссер Ховард Хокс, 1953 год), волею сценаристов она произносит исключительно фразы, граничащие с полным идиотизмом. И лишь в конце фильма она в какой-то степени реабилитирует себя, заявляя своему будущему зятю, что вполне способна «быть умной, если речь идет о важном деле», добавляя при этом: «Правда, большинству мужчин это не нравится».
В 1999 году ученые Университета Ковентри подтвердили, что миф о глупых блондинках по-прежнему существует. В ходе эксперимента одну и ту же модель показывали с четырьмя разными цветами волос, предлагая группе, состоявшей из мужчин и женщин, оценить ее с точки зрения умственного развития, стеснительности, агрессивности. Когда модель предстала в образе блондинки, ее охарактеризовали (в первую очередь мужчины) как обладающую «наиболее слабым интеллектом». Доктор Кэссиди (Cassidy), один из руководителей исследования, назвал это результат «чудовищным», ибо он свидетельствовал о том, что, признав блондинку самой глупой, люди даже не осознавали, что вынесли свое суждение на основе ее внешности. Психолог объяснил это автоматическое восприятие стереотипом блондинок, утвердившимся в кинематографе, на телевидении и в модных журналах.
И все же, хотя блондинки и приковывают восторженные взгляды, но жизнь у них не такая легкая, как кажется. И это находит свое подтверждение в том же фильме «В джазе только девушки», когда главная героиня Лорелей говорит, что жизнь иногда может оказаться «весьма суровой, особенно если девушка красивая и имеет светлые волосы, как я». Фраза принадлежит Коринне Аните Луус (Corinna Anita Loos), автору сценария и одноименного романа. У Луус было такое же имя, как у одной из знаменитых блондинок нашего времени — принцессы Коринны цу Зайн-Виттгенштейн (Corinna zu Sayn-Wittgenstein), заявившей в одном из интервью: быть одновременно женщиной и блондинкой весьма непросто.