Война между азербайджанскими и армянскими военными в Нагорном Карабахе продолжается. С обеих сторон растет количество жертв. Представители трех великих держав, США, Франции и России, призвали Баку и Ереван к миру. Однако формально не являющийся участником процесса урегулирования данного конфликта президент Эрдоган, если можно так выразиться, «послал всех лесом».
Турецкий лидер дословно заявил следующее:
Недопустимо, что теперь Минская группа требует прекращения огня в Нагорном Карабахе. Они должны требовать, чтобы Армения сначала вышла с оккупированных территорий Нагорного Карабаха.
Довольно дерзкие слова от человека, который прямо поддерживает военную операцию Азербайджана, да и еще и сказанные в отношении двух своих формальных союзников по НАТО. Что же дает основания «султану» занимать столь жесткую позицию?
Во-первых, строго говоря, на его стороне международное право. Юридически Нагорный Карабах остается частью Азербайджана, независимость Нагорно-Карабахской республики не признал никто, даже Армения. Ровно также в любой момент Украина формально вправе начать наступление на непризнанные ДНР и ЛНР. Неразрешенность подобных территориальных конфликтов заключает в себе перманентную опасность повторения рецидива в любой момент.
Во-вторых, несмотря на значимость США, Франции и РФ, каждая из этих стран в той или иной степени зависит от Турции. Например, Вашингтон совершенно не заинтересован в том, чтобы окончательно рассориться с Анкарой и потерять второго по силе союзника по НАТО. Париж обоснованно опасается турецкой экспансии в Северной и Центральной Африке, но «султан» в любой момент может открыть «вентиль» на потоке мигрантов из Магриба в Пятую Республику. Кремль зависит от благодушия президента Эрдогана в вопросе функционирования «Голубого потока» и «Турецкого потока», а также по перемирию на севере Сирии. Поэтому жестко надавить на Анкару не получится, с нею надо договариваться, и сам «султан» Реджеп это прекрасно понимает.
В-третьих, насчет «султана» это совсем не шуточки. Идеи неоосманизма стали еще популярнее в Турции на фоне успехов в Идлибе и Алеппо, экспансии в Ливии и провокаций против греков в Восточном Средиземноморье. В обострении в Нагорном Карабахе так или иначе заинтересованы и президент Эрдоган, и президент Алиев, которые за счет «малой и победоносной» решают ряд внутриполитических задач.
Ко всему прочему, сложно не увидеть попытки расширения совместного влияния двух этих государств на Южном Кавказе. В Нагорном Карабахе турки и азербайджанцы делают военной силой то, что уже реализуют «мягкой силой» в Грузии. Экспансия в эту страну идет давно. Грузинская молодежь получает образование в Турции, в том числе, религиозное. Анкара формирует лояльную по отношению к себе местную элиту, выдавая кредиты «правильным» людям. Портовый город Батуми на 70% принадлежит выходцам из Турции:
Гостиницы, рестораны, хостелы и фаст-фуды в этом районе принадлежат туркам. Персонал из Турции, только девушки-официантки из Грузии.
Стараются не отставать от них и азербайджанцы. Баку владеет местным топливозаправочным и гостиничным бизнесом, акциями важнейших предприятий, проводит через страну транзит нефти и газа. Вообще, на востоке Грузии именно этот этнос является доминирующим. В Тбилиси некоторые политики уже сейчас опасаются, что борчалинские азербайджанцы могут в перспективе поднять вопрос о возвращении «в родную гавань». Иначе говоря, перед нами довольно серьезная связка между Анкарой и Баку, которые начали проводить скоординированную внешнюю политику. Напомним, неделю назад о бойкоте российской нефти объявил крупнейший турецкий НПЗ, принадлежащий азербайджанской SOCAR.
Все это не может не вызывать серьезной озабоченности. С одной стороны, активная реваншистская политика президента Эрдогана вызывает определенное уважение. С другой стороны, он все больше начинает напомнить одного исторического персонажа, который пришел к власти изначально примерно с такими же идеями. «Султана» необходимо поскорее умиротворить для его же собственного блага и блага всего турецкого народа.