Мал да удал: в чем предназначение глубоководного диверсанта «Лошарика»
В данном случае вполне подойдет выражение «мал да удал». Подводная
лодка со смешным неофициальным именем «Лошарик» (официально лодка
именуется атомной глубоководной станцией АС-31 проекта 10831) — это
самая маленькая атомная субмарина в мире, она способна погружаться на
глубину 6000 метров. Глубина для подводных лодок традиционных
конструкций, которые не могут погружаться на глубины более 800 метров,
совершенно беспрецедентная. Возможности еще более впечатляют.
Вообще-то
Лошарик — персонаж советского кукольного мультфильма, трехногая
цирковая лошадка, чье тело составлено из цветных шаров. Атомная лодка
АС-31 тоже состоит, как это ни удивительно, из шаров. Фактически это
гибрид батискафа и подводной лодки. Шесть прочных сфер из титана
являются обитаемыми отсеками лодки. Все они соединены легким обтекаемым
корпусом, что и делает это аппарат похожим на обычную подводную лодку.
Лодка «Лошарик» малоизвестна даже среди военных
экспертов, и долгое время назначение этого аппарата было неизвестно.
Предположительно, АС-31 предназначался для глубоководных спасательных
работ. Однако спектр задач этой лодки гораздо шире, хотя на ней и нет
никакого оружия. Прежде всего, это диверсионная лодка, которая может
ставить в труднодоступных местах глубинные мины, в том числе и ядерные,
проводить разведку, уничтожать кабели связи.
В частности, по
мнению специалистов, АС-31 обладает реальной возможностью нанести
серьезный ущерб американским глубоководным компонентам системы слежения
за подводными лодками SOSUS.
Особую тревогу у военных специалистов НАТО вызывала
возможность весьма экзотической модернизации «Лошарика» — установки на
ней специального колесного движителя. Это давало бы возможность лодки
передвигаться по дну на колесах, что делало ее неуязвимой для
обнаружения акустическими и магнитометрическими средствами наблюдения.
Уникальность «Лошарика» еще и в том, что она имеет
собственного носителя. То есть, транспортируется на место выполнения
задач атомной подводной лодкой специального назначения БС-136 «Оренбург»
проекта 09786 (667БДР «Кальмар»). Таким образом, радиус действия и
автономность «Лошарика» серьезно увеличивается. «Оренбург» может
транспортировать АС-31 автономно в течении 90 суток.
Лодка была разработана в конструкторском бюро
«Малахит» в 1980-е годы. Главный конструктор проекта был разработчиком
глубоководных технических средств. Он также герой России — Юрий
Михайлович Коновалов. «Лошарик» был развитием атомных глубоководных
станций проектов 1910 «Кашалот» и 1851 «Палтус».
В 1988 году
началось строительство лодки, однако с распадом СССР в 1990-е годы оно
было законсервировано. Причина банальная — отсутствие финансирования.
Кроме того, закончившаяся «Холодная война» привела к ошибочному отказу
российских военных от концепции проведения операций спецназначения. Но в
начале 2000-х годов стало понятно, что подобный аппарат российским ВМФ
просто жизненно необходим.
В конце сентября 2012 года подводная
лодка приняла участие в исследовательской экспедиции «Арктика-2012», в
ходе которой занималась сбором грунта и образцов породы на глубине 2,5—3
километра на протяжении 20 суток. Этот поход выявил небольшие
недостатки в конструкции лодки, и после возвращения «Лошарик» прошел
восстановительный ремонт в 42-м цехе «Севмаша», в ходе которого лодке
исправили деформации корпуса. Впрочем, учитывая давления на глубинах где
работала лодка, это было вполне ожидаемо.
Единственным аналогом лодки АС-31 можно считать
американскую NR-1. Однако лодка эта, в отличие от «Лошарика», лишь
экспериментальная, и не может погружаться на глубины свыше 1000 метров.
Кроме того, NR-1 была спущена на воду в 1969 году, то есть «Лошарик» —
лодка более современная, это корабль следующего поколения глубоководных
аппаратов.
К сожалению, в момент катастрофы К-141 «Курск» в
августе 2000-го года, лодка «Лошарик» из-за плачевного состояния ВМФ
России была еще в неработоспособном состоянии, а именно она могла бы
спасти атомный ракетоносец.
Источник Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 49
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1033
Рейтинг поста:
А вы про 100м пишите, как о чем-то нереальном.
--------------------
А может бог не может убрать зло? Тогда бог бесполезен.
А может бог не хочет убрать зло - тогда зачем он нужен?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2203
Рейтинг поста:
Как? Глубина гибели "Курска" 100 м. Глубоководность "Лошарика" на таких глубинах не востребована от слова совсем. Манипуляторов способных поднять на поверхность корабль в разы превышающий по водоизмещению у нее нет. Переходного отсека для спасения экипажей подлодок тоже не видно. Ну и чтобы она сделала на месте гибели "Курска"?