» » » Российский радиотелескоп отправился в космос

Российский радиотелескоп отправился в космос

18-07-2011, 11:53 | Новость дня / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (4) | просмотров: (1 626)

Российский радиотелескоп отправился в космос

Создатель спутника — НПО им. С. А. Лавочкина. Стартовая масса аппарата составила 3,85 тонны (фото НПО им. С. А. Лавочкина).

Сегодня, 18 июля, в 6:31 по московскому времени успешно стартовала ракета «Зенит-3М» с разгонным блоком «Фрегат-СБ» и космическим аппаратом «Спектр-Р» на борту. Это первая за последние четверть века российская орбитальная астрофизическая обсерватория.

Пуск состоялся с 45-й площадки космодрома Байконур (фотографии космического центра «Южный»).

Аппарат «Спектр-Р» (созданный в рамках международного проекта "Радиоастрон") оборудован 10-метровым главным зеркалом. Наблюдать за далёкими объектами этот спутник будет в нескольких диапазонах частот, лежащих в пределах 0,3-25 гигагерц.

По замыслу разработчиков научной аппаратуры спутника, специалистов Астрокосмического центра ФИАН, телескоп «Радиоастрон» сможет работать в режиме интерферометра совместно с наземными радиотелескопами. Это позволит ему достичь разрешения в миллионные доли угловой секунды (иллюстрации Астрокосмического центра ФИАН).

Новый инструмент призван раскрыть множество деталей в строении галактических ядер, изучить эффекты, оказываемые на видимое вещество тёмной энергией и тёмной материей, проследить за деятельностью чёрных дыр звёздной массы и нейтронных звёзд, исследовать межзёздную плазму и пульсары, внегалактические радиоисточники и в частности квазары.

Параболическая чаша радиотелескопа состоит из 27 раскрывающихся лепестков. Справа внизу: наземное тестирование этой антенны (фотографии НПО им. С. А. Лавочкина и Астрокосмического центра ФИАН).

Помимо того, спутник «Спектр-Р» должен помочь учёным в построении высокоточной астрономической координатной системы и высокоточной модели гравитационного поля Земли, в наблюдениях за процессами формирования звёзд и планет, за процессами, идущими близ горизонта событий чёрных дыр, а также в уточнении фундаментальных космологических параметров.

В качестве базы для космического радиотелескопа выступил аппарат нового поколения — "Навигатор", содержащий бортовой комплекс управления, радиокомплекс, систему электроснабжения, двигательную установку.

Модуль, разработанный в НПО им. Лавочкина, является базовым для серии космических аппаратов, предназначенных для работы на различных орбитах искусственного спутника Земли, включая геостационарные орбиты и либрационные точки (иллюстрация НПО им. С. А. Лавочкина).

Орбита «Спектра-Р» — высокоэллиптическая, с апогеем в 330 тысяч км и перигеем в 600 км. Период обращения — 8,2 суток, угол наклонения орбиты — 51,3°. Время активной работы космической радиообсерватории должно составить не менее 5 лет.

Источник: membrana.ru.

1. » #4 написал: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ (23 июля 2011 13:00)

На российской орбитальной обсерватории раскрылась антенна

Специалисты раскрыли уникальную десятиметровую антенну на российской космической обсерватории «Спектр-Р», сообщили в субботу в пресс-службе Роскосмоса.  «Операция по раскрытию антенны успешно завершена», - сообщил представитель пресс-службы, передает «Интерфакс».

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в пятницу зеркало радиотелескопа благополучно раскрылось на российской орбитальной астрофизической обсерватории «Спектр-Р».

В понедельник утром ракета-носитель «Зенит-2SБ» вывела на орбиту астрофизическую обсерваторию «Спектр-Р», которая позволит с высокой точностью заглянуть в дальние уголки Вселенной. Характеристики телескопа уникальные: техническое решение российских ученых задействовало в работу силу притяжения Луны, а высокая четкость достигается за счет огромного удаления аппарата от Земли.

«Спектр-Р» был создан в рамках проекта «Радиоастрон» по заказу Роскосмоса. Разработчиком комплекса научной аппаратуры является астрокосмический центр ФИАН, а основным исполнителем – ФГУП «НПО имени С.А. Лавочкина».

Коcмическая обсерватория будет выведена на рекордно высокую орбиту.

2. » #3 написал: throst (18 июля 2011 20:20)

хорошо, что полетел. и будет более чем замечательно, если ещё и отработает программу)

Сметана витрина лодыжка, дельфин мешать вилы, свечка иммуномодулятор. Звонки, перипетии?

3. » #2 написал: violettaru (18 июля 2011 14:32)

Про то, что у нас стартует ракета с новым телескопом, еще вчера по ТВ сказали. Горжусь! Так держать!

4. » #1 написал: virginiya100 (18 июля 2011 13:21)

У России появился телескоп, "превосходящий "Хаббл"
    Последнее обновление: понедельник, 18 июля 2011 г., 06:32 GMT 10:32 MCK http://www.bbc.co.uk/russian/science/2011/07/110718_russia_space_spektr.shtml

Над созданием "Спектра-Р" работали ученые 20 стран

Утром в понедельник с космодрома Байконур стартовала ракета с обсерваторией "Спектр-Р". Глава Роскосмоса Владимир Поповкин назвал старт началом возвращения России к научным программам в космосе.

Обсерватория создана для исследования галактик и их ядер квазаров, черных дыр и нейтронных звезд в Млечном Пути и других объектов Вселенной. Кроме того, аппарата займется мониторингом солнечной активности и изучением солнечного ветра.
    "Исключительные" возможности
    Статьи
    Россия выделит 200 млрд рублей на развитие космонавтики
    Роскосмос обвинен в срыве планов по созданию спутников
    ЦУП на время потерял связь с МКС и "Союзом"
    Тэги
    Россия, Космос

Разработчик обсерватории - астрокосмический центр ФИАН - утверждает, что с помощью телескопа "Радиоастрон", находящегося в обсерватории, можно получить изображения "исключительной точности", с разрешением в 1000 раз лучше, чем у знаменитого телескопа "Хаббл".

По данным исполнителей проекта из "НПО имени Лавочкина", все дело в одновременном наблюдении одного радиоисточника наземным и космическим радиотелескопами при синхронизации работы обоих от одного стандарта частоты.

Планируется, что обсерватория, над созданием которой трудились ученые двадцати стран, проработает как минимум пять лет.
    Проблемы с запуском

Вывод орбитального комплекса в открытый космос несколько раз откладывался.

Первоначально старт обсерватории был намечен на середину, затем – на конец прошлого года.

В августе 2010 стало известно, что из-за пожара на радиотелескопе центра космической связи в Тверской области аппарат не сможет быть запущен ранее июня 2011.

Тогда российские агентства со ссылкой на источники в космической отрасли сообщали, что у исполнителя проекта были проблемы с поставками комплектующих, из-за чего сборку спутнику не закончили в срок.

В июне 2011 запуск обсерватории был отложен еще на месяц.
    Миллиарды на космос

Создание проекта стало частью российской федеральной космической программы на 2006 - 2015 годы.

За это время в стране планируется осуществить более двух десятков научных проектов.

Накануне празднования 50-летия полета в космос Юрия Гагарина в апреле 2010 года премьер-министр Владимир Путин заявил, что на эти космические проекты из федерального бюджета в 2011 будут выделены 115 млрд. рублей (около 4 млрд долларов).