КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ "АЛЬФА" - до 1995 года полуофициальное название МКС (Международной Космической Станции). КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ "МИР-2" - планировалась до 1993 года в качестве следующего шага на пути развития российской национальной космической программы, а затем была "поглощена" Международной Космической Станцией, как и американская станция "Фридом". Представляла собой дальнейшее развитие идеи сочетания базового блока (аналогичного ББ станции "Мир") и целевых модулей различного назначения. Основные отличия от станции "Мир" - переход на модули меньшей размерности, создаваемые на базе конструкций РКК "Энергия", а также добавление развитых ферменных и разворачиваемых конструкций, часть из которых (энергетические установки) перешла в проект МКС. "КОСМИЧЕСКАЯ СТРАЖА" - международная исследовательская организация, учрежденная в 1996 году в Риме. "КС" ставит перед собой задачу объединить специалистов всех стран, чтобы предотвратить возможное столкновение Земли с ОКО (опасными космическими объектами) - астероидами и кометами. Ученые из России явились одними из инициаторов создания "КС". КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ "ВЕГА" - советские автоматические межпланетные станции (АМС), участвовавшие в международном проекте "Венера - комета Галлея". АМС "В.-1" запущена РН "Протон" с космодрома Байконур 15 декабря 1984 г. 9 июня 1985 г. от АМС был отделен спускаемый аппарат , который произвел посадку на Венере 11 июня. В ходе спуска в атмосфере Венеры от спускаемого аппарата был отделен аэростатный зонд (АЗ) с советской и французской научной аппаратурой, впервые выполнивший аэростатический полет в атмосфере другой планеты. В остальном СА АМС "В." аналогичен СА ранее использовавшихся АМС "Венера-9" - "Венера-14". 6 марта 1986 года пролетный аппарат (ПА) АМС "В.-1" прошел на расстоянии 8890 км от ядра кометы Галлея. Это расстояние было выбрано в целях минимизации воздействия метеорных частиц, сопровождавших комету. В целом ПА "В." представляет собой вариант так называемого "бабакинского шасси", использовавшегося в качестве базового при создании АМС "Венера-9" - "Венера-16", "Марс-3" - "Марс-6" и ИСЗ "Астрон", "Радиоастнон". Принципиально-новым узлом является автоматическая стабилизированная платформа АСП-Г, разработанная совместно СССР и Чехословакией. На этой платформе расположены телевизионная система, инфракрасный и так называемый трехканальный спектрометры и датчик наведения. Характерной особенностью платформы является то, что в течении большей части времени она находилась в транспортном положении, вдоль топливного отсека ПА, и только незадолго до пролета ядра кометы, 12 февраля 1986 г. переведена в рабочее положение. Кроме оптической аппаратуры на ПА "В.-1" были установлены приборы для исследования концентрации и химического состава пыли и исследования плазмы. В разработке научной аппаратуры для "В." принимали участие Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Чехословакия, Австрия, ФРГ, Франция. Слежение за полетом аэростатного зонда в атмосфере Венеры выполнялось РЛС Франции, США, ФРГ, Швеции, Канады, Бразилии, Великобритании. Полет аналогичной АМС "В.-2" проходил по такой же программе: старт 21 декабря 1984 г., отделение СА 13 июня 1985 г., посадка СА и ввод АЗ - 15 июня 1985 г., приведение стабилизированной платформы в рабочее положение - 15 февраля 1986 г., пролет ядра кометы Галлея на расстоянии 8030 км - 9 марта 1986 г. Информация, полученная с "В." позволила в рамках проекта "Лоцман" провести более метеорнозащищеную западноевропейскую АМС "Джотто" на расстоянии около 600 км от ядра кометы Галлея. КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ "ВЕНЕРА" - общее название 16 ("В.-1" - "В.-16") советских автоматических межпланетных станций (АМС) для исследования планеты Венера и межпланетного космического пространства. "В.-1" создана в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева, запущена с космодрома Байконур РН "Молния" 12 февраля 1961 г., и стала первым советским КА, успешно выведенным на межпланетную траекторию. "В.-2" - "В.-8" созданы под руководством Г.Н.Бабакина в НПО им. С.А.Лавочкина, куда в середине 60-х годов была передана разработка автоматических межпланетных станций. Начиная с "В.-3" на АМС устанавливался спускаемый аппарат сферической формы. СА "В.-3" и "В.-4" разрушились в атмосфере, в дальнейшем все СА благополучно работали до момента посадки и далее. СА "В.-8" впервые произвел посадку на освещенной стороне планеты. Целью этого эксперимента было измерение освещенности для определения возможности проведения фотокиносъемки АМС следующего поколения. Запуски АМС "В.-2" - "В.-8" осуществлялись с космодрома Байконур РН "Молния" в период с 12 ноября 1965 по 27 марта 1972 года. "В.-9" - "В.-16" представляющие собой 3-е поколение АМС, созданы под руководством Г.Н.Бабакина с использованием так называемого "бабакинского шасси" - унифицированного блока, объединяющего цилиндрический топливный отсек и герметичный приборный отсек торовой формы, в центральном проеме которого устанавливалась корректирующая двигательная установка. На "В.-9" - "В.-14" и "Вега-1 и -2" на свободном торце топливного отсека устанавливался СА ступенчатого спуска. Внешний сферический теплозащитный кожух сбрасывался после этапа интенсивного торможения, далее выполнялся плавный - для исследования атмосферы - спуск на парашютах, а затем - "быстрый", для предотвращения преждевременного перегрева, спуск на тормозном щитке, установленном в верхней части собственно СА. Кроме тормозного щитка вне прочного корпуса СА находились торовый посадочный амортизатор, антенна и грунтозаборное устройство. СА "В.-9" - "В.-14" впервые передали на Землю панораму поверхности Венеры и выполнили химический анализ проб венерианского грунта. Пролетные аппараты (ПА) "В.-9 и -10" были выведены на околовенерианскую орбиту, ПА "В.-11, -12, -13, -14" продолжали полет по межпланетным траекториям. Во всех случаях ПА выполняли ретрансляцию сигналов СА. "В.-15 и -16" выведены на орбиту спутников Венеры и впервые произвели радиолокационную картографическую съемку поверхности планеты в районе северного полюса, для чего вместо СА на них были установлены радиовысотомеры и радиолокаторы бокового обзора. Запуски АМС "В.-9" - "В.-16" выполнялись с космодрома Байконур при помощи РН "Протон" с разгонным блоком "Д" в период с 8 июня 1975 по 7 июня 1983 гг. КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ "МАРС" - общее название двух серий советских автоматических межпланетных станций, предназначенных для исследования планеты Марс и космического пространства между Землей и Марсом. КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ "ФОБОС" - советские автоматические межпланетные станции, предназначенные для исследования Марса, его спутника Фобоса межпланетного пространства, а так же Солнца. Первые АМС нового поколения, которыми предполагается заменить так называемое "бабакинское шасси". Характерные особенности - применение отдельного высокоэнергетического ракетного блока для доразгона и коррекции межпланетной траектории, широкое использование внешнего (вне герметичных приборных отсеков) размещения научной аппаратуры. После 1986 года, в эйфории от успехов АМС "Вега", работы по "Ф." были резко форсированы, значительно возрос объем научных исследований, преимущественно - за счет международных экспериментов. Астрономически (и политически) детерминированная дата старта не позволила в полном объеме отработать все вопросы связанные с функционированием сложнейших комплексов. Уже задним числом вероятность успешного выполнения 50% программы оценивалась как очень хорошая. Первый "Ф." был утерян на межпланетном участке полета из-за передачи на борт неправильной команды, вызвавшей прекращение работы станции. Причиной потери второй АМС, уже на околомарсианской орбите, скорее всего является ошибка проектировщиков, приведшая к дефициту электроэнергии и обесточиванию станции при выполнении очередного маневра (прошла команда на разворот, но не прошла на его прекращение). Изображение крупной тени на поверхности Марса, напоминающей выхлоп стартующей ракеты, переданное "Ф." непосредственно перед потерей связи, скорее всего является помехой, вызванной спецификой малокадрового телепередатчика, хотя, конечно, не исключена и другая, самая невероятная причина... Полет АМС "Ф." дал огромный объем ценнейшей научной информации, научная программа выполнена более чем на 60%. Однако наиболее интересные исследования собственно - Фобоса при помощи посадочных аппаратов и лучевого зондирования так и остались невыполненными. КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ - летательные аппараты, предназначенные для полета человека (в более общем понятии - пилота) в космическом пространстве. Все КК имеют следующие общие черты: Тем или иным способом им сообщается по крайней мере первая космическая скорость. В настоящее время для этого используются ракетоносители, но вполне представим КК, способный выйти с поверхности Земли на околоземную орбиту "своим ходом", тем более это характерно для кораблей, обеспечивающих высадку на другие планеты. КК имеют средства для изменения своей ориентации и перемещения в пространстве. Как правило, последнее ограничивается коррекцией орбиты и тормозным импульсом при посадке. Однако реализованные КК для полетов к Луне и проектировавшиеся для полетов к другим планетам имеют куда более широкие возможности. Все КК имеют системы жизнеобеспечения, позволяющие человеку находиться в них более или менее длительное время. Эта задача тем более осложняется, что космическая среда однозначно враждебна человеку как биологическому объекту. Все КК имеют (по крайней мере - теоретически) достаточную степень автоматизации, позволяющую им совершать полет, пусть не по полной программе, без участия человека. КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ "АПОЛЛОН" - пилотируемые КК для полета человека на Луну, созданные по программе "Аполлон" (см. - "Программа "Аполлон") фирмой North Amerikan - Rokwell. Экипаж 3 человека. Ниже приведены характеристики "основного блока" КК "А.", модернизированного для полетов по программам "Скайлэб" и "ЭПАС". КК состоит из командного модуля , служебного модуля, стыковочного модуля (при полете по программе "ЭПАС") и имеет следующие массово-габаритные характеристики: масса (со стыковочным модулем) - 16500 (по другим данным - 14737) кг, длина - 10700 мм, диаметр - 3920 мм. СА: масса - 5470-5500 (по другим данным - 4850) кг, длина - 3430 мм, диаметр - 3920 мм, свободный объем - 6.1 куб.м, аэродинамическое качество - 0.28-0.4 (до 0.5 при угле атаки 33 град.). Служебный модуль: масса - 9000 кг, длина - 3943 (с учетом сопла - 7916) мм; диаметр - 3914 мм; Стыковочный модуль: масса - 2500 кг, длина - 2940 (по другим данным - 3150) мм, диаметр - 1420 мм (по другим данным - 1600) мм, свободный объем - 3.65 куб.м. Описание конструкции: СА конической формы с углом раствора 60 град. имеет многослойную конструкцию. Внутренняя оболочка выполнена из алюминиевых сотовых панелей толщиной 20-38 мм, сварная; внешняя оболочка состоит из профилированных сотовых панелей, сваренных из нержавеющей стали толщиной 0.2-1.0 мм. Абляционное покрытие имеет толщину 8-44 мм (на донной защите более 60 мм) Масса конструкции - 2130 кг. В передней, негерметичной, части СА размещен стыковочный узел типа "штырь" с внутренним люком-лазом; вокруг него уложены парашюты; здесь же размещены 2 из 12 ЖРД управления СА. В средней части СА на амортизаторах установлены кресла экипажа (суммарная масса - 840 кг), причем среднее складывается для облегчения посадки астронавтов (в варианте для ЭПАС командир корабля находится в левом кресле, пилот основного блока - в среднем, пилот стыковочного модуля - в правом); пульты управления (200 кг); блоки СОЖ (200 кг + 80 кг запасов воды и пищи) и радиоэлектронного оборудования (660 кг); здесь же находится быстрооткрывающийся люк трапецевидной формы (установлен после пожара на "Apollo-1"), служащий для посадки и выхода экипажа, и 5 иллюминаторов прямоугольной формы. В донной части размещаются блоки реактивной системы управления СА (10 ЖРД). Масса систем прицеливания и ориентации, размещенных в СА - 715 кг. В служебном модуле (масса конструкции - 1100 кг) находятся топливные баки, топливные элементы системы электропитания, блоки системы связи (115 кг), маршевый двигатель и ДУ системы ориентации и управления (масса блоков СО и СУ - 438 кг). На внешней поверхности модуля расположены антенны дальней связи. Радиаторы (масса - 113 кг) вмонтированы в многослойные панели обшивки. Маршевый (корректирующе-тормозной) двигатель AJ-10-137: тяга - 9300 кг, ресурс - 750 сек, многократное включение длительностью 0.4-500 сек. Двигатели ориентации - 16 штук, тягой по 45 кг; топливо - монометилгидразин + азотный тетроксид. При входе в атмосферу СА управляется 12-ю ЖРД тягой по 414 Н, топливо - монометилгидразин+азотная кислота. Энергопитание: в служебном модуле размещены 3 топливных элемента мощностью по 1.42 кВт и аккумуляторная серебряно-цинковая батарея емкостью 400 ампер*часов; в СА установлена химическая батарея на 98 ампер*часов. Системы "A." потребляют постоянный ток напряжением 27 В. На электродвигатели АПАС подается переменный ток с U=115 В. Система ориентации и навигации; инерциальная гиростабилизированная платформа массой 19.3 кг с потребляемой мощностью 219 Вт, аварийная бесплатформенная инерциальная система; 16-ти разрядная БЦВМ массой 26.3 кг, объемом 21.3 куб.дм, мощность - 200 Вт. Масса системы обеспечения жизнедеятельности - 460 кг. В "А." поддерживается чисто-кислородная атмосфера: давление - 0.35 кгс/кв.см (0.35-0.38 атм.), влажность - 40-70%, температура - 21-27 град.С. Допустимая утечка кислорода - 0.227 кг/ч, максимальная - 0.3 кг/мин, ресурс - до 16-ти суток. Во время предстартовой подготовки на Земле в кабине создается атмосфера, состоящая из 40% кислорода и 60% азота, давление 1 атм. Запас кислорода хранится в сверхкритическом состоянии. В системе связи массой 242 кг используются УКВ-диапазоны 259.7 и 296.8 МГц. Для стыковки с ОПС "Skylab", стыковочным модулем, а ранее - с лунным экспедиционным модулем LEM используется стыковочный агрегат типа "штырь-конус", "активным" КА является "A.". Для стыковки с "Союзом" используется андрогинно-переферийный агрегат стыковки (АПАС), "активным" может быть любой КА. В систему посадки входят 2 тормозных парашюта диаметром по 5 м, вводящиеся на высоте 7600 м. На высоте 4500 м вводятся 3 вытяжных парашюта диаметром по 3 м, а на 4200-4000 м - 3 основных парашюта диаметром по 26.8 м. каждый. Посадка производится на воду, остойчивость обеспечивается тремя надувными баллонами. Увод СА от аварийной РН осуществляется РДТТ со следующими характеристиками: масса - 2180 кг, масса топлива - 1480 кг, длина - 4640 мм, диаметр - 660 мм, 4 сопла развернуты на 35 град. к оси РН; тяга - 700 кН; удельный импульс - 253 сек; обеспечиваемое ускорением - 90 м/с*с
КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ "ВОСТОК" - первые в мире пилотируемые (одноместные) космические корабли. Разработка "В." начата осенью 1958 года в ОКБ-1; Генеральный конструктор - С.П.Королев, главный конструктор пилотируемых КЛА - М.К.Тихонравов, ведущий конструкторы - К.П.Феоктистов, О.Г.Ивановский; Первый полет "В." в автоматическом режиме состоялся 5 мая 1960 года. До 25 апреля 1961 г.- 5 беспилотных полетов, из них 2 аварийных (отказ системы ориентации; нештатная работа РН). Первый пилотируемый полет на "В." 12 апреля 1961 г. выполнил космонавт Ю.А.Гагарин. До 19 июня 1963 г. на кораблях "В." осуществлено 6 пилотируемых полетов, самый длительный - до 6 суток. Позднее "В." использован как базовый при создании ПКС "Восход" и различных ИСЗ научного ("Ресурс-Ф", "Фотон") и военного назначения. Стартовая масса - 4730 кг; длина (без антенн) - 4400 мм; максимальный диаметр - 2430 мм. "В." состоит из спускаемого аппарата (СА, масса - 2460 кг; наружный диаметр - 2430 мм; диаметр герметичного корпуса - 2200 мм; объем герметичного корпуса - 5,2 куб.м; свободный объем - 1,6 куб.м; наибольшая толщина ТЗ - 180 мм, наименьшая - 30 мм.; диаметр входного, парашютного и технологического люков - 1000 мм.) и приборно-агрегатного отсека (ПАО, масса - 2270 кг; диаметр - 2430 мм; длина - 2250 мм; объем - 3 куб.м. В сферическом СА размещены: кресло космонавта, блоки систем обеспечения жизнедеятельности, терморегулирования, электропитания, ориентации и управления, телеметрии, пульт космонавта, оптический визир "Взор", ручка управления, средства пеленгации и связи. Слева от кресла расположен парашютный контейнер (люк N2). Входной люк (N1) находится "над головой" космонавта, а технологический (N3) - "под ногами". Масса теплозащиты - 17.7% стартовой массы. На поверхности СА расположены антенны КРЛ, плата кабель-мачты, узел крепления стяжных лент. ПАО сострит из двух усеченных конусов, соединенных большими основаниями, выполненных из алюминиевого сплава; со стороны СА - вогнутое сферическое днище, с противоположной стороны - ниша под ТДУ-1; приборная рама сделана из сплава МА-2. В ПАО размещены блоки системы ориентации и управления движением, электропитания, системы "Заря", телеметрии, программно-временное устройство. На поверхности ПАО расположены шаробаллоны (14 штук) с азотом для системы ориентации и кислородом для СОЖ, двигатели ориентации, датчики Солнца, датчики телеметрии, навесные холодные радиаторы с жалюзи. Отсеки соединяются стяжными лентами с пирозамками. Масса конструкции - 20% стартовой массы. Тормозной двигатель ТДУ-1 (масса - 396 кг (8.4% стартовой массы), топлива - 280 кг, тяга - 1600 кг) обеспечивает изменение скорости КЛА на 100-140 м/с. Система ориентации - 2 блока по 8 сопел, тягой 14,7 Н каждое, рабочее тело - азот (запас газа - 1.0% стартовой массы). В качестве источников тока используются аккумуляторные батареи; масса СЭП - 12.5% стартовой массы, бортовой кабельной сети - 8.6%. Применена автоматическая ориентация на Солнце, ручная ориентация на Землю осуществляется при помощи оптического визира "Взор"; радиосистема пеленгации и контроля параметров орбиты. Тепловой режим обеспечивается принудительной циркуляцией газа наддува (для ПАО - азот), охлаждаемого жидким теплоносителем. Оптические параметры размещенных на ПАО навесных холодильников-радиаторов регулируются жалюзи. Атмосфера в кабине по составу близка к земной (22-25% кислорода по объему), давление - 755-775 мм.рт,ст., температура 17-26 град.С.; расчетный ресурс - 10 сут; основной запас кислорода хранится в связном виде (надпероксид калия). Суточный рацион продуктов питания - 2.7 кг, в том числе 1.2 кг воды. Система связи включает УКВ ("Заря", 143.625 МГц.) и КВ (9.019 и 20.006 МГц., система передачи данных о самочувствии космонавта "Сигнал" - 19.995 МГц.) - аппаратуру для двусторонней связи с Землей, командная радиолиния и ТВ-система с двумя камерами для наблюдения за космонавтом. В СА установлен парашютный контейнер, объемом 330 куб.дм, площадь основного парашюта - 574 кв.м, высота ввода - 4000 м, скорость спуска - 10 м/с. Космонавт катапультируется и приземляется на своем парашюте площадью 83.5 кв.м (тормозной парашют - 2 кв.м., запасной - 56 кв.м), катапультное кресло оснащено 2 РДТТ, основным и вспомогательным парашютами, носимым аварийным запасом. Система приземления занимает 3.2% стартовой массы, кресло с космонавтом - 7.1%. При возникновении аварийной ситуации до отделения ГО и 1 ступени (до высоты 40000 м.) - катапультирование космонавта; далее - аварийный спуск. Рабочая орбита - 190 - 250 км, для обеспечения аварийного спуска при отказе ТДУ в течении не более чем 7 дней. КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ "МЕРКУРИЙ" ("MERCURY") - серия американских одноместных пилотируемых космических кораблей, на которых были выполнены первые в США полеты человека в космос. Разработка "М." начата фирмой McDonnell Douglas в 1958 г., в рамках предложенной бригадным генералом ВВС Д.Фликинджером программы MISS ("Человек в космосе как можно быстрее"). С 25 апреля 1961 г. осуществлено 4 беспилотных пуска. С 5 мая 1961 г. совершено 2 суборбитальных, а с 20 февраля 1962 г. по май 1963 г. - 4 орбитальных пилотируемых полета. Результаты программы использованы при создании КК "Geminy". "М." состоит из спускаемого аппарата , включающего парашютный отсек и кабину астронавта. Стартовая масса "М." - 1930 (по другим данным - 1300) кг, длина - 2900(2700) мм (с обтекателем антенны и ТДУ - 3342 мм, с системой аварийного спасения (САС) - 7914 мм), максимальный диаметр - 1892 мм, минимальный - 660(813) мм, объем гермоконтура - 1.5 куб.м, в том числе свободный - 1 куб.м. СА многослойной конструкции, из двух слоев титана толщиной по 0.25 мм. каждый; передняя и задняя переборки выполнены из однослойного титана толщиной 0.25 мм; внешняя теплозащита (излучающего типа) сделана из никелевого сплава Rene-41 толщиной 0.4 мм; для теплоизоляции применено керамическое волокно (фиброкерамика); теплозащитный экран выполнен из многослойного стеклопластика, парашютный отсек - из бериллия толщиной 5.5 мм; иллюминатор трапецевидной формы сделан из кварцевого стекла. СА имеет два люка: штатный, трапецевидной формы, в боковой поверхности, и аварийный, круглый, в переднем днище (выход через парашютный отсек, при этом отодвигается правая часть приборной доски, демонтируется передняя стенка кабины, выталкивается парашютный контейнер и раскрывается спасательный плот). Блок РДТТ САС закреплен на специальной ферме перед парашютным отсеком и сбрасывается перед выходом на ОЗО; парашютный отсек - цилиндр диаметром 660(по другим данным - 813) мм размещен на малом днище усеченного конуса с углом раствора 55 град. - кабины астронавта; на переднем днище парашютного отсека под обтекателем в форме усеченного конуса размещены антенны и два датчика горизонта. Двигательная установка включает 3 тормозных РДТТ тягой 4500 Н и 18 двигателей ориентации тягой от 4.5 до 110 Н (в том числе 6 - ручного и 12 - автоматического управления), работающих на перекиси водорода. Энергопитание обеспечивают аккумуляторные батареи, 3 по 3 квт/ч. и 2 по 1.5 квт/ч. Система ориентации и навигации инерциальная, кроме того, используются ИК-датчики горизонта. Возможна визуальная ориентация по линии горизонта при выдаче тормозного импульса, по маркерам на иллюминаторе фиксируются отклонения по тангажу на 34 град. и крену. Охлаждение атмосферы кабины при помощи хладагента в газожидкостном теплообменнике. Охлаждение скафандра прокачкой кислорода. В кабине поддерживается чисто-кислородная атмосфера с давлением 38 кПа, температура в кабине - 10-27 (по другим данным - 27-38) град.C. Запас кислорода на 28 часов (3.6 кг) хранится под давлением 51 МПа. Система связи работает в метровом и дециметровом диапазонах. В командной радиолинии применены УКВ-передатчики FRW-2. Система посадки включает ленточный тормозной парашют диаметром 1.8 м (вводится на высоте 6300 м) и основной парашют диаметром 19.2 м (вводится на высоте 3000 м). Вертикальная скорость в момент касания - 9 м/с, посадка на воду. Для аварийной посадки на грунт предусмотрен деформируемый амортизатор (цилиндр высотой 1220 мм и диаметром 1780 мм из стеклоткани толщиной 1.016 мм с гибким стальным каркасом). Для облегчения поисков СА после посадки в океане применяется ультразвуковая акустическая сигнальная бомба SOFAR. При полетах по суборбитальной траектории запуск "М." осуществлялся РН "Redstone", при космических полетах - "Atlas-D". КОСМИЧЕСКИЕ СТРУНЫ - сверхтонкие трубки (проволочки) из симметричного высокоэнергетического вакуума. Первая работа о них была написана в 1976 году Т.Кибблом из Имперского колледжа науки и техники в Лондоне. Позже советский академик Я.Зельдович из Института Физических проблем использовал теорию космических струн для объяснения неравномерности распределения вещество во Вселенной. Толщина космических струн ничтожна (примерно 10 в минус тридцатой степени сантиметра), а вес одного сантиметра огромен (около 10 в шестнадцатой степени тонн). Если такая струна пересечет человека в поясе, его голова и ноги схлопнутся со скоростью 6 километров в секунду. По счастью ближайшая струна, вероятнее всего, находится на расстоянии 300 миллионов световых лет от Земли. КОСМИЧЕСКИЕ СУЕВЕРИЯ - большое количество предрассудков и поверий, существующих среди космонавтов, ракетчиков и космических специалистов, возникновение которых связано не столько с идеалистическими настроениями, сколько с малопредсказуемым поведением сложнейшей космической техники. В СССР наиболее известны суеверные привычки команды С.П.Королева, причины которых малоизвестны, но возможно связаны с биографией самого Главного конструктора. Созданные на базе знаменитой "семерки" космические носители "Спутник", "Восток", "Молния" и "Восход" при жизни Сергея Павловича стартовали с космодрома Байконур 119 раз. Пусками 79-ти ракет-носителей руководил сам Главный конструктор. На семи пусках, требовавших его руководства, он просто присутствовал, остальные 33 ракеты, которые научил летать Королев, были запущены службами космодрома самостоятельно. Главный конструктор "на людях" не был суеверным человеком, однако не любил запусков по понедельникам. Первые три года космической эры это правило соблюдалось неукоснительно: ни один пуск, а их было за это время 16 не был произведен в понедельник. Первый запуск в этот роковой день состоялся 10 октября 1960 года. Новая ракета-носитель "Молния" должна была вывести к Марсу автоматическую станцию. Понедельник сыграл свою зловещую роль - носитель взорвался... После этого более года избегали назначение даты старта на понедельник, но первая попытка запуска фоторазведчика "Зенит" была предпринята 11 декабря 1961 года. Понедельник, взрыв ракеты... Снова более года понедельник был "нестартовым" днем. Однако восьмой "Зенит" стартовал в понедельник, на сей раз - успешно. Было 22 апреля 1963 года. Спутник объявили как "Космос-15". Через полгода запускали очередную станцию к Венере. Понедельник, 11 ноября 1963 года. На околоземную орбиту станция была доставлена успешно, но стартовать оттуда к Венере не смогла - не сработал разгонный блок. Станцию назвали "Космос-21". 20 апреля 1964 года была предпринята пятая попытка запустить станцию, предназначенную для мягкой посадки на Луну. Взорвалась ракета-носитель. Пятая подряд неудача могла быть "объяснена" тем, что пуск пришелся на понедельник. Похоже, что только наши фоторазведчики получили "иммунитет" на понедельники - очередной пуск (18 апреля 1964 года) "Космос-30" прошел успешно. Приближался запуск на орбиту первого в мире трехместного корабля "Восход", как и фоторазведчики созданного на базе гагаринского "Востока". Чтобы поместить в "шарике" трех человек, пришлось отказаться от катапультируемых кресел. Системы аварийного спасения не было. В случае аварии ракеты-носителя в течение первых 40 секунд полета спасти экипаж было невозможно. Однако старт назначили на понедельник, 12 октября 1964 года. К счастью, опасения оказались напрасными и полет прошел успешно. 30 октября 1964 года при запуске одной из очередных станций к Марсу разгонный блок сработал. На межпланетную траекторию был выведен "Зонд-2". Исследования Марса ему провести не удалось... Следующая ракета-носитель, пуск которой был назначен на понедельник, вновь предназначался для "Зенита". 11 января 1965 года начал свою успешную вахту "Космос-52". Фоторазведчикам нипочем понедельники! 22 февраля 1965 года был запущен беспилотный "Восход-2" (под именем "Космос-57"). Полет начался успешно, корабль вышел на орбиту, но из-за ошибки оператора уже на первом витке взорвался... Последний, при жизни С.П.Королева пуск "семерки" пришедшийся на понедельник, был произведен 4 октября 1965 года - точно в день 8-ой годовщины запуска знаменитого "ПС". На борту - десятая уже (!) станция, которая должна была впервые мягко опуститься на Луну. Но и эта попытка, естественно, стала неудачной - станция "Луна-7" разбилась при посадке. Как видим, только четыре пуска из 11 (корабль "Восход" и 3 "Зенита"), произведенные по понедельникам закончились успешно. 65% говорят сами за себя... Печальная традиция понедельничных отказов продолжается на станции "Мир", у которой в 1997 году произошло сразу несколько довольно серьезных аварий. Все три аварийных отключения бортового компьютера произошли, конечно-же, по понедельникам... Помимо "несчастливых дней недели" есть и "несчастливые даты", запускать в которые космические корабли опасно для жизни. Для Байконура это день 24 октября. Именно в этот день в 1960 году Байконуре произошел взрыв ракетоносителя МБР Р-16, унесшего жизни большого числа человек... С тех пор по этим дням на Байконуре не проводится никаких стартов и значимых работ на стартовых площадках. Тем более, что спустя ровно 3 года на этом космодроме вновь произошла катастрофа - 24 октября 1963 года во время подготовки к пуску учебной ракеты Р-9А по неосторожности пролилось горючее. При замене перегоревшей электролампочки из-за искры произошла вспышка; в пожаре погибло 8 ракетчиков-испытателей... Ракетчики - люди конечно же материалисты по натуре. Но происходящие на практике более чем странные совпадения убеждают их лучше всякой теории. КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ "КОСМОС-2133" - искусственный спутник Земли советского производства, вокруг которого разгорелись споры среди независимых исследователей по поводу его возможного использования в уфологических целях. В конце 1990-х годов украинские контактеры стали утверждать, что истинное назначение суперсекретного аппарата - не просто наблюдать за околоземным пространством, а фиксировать появление НЛО. Возможно даже - предупреждать россиян о возможном вторжении из космоса инопланетных армад. Что же официально известно о таинственном аппарате? Выведен на орбиту 14 февраля 1991 года ракетоносителем "Протон-Д". Спутник "Космос-2133" в международных реестрах проходит под официальным N 1991-01-ОА. Масса спутника 2150 кг. Параметры практически круговой геостационарной орбиты таковы: апогей=35795 км, перигей=35777 км, наклонение=0,5 градусов, период обращения P=1436,1 мин (24 часа). Официальное назначение спутника значится как "изучение космического пространства", однако, специалисты считают, что спутник на самом деле предназначен для предупреждения о ракетном нападении на Россию со стороны вероятного противника, прежде всего стран из блока НАТО.
КОСМИЧЕСКИЙ АРТЕФАКТ - объект попавший на землю из космоса и имеющий признаки искусственного происхождения. Среди подобных загадок известен Канадский метеорит весом 150 килограммов, обнаруженный в 1960 году. Он представляет собой неизвестный науке металлический сплав с высоким содержанием магния. Находку не удалось связать ни с военной, ни с космической техникой земного происхождения, так как поверхность метеорита имеет следы длительного пребывания в космосе. В 1964 году в Чехословакии на глазах у очевидцев с неба упал 200-граммовый метеорит из сплава, не встречающегося в природе в естественном виде. Не смотря на легкое оплавление поверхности, она сохранила явственные следы механической обработки. В 1981 году над Тунисом прошел метеоритный "дождь" где среди прочих упавших камней был найден идеальный каменный куб с длиной ребра 20 сантиметров... Об истинной природе этих и других космических артефактов сегодня можно только догадываться. КОСМИЧЕСКИЙ ВАТЕРГЕЙТ - преступное утаивание правительствами фактов, подтверждающих существование НЛО и посещения Земли пришельцами. Впервые это выражение применительно к правительству США использовал физик-ядерщик Стэнтон ФРИДМАН сразу же после как стал известен скандал Ватергейт (факт вторжения республиканцев в штаб Демократической партии в Ватергейтском комплексе города Вашингтон) и слово Ватергейт стало нарицательным. В настоящее время факт сокрытия вещественных доказательств и обломков НЛО доказан американскими уфологами в суде. КОСМИЧЕСКИЙ ЗЛОЙ РОК "МИРА" - странная череда аварий и серьезных происшествий, случившихся на космической станции "Мир" в 1997 году. В 1986 году в космос ушла новая станция "Салют-8". Название это помнят лишь те, кто проектировал и строил эту космический дом нового поколения, так как едва только станция вышла на орбиту, весь мир узнал ее как "Мир". Скорая перемена имени "Салюта" - вовсе не только политический перестроечный шаг (якобы приписывают эту инициативу Горбачеву), на самом деле имя космического аппарата во многом определяло судьбу не только полета, но и экипажа. Хорошо, почти без поломок отработали корабли с именами "Луна", "Венера", "Вега", в то-же время не один аппарат с именами "Н", "Марс", "Фобос" не выполнил до конца своей программы. В 1994 предлагали переименовать аппарат "Марс-9" в какой-либо другой, но предложенное имя "Марс-94", затем измененное из-за задержки старта в "Марс-96", не оказалось спасительным - в ноябре 1996-го "Марс-96" благополучно утонул в Тихом океане. Что касается имени "Салют", то злой рок с небольшими перерывами преследовал эти станции с самого начала, самая массовая в советской истории гибель космонавтов (экипаж Добровольского, Волкова, Пацаева) произошла сразу при возвращении первой экспедиции с первого "Салюта". Станция "Мир" ("Салют-8") была усовершенствованным вариантом всех гражданских вариантов "Салюта" (в том числе и погибшего "Салюта-2"), но судьба ее коренным образом отличалась от предыдущих. С именем "Миру" повезло. В том смысле, что приключений и злоключений на "Мире" было больше, чем за всю предыдущую историю космонавтики, но все они закончились мирно. В 1987 году на апрельский день космонавтики впервые в истории удалось состыковать корабли в буквальном смысле руками: космонавтам пришлось вытаскивать посторонний мешок из стыковочного узла, для чего понадобилось просовывать руку в 20-сантиметровую щель, рискуя быть зажатыми между двумя 20-тонными громадами. Так с огромным трудом удалось присоединить к "Миру" модуль-З "Квант". Как оказалось, имя "Квант" также относилось к разряду не очень удачливых, спустя короткое время модуль-Д "Квант-2" также испытывает те-же трудности при сближении с базовым блоком, и опять героизм космонавтов спасает модуль от предложения ЦУПа затопить непокорный модуль в океане. Когда готовился для старта третий модуль, в весьма нервной атмосфере ожидания кто-то вовремя предложил избавиться от скомпрометированного названия и модуль-Т "Квант-3" подлетел для стыковки уже будучи известным всему миру как "Кристалл". Стыковка прошла великолепно! Но старое "девичье" название все же дало о себе знать. В январе 1994 года экипаж "Союза ТМ-17" облетая станцию для визуального осмотра и находясь вблизи того самого модуля "Кристалл", неожиданно почувствовал, как их корабль стал закручиваться по углу тангажа. Почему автоматическое управление дало сбой и почему это произошло именно в такой наиболее опасный момент - установить до сих пор не удалось. Возможно, техника вышла из-под контроля и какую-то оплошность допустил космонавт Василий ЦИБЛИЕВ, во всяком случае достоянием гласности стала сделанная в тот момент запись переговоров между ним и сидящем за лазерным дальномером Александром СЕРЕБРОВЫМ. В момент аварии служебный диалог изобилует русскими непечатными выражениями и сводится в общем-то к одному вопросу: "...Куда ... ты, ..., рулишь...?" Но тогда рассуждать было некогда и экипаж едва только смог, перешел на ручное управление. Конечно же, мгновение было потеряно и "Союз" все-же ударился о "Кристалл" самой уязвимой своей частью - спускаемым аппаратом. Задержись космонавт еще на мгновение - и удар был бы сильнее. А дальше - либо произошла бы разгерметизация (правда, космонавты уже были наготове в скафандрах), либо повредилась бы теплоизоляционная обшивка СА, которая безусловно не выдержала бы тогда огненного спуска в атмосфере и превратила бы обоих членов экипажа в горстку пепла. Это происшествие навсегда вошло в историю как первое в мире столкновение в космосе двух аппаратов. Лиха беда начало. Первый в мире серьезный пожар в космосе произошел на "Мире" спустя 3 года, в феврале 1997-го. Точнее, горел не центральный блок "Мира", а все тот-же злополучный первый "Квант". И на это раз русские парни в космосе не растерялись и пустили (впервые!) в дело огнетушители. Задымление было не слишком большим, но из-за того, что воздух на станции находится в замкнутом объеме, пришлось целый день ходить (т.е. летать) в респираторах, а запах гари держался даже спустя несколько недель. Космонавты - люди благодарные, и они безусловно помянули добрым словом покойного конструктора Королева, который является полноправным их спасителем. Когда-то на заре космонавтики, когда только прорисовывались основные контуры пилотируемых кораблей, Сергей Павлович категорически выступал за усложнение системы жизнеобеспечения, хотя был большой соблазн создавать в кабинах всех аппаратов кислородную атмосферу - и проще, и по массе легче, и в эксплуатации надежнее, и давление в кабине позволяло снизить до минимума. Американцы выбрали именно такую, хотя прекрасно знали единственный минус такого решения - в чистом кислороде пожар мог возникнуть от любой искры. Он и возник при первом удобном случае, унеся жизни трех членов экипажа "Аполлона" (астронавты не успели даже дотянуться до бесполезных огнетушителей). Чуть позже возгорание было и на "Салюте", космонавты в панике хотели покинуть станцию, но академик Мишин тогда правильно настоял - вернулись, устранили аварию и продолжили работать. Если бы на "Мире" была не кислородо-азотная "земная" смесь газов, а чистый кислород, то станция мгновенно превратилась бы в первый в мире крематорий на орбите, затушить пожар на котором невозможно в принципе. Разве что путем разгерметизации... И первая в мире разгерметизация обитаемого отсека произошла тоже на "Мире". Во второй половине дня 25 июня 1997 года случилось второе в мире столкновение в космосе, второй раз за штурвалом корабля-тарана находился один и тот же космонавт - Василий ЦИБЛИЕВ. Случай вдвойне редкий - из сотен русских пилотов-таранов лишь единицы пережили 2 тарана, из сотен японских камикадзе - вообще никто, а здесь - 2 тарана в вакууме - и отделаться только легкими испугами, выговорами и временным отстранением от работы!.. Но началась авария задолго до этого - она была запланирована тогда, когда стали рушиться союзные связи между Россией и самостийной Украиной, где ранее производились некоторые детали системы "Курс" - той самой, которая обеспечивала до сих пор сближение и стыковку кораблей в космосе. "Первый звонок" прозвучал 4 марта, когда не удалась повторная стыковка "Прогресса М-33". Привезший припасы с Земли "Прогресс" отстыковали и отвели от станции, чтобы временно освободить стыковочный узел для "Союза ТМ-25", но вернуть с двух попыток обратно грузовик не смогли, помучившись с ним вдоволь, просто утопили его в океане вместе со столь нужными для космонавтов запасами свежей воды... Причину неудач с тридцать третьим "Прогрессом" решили найти с помощью тридцать четвертого "Прогресса" и ...вновь неудачно! Грузовик отвели от станции, выдержали в отдалении полутора сотен метров и вновь разогнали в сторону комплекса. Думали, что разгоняют на экспериментально-тренировочную стыковку, а оказалось - разгоняли на таран! Задача состояла в том, чтобы попасть стыковочной штангой "Прогресса" в стыковочную воронку диаметром менее метра, на таких скоростях - задача ювелирная, но многократно повторявшаяся на практике. На несколько сот случаев успешных стыковок было всего несколько промахов, но всегда электроника заранее предупреждала об ошибке, и корабли успевали затормозить до того, как врубиться в боковую стенку или торец стыковочного узла. Пилотировавший грузовик дистанционно Циблиев понял, что промахивается и отдал команду на торможение... Однако, понял он это чуть позже, чем если бы это смогла бы понять стоявшая на "Прогрессах" система "Курс". "Тридцать четвертый" мог тормозить еще около 30 метров, но ...не сделал этого... возможно потому, что антенна, на которую передавалась команда с "Мира" к торможению была в тот момент возможно уже экранирована корпусом самого "Мира". "Прогресс М-34" врезался в модуль "Спектр" (бывший "Квант-4") на относительно малой скорости. Антенна грузовика задела за кремниевые элементы СБ, грузовик отлетел в сторону, ударил радиатор охлаждения, вновь задел солнечную батарею и только затем отфутболился в сторону. Американский член экипажа "Мира" Майкл ФОЭЛ даже не почувствовал толчка (по его словам). Однако, удар пришелся на одно из самых уязвимых мест - на ферму солнечных батарей, потянув за которую словно за большой мощный рычаг, можно было вывернуть все что угодно "с мясом". Влекомая массой корабля-тарана панель солнечных батарей выворотила из обечайки корпуса модуля свой собственный узел крепления. Пробоина!!! В образовавшуюся трещину площадью не более 4 кв.см немедленно хлынул воздух, Циблиев и Лазуткин услышали свист (за шумом вентиляторов это было непросто) и бросились к отсеку! Требовались самые срочные действия, счет шел на секунды. Так как заткнуть дыру не представлялось возможным в жертву космосу был принесен целый отсек - один из 6 модулей орбитального комплекса. Захлопнуть герметический люк быстро на старой станции почти невозможно (через люки проходят накинутые поверх временные провода и шланги), но оба российских члена команды действовали слаженно - и закрыли люк вовремя, потому как еще не успели они до конца загерметизироваться, как в отделенном модуле была уже космический холод и вакуум. Отдышавшись, космонавты поплелись докладывать на Землю о произошедшем. Помимо потери 1/6 объема станции, она разом потеряла и треть или даже половину всей энергии - кабели от СБ "Спектра" в спешке отключили при задраивании люка... ...Несмотря на старый корпус (местами - тоньше картона) и всем случайностям вопреки "Мир" продолжает вахту. Все больше и больше времени требуется на поддержание его в рабочем состоянии. Космонавты вынуждены управлять станцией вручную по причине периодических (строго по-понедельникам) поломок бортового компьютера, пролезать ужом в самые мелкие щели, ликвидируя течи в системе терморегулирования блока "Квант", а пока они это до конца не сделали, температура все в том же "Кванте" остается как в бане. Только не с водяным паром, а со спиртовым - из пробоин СТР в атмосферу станции улетучивается не что иное, как технический спирт. Проводить ремонт в такой дурманящей и сбивающей с ног горячей и одновременно горячительной атмосфере может только русская часть экипажа... КОСМИЧЕСКИЙ ЛИФТ - космическая транспортная система, связывающая поверхность планеты и околопланетные орбиты. Считается башней, на самом деле - тросовая система. Основой является спутник, находящийся на такой круговой экваториальной орбите, на которой угловая скорость совпадает с угловой скоростью вращения планеты. При этом спутник постоянно (без учета возмущений) находится над одной точкой поверхности планеты. С него на поверхность спускается трос (лифтовая система), а в противоположную сторону выводится противовес, так, чтобы центр масс системы продолжал двигаться по той же орбите. Идея предложена в начале 60-х годов советским изобретателем Ю.Арцютановым, в художественной форме изложена А.Кларком в фантастическом романе "Фонтаны рая". Нагрузки в процессе строительства и в меньшей степени - в ходе эксплуатации требуют применения алмазных, сапфировых или иных сверпрочных монокристаллических волокон, но главной проблемой такого лифта будет необходимость отказа от всех остальных средств выхода в космос, как и от спутников на неэкваториальных орбитах в пределах высоты этой "башни". КОСМИЧЕСКИЙ ЛИФТ "ОЖЕРЕЛЬЕ" (Космическое ожерелье) - несколько космических лифтов , объединенных кольцевой конструкцией. Обычно в проектах горизонтальные стяжки предполагалось пропустить на большой высоте над Землей вдоль стационарной орбиты. Может быть спроектирована как самостоятельная конструкция и как дальнейшее развитие единичного космического лифта. Скорей всего, никогда не будет создана на Земле ввиду большой стоимости и опасности столкновения лифта с обычными свободнолетающими спутниками. КОСМИЧЕСКИЙ МОСТ - неракетный способ выведения грузов на орбиту с помощью жесткого или полужесткого кольца, обезвешивающегося за счет вращения вокруг земного экватора. Может быть реализована в двух вариантах. 1) По экватору, сколько возможно горизонтально, монтируется система из двух кольцевых роторов одинаковой массы и статора. Один из роторов раскручивается до такой скорости, чтобы его центробежная сила полностью уравновесила массу системы с подвешенными на внешней поверхности статора грузами. После этого вся кольцевая конструкция удлиняется (примерно на 15-20 %), в результате чего кольцо поднимается выше плотных слоев атмосферы. После этого, при помощи второго ротора, кольцу придается местная орбитальная скорость, и оно превращается в гигантский искусственный спутник. После отделения полезных грузов и стыковки возвращаемых, процесс повторяется в обратном порядке. Важно, что при всех этих перемещениях центр масс системы остается неподвижным и совпадающим с центром масс Земли. 2) На плавучих платформах в океане сооружаются эстакады в виде более или менее крупных сегментов вышеописанного кольца, состоящие из двух параллельных статор-роторов и узлов разворота на платформах. Эстакады используются для разгона КК, а также для транспортировки на Землю энергии, вырабатываемой в космосе. Известно, что сила тяжести вынуждает свободные тела падать к Земле в направлении ее центра. Очевидно, что предотвратить падение можно, поместив под тело подставку. Именно на таких подставках и можно собирать вокруг земного шара сплошные кольца космического моста. Если после сборки убрать подставки, то кольцо повиснет в воздухе, т.к. падать ему некуда - его центр тяжести уже находится в центре Земли. Если это кольцо раскрутить, как велосипедное колесо, то получим новое, независимое от вращения земли, движение. Очевидно, что такое кольцо удобно использовать в качестве транспортного средства. Для перемещения пассажиров и груза достаточно попасть в кольцо, а в нужном месте - выскочить из него. К сожалению, только при расположении вдоль экватора, когда ось вращения кольца совпадает с земной, все так просто. Но и передвигаться в этом случае можно также только вдоль экватора. При любом другом расположении плоскости кольца она, вращаясь вместе с Землей, меняет свое положение в пространстве, а, как известно, вращающиеся тела стремятся сохранять плоскость своего вращения. Поэтому прежде, чем раскручивать кольцо, нужно как-то сориентировать его плоскость по отношению к неподвижным звездам. Наиболее удобные с точки зрения доступности этого транспортного средства для большинства землян расположение плоскости кольца должно составлять угол 30-40 градусов по отношению к земной оси. Но, поскольку, Земля вращается вместе со своей атмосферой, то трение о воздух будет дестабилизировать положение плоскости кольца, вызывая ее прецессию. С целью ослабления этого трения, а также, чтобы такое, близкое к меридианальному, кольцо не цеплялось земными пиками - Эверестом и Килиманджаро, диаметр кольца должен быть больше экваториального диаметра Земли километров на 20. Уменьшить прецессию можно также быстрым вращением кольца. При этом одновременно уменьшается вес кольца и грузов на нем. Это можно использовать, например, для лечения болезней позвоночника и опорно-двигательного аппарата. Технические, а главное - организационно-финансовые трудности реализации этого проекта очевидны, но не являются непреодолимыми.
КОСМОДРОМ БАЙКОНУР (полигон Тюратам, 5-й научно-испытательный полигон Министерства обороны СССР) - первый космодром Человечества Земли. Основан в июне 1955 г. у железнодорожной станции Тюратам, к востоку от Аральского моря. Первоначально предназначался для проведения испытаний и боевого дежурства межконтинентальных баллистических ракет Р-7. С 4 октября 1957 года используется для запуска космических аппаратов. По данным на 1990-й г. на Байконуре имелось: 2 стартовых комплекса РН "типа Р-7" ("Союз", "Молния", "Восток"), 2 стартовых комплекса РН "Зенит" (один в настоящее время ремонтируется после взрыва РН на старте), 2 стартовых комплекса РН "Протон" (работают на пределе износа) и 2 стартовых комплекса УРКТС "Энергия" ("стенд-старт" и перестроенный стартовый комплекс РН Н-1, второй старт Н-1 перестраивался, сегодня полностью разграблены). Кроме того, на космодроме имеется несколько десятков стартовых комплексов баллистических ракет различного назначения, некоторые из которых так же могут использоваться для запуска ИСЗ. В настоящее время с Байконура производятся все запуски пилотируемых космических кораблей "Союз-ТМ" (ранее - "Восток", "Восход", "Союз"), автоматических грузовых кораблей "Прогресс-М", вывод на околоземную орбиту блоков орбитальных станций, выполняются запуски народно-хозяйственных КА на геостационарную орбиту. Отсюда же стартовали все советские автоматические межпланетные станции. Кроме стартовых комплексов на космодроме имеются технические позиции, включающие монтажно-испытательные корпуса ракет-носителей и космических аппаратов, системы транспортировки, хранения, заправки и утилизации компонентов топлива (кислород, водород, керосин, в том числе - синтетический, НДМГ, азотный тетроксид и др.), стенды для испытаний радиотехнических систем, позиции для обслуживания ядерных энергетических установок. В состав космодрома входят станции приема телеметрической информации, станции слежения за запускаемыми объектами. Огромную территорию занимают поля падения отработанных ступеней и поле посадок спускаемых аппаратов, простирающееся от Волги до Урала и от Тюратама до Самары. На полигоне имеются два аэродрома: "Крайний", используемый для транспортных и пассажирских перевозок, и "Юбилейный", построенный в середине 80-х годов для посадки ВКС "Буран". Обслуживающий персонал космодрома - служащие Военно-космических сил, сотрудники предприятий - разработчиков и изготовителей ракетно-космической и вспомогательной техники, члены их семей - проживает в г.Ленинск (в 1990 г. население достигало 50 тыс.человек), расположенном примерно в 40 км. южнее стартовых комплексов, а так же в жилых городках вблизи технических позиций. * * * Проезд до Байконура: На поезде "Москва-Ташкент" ("Москва-Алма-Ата") до станции Тюратам или на самолете до аэропорта Ленинск; далее на машине или автобусе до космодрома - при наличии разрешительных документов! КОСМОДРОМ КАПУСТИН ЯР - советский, российский ракетный полигон, космодром, находящийся на севере Астраханской, юге Волгоградской областей, где достаточно часто наблюдаются появления НЛО и других аномальных явлений. * * * Проезд до КапЯра: На поезде или на самолете до аэропорта Волгограда; далее на машине до космодрома - при наличии разрешительных документов! КОСМОДРОМ ПЛЕСЕЦК - советский, российский ракетно-космический полигон. Держит первое место в мире по количеству запусков КА в космос. * * * Проезд до Плесецка: На поезде "Москва-Архангельск" до станции Плесецк или на самолете до аэропорта Плесецк; далее на машине или автобусе до космодрома - при наличии разрешительных документов! КОСМОДРОМ СВОБОДНЫЙ - самый молодой из всех российских космических полигонов для запуска КА в космос. Образован на месте дислоцирования военной ракетной базы. * * * Проезд до Свободный: На поезде "Москва-Хабаровск" или "Москва-Владивосток" до станции Свободный в Амурской области или на самолете до аэропорта Благовещенск; далее на машине или автобусе до космодрома - при наличии разрешительных документов! КОСМОДРОМЫ - места окончательной сборки, испытаний, пусков и посадок космических летательных аппаратов. В состав К. в настоящее время входят технические позиции (монтажно-испытательные комплексы, заправочные комплексы и тд.), стартовые позиции, поля падения отработанных ракетных блоков, полигоны посадок, системы слежения и связи. Исторически космодромы появились как этап развития испытательных полигонов баллистических ракет большой дальности, чем и обусловлены многие специфические требования к их расположению. В частности, взрывоопасность требует удаления от густонаселенных районов, это же требование обусловлено необходимостью полей падения. Взаимное расположение стартовых комплексов и полей падения определяет возможные азимуты запуска. Определенное влияние на работу космодромов оказывает климат - не важно, какие там среднегодовые температуры, важно, чтобы они были постоянными. С другой стороны, желательно наличие развитых транспортных коммуникаций для доставки ракетно-космической техники с заводов-изготовителей. Замечено, что практически над всеми космодромами Земли время от времени наблюдаются неопознанные летающие объекты, различные аномальные явления, однако, насколько эти явления связаны с деятельностью космодромов - пока неизвестно. КОСМОНАВТИКА - область человеческой деятельности, связанная с исследованием и освоением космического пространства путем осуществления полетов в нем различных пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. Хотя мечта о полете сопутствовала человеку всегда, осознание космического пространства как чего-то резко отличного от привычного окружающего мира наступило где-то к середине XIX в. Технический способ осуществления полетов в безопорном пространстве (реактивное движение) был разработан К.Э.Циолковским, однако этим его вклад в формирование теоретических основ К. не ограничивается. В конце концов, ракетный двигатель и многоступенчатая ракета представлялись единственным способом космического полета на том этапе развития техники, а она на месте не стоит. Важнее, что Циолковский впервые сформулировал необходимость космонавтики как способа решения глобального противоречия между ограниченностью ресурсов отдельно взятой планеты и стремлением разума и жизни вообще к безграничной экспансии. КОСМОНАВТИКА БУДУЩЕГО - перспективы развития современной космонавтики. В настоящее время согласно общепринятым моделям развития космонавтики (в частности модели, положенной в основу федеральной космической программы России) предполагается приоритетное развитие информационных беспилотных космических систем. Не требуя глобальных усилий по своему созданию и совершенствованию и давая быстрый и ощутимый экономический эффект в условиях существующих экономических отношений, такие системы сами по себе не способны решить глобальные проблемы, как закономерно возникающие на определенном этапе развития человечества, так и созданные неразумным развитием на предыдущем этапе. Однако необходимо признать, что такое представление о перспективах космонавтики обусловлено и очевидной ограниченностью возможностей, в первую очередь - энергетических, традиционных тяговых систем космического транспорта. Между тем, реальную пользу человечеству может принести вынос в космос (на околоземные и другие орбиты, планеты и их спутники, астероиды) в первую очередь экологически-опасных, затем - энерго- и материалоемких, а в последствии - вообще всех производств и обеспечивающей их энергетической инфраструктуры. В полном объеме это невозможно без освоения в той или иной степени сначала малых тел, а потом и планет Солнечной системы. Извечная потребность Человечества "заглянуть за горизонт" неизбежно найдет свое выражение в межзвездных экспедициях. Совершенно очевидно, что реализация таких направлений развития космонавтики потребует применения научно-технических решений, радикально отличающихся от используемых (см "альтернативная космонавтика"). КОСМОС (от греч. "порядок") - в самом широком смысле - Вселенная. В юридическом смысле - антипод Земли, пространство, начинающееся с определенной высоты над поверхностью Земли (минимальная высота, на которой время существования спутника без коррекции орбиты превышает один виток). КОСТЮМ КОСМОНАВТА ЛЕЧЕБНЫЙ - конверсионная продукция известного космического объединения "Звезда". Для опробования в деле космических скафандров приходится приглашать по несколько раз будущих их владельцев, помещать их в специально построенные для этой цели барокамеры, затем вручную долго доводить до ума эту штучную продукцию. Еще тяжелее испытывать специальные костюмы для послеполетной реабилитации космонавтов. Предназначены эти сверхсложные сооружения из ткани и пластика стоимостью в несколько сотен тысяч для того, чтобы поднять на ноги и вернуть в строй людей, которые за несколько месяцев работы в невесомости вследствие атрофии мышц совершенно отвыкли самостоятельно передвигаться по земле. Космонавты, как известно, улетают и возвращаются из космоса далеко не каждый день, так что дорогостоящие изделия большую часть времени лежат без движения. Руководитель НИИ педиатрии Ксения СЕМЕНОВА случайно узнала о чудо-костюмах и немедленно отправилась к их владельцам: "У нас по стране тысячи детей с церебральным параличем, и если ваше чудоизделие сможет поставить на ноги хоть одного из них, то цены не будет вашему костюму!" И начальник отдела авиакосмической медицины профессор А.Барер вскоре лично привез его в московскую детскую больницу N 18. Разумеется, он рисковал репутацией своего объединения: космонавты ведь подсознательно помнят "процедуру" хождения ногами, больные дети чаще всего не сделали за свою жизнь ни одного шага... Ликованию педиаторов не было границ, когда 15-16-летние подростки уже через полчаса после надевания костюма "Адели" делали свои первые шаги. Лечебный эффект был налицо, но общепринятые методы апробации новой медицинской аппаратуры требовали также, чтобы опыты не прекращались, пока не будут найдены побочные последствия. "Нашли" и их: один из церебральных больных научился владеть своими руками, другой впервые четко и внятно заговорил после многих лет заикания! Больных детей будет лечить уже одна мысль о том, что они надели самый настоящий костюм космонавта! КОСТЯНАЯ ИГЛА - самая древняя из известных археологам швейных принадлежностей, найденная в начале века в одной из балканских пещер. По форме она практически не отличается от современной, хотя и была изготовлена 35 тысяч лет назад. ["НМБ" 1994, N 11, с.3]. Находка хранится теперь в музее города Цела (Югославия). КОСЬКИНО - деревня в Солнечногорском районе Московской области, в полукилометре от которой расположена зона, ранее часто посещавшаяся НЛО. Наиболее известный случай произошел после дождя, днем около 17.00 21 июля 1975 года. Мальчик 6-7 лет Толя МАЛЫШЕВ пошел рисовать заход Солнца. Сзади него приземлился диск диаметром около 17 м, имеющий по периметру световое кольцо. Из объекта вышли 2 мужчин и 1 женщина, пригласили его внутрь. Летали на какую-то лунную базу и на планету, "находящуюся в 3 световых годах". Малышев вернулся домой в 22 часа. Контакт был позже подтвержден рядом независимых экспертов. Малышеву позже было неофициально присвоено звание "Первого советского звездолетчика" (надпись сделана на подаренных ему больших напольных часах). Позже история контакта в памяти Малышева сильно уменьшилась, он стал забывать многие ключевые моменты, происходившие с ним. На поляне, где Малышев первые наблюдал НЛО, позже неоднократно фиксировались аномальные явления. * * * Проезд до Коськино: Автобусом или электричкой с Ленинградского вокзала Москвы до Солнечногорска; далее автобусом до Коськино или автобусом 21 до ост."Новые дома" в деревне Кривцово; затем пешком. Находиться на поляне желательно с проводником-уфологом! КОШАЧЬЕ ЗОЛОТО - вулканический минерал, состоящий из соединений железа и серы, который по мнению исследователя-любителя из Мюнхена Гюнтера Вехтерсхойзера, стал источником материалов и энергии, необходимых для появления живой материи. Согласно гипотезе Вехтерсхойзера, первые биомолекулы возникли именно на поверхности "кошачьего золота" - образующегося в кратерах подводных вулканов и обладающего каталитическим свойством ускорять биосинтез. Профессиональные ученые долгое время относились к этой версии весьма насмешливо. Но последующие исследования заставили специалистов поумерить скепсис. Микробиолог Отто Стеттлер, совершив погружение на батискафе в жерло "черного курильщика" (так называют подводные вулканы за темные клубы, выбрасываемые из кратера), неожиданно для всех обнаружил там настоящий оазис фантастических форм жизни, заселенный невероятными растениями, гигантскими червями, исполинскими слепыми крабами. КРАСНОЕ ПЯТНО - постоянно действующий вихрь огромных размеров, видимый на поверхности всех газовых планет-гигантов. Возраст странного образования неизвестен, оно было видно на всем протяжении телескопных наблюдений. Природа Красного пятна до сих пор остается неразгаданной, наблюдения за таким пятном на Юпитере продолжаются уже несколько сотен лет. КРАСНЫЙ АЛТАРЬ - часть береговой линии на озере Дулин (Великобритания), напоминающая каменную лестницу, уходящую ступенями в воду. Согласно легендам, обладает магическими свойствами: если плеснуть водой на этот камень, то вскоре разразится ливень. КРАСНЫЙ БОР - условное название разрушенной подземной ставки Гитлера вблизи Смоленска, в котором тот дважды успел побывать во время 2-й Мировой войны. До сих пор исследователи так и не сумели проникнуть внутрь этого сооружения, поэтому остаются непроверенными многочисленные слухи о хранящихся здесь нацистких архивах. Раскопки в данном месте запрещены, проводить их опасно - лес вокруг "логова" до сих пор таит в себе большое количество мин и захоронений (в том числе Катынское). В настоящее время готовится всесторонее изучение этого места. * * * Проезд к Красному Бору: 1) На машине по дороге в место, находящееся примерно в 8 км на северо-запад от Смоленска. 2) На поезде или самолете до Смоленска; далее от ж/д вокзала г.Смоленска к району "логова" на автобусе 7 или речным транспортом по Днепру. КРАСНЫЙ ГРЕБЕНЬ - аномальное место на скале в окрестностях Красноярска, где неоднократно фиксировались так называемые гравитационные аномалии. Вот свидетельство В.Антракова (г.Ангарск-24, Иркутская область): "Дело было летом 1977 года. Поднявшись на "Красный гребень", я остановился, любуясь открывшимся видом каньона Базанха. На скале было еще трое ребят лет 12-ти... Вдруг какая-то сила сдавила мне голову, сковала руки,ноги, и, оторвав меня от земли, подняла в воздух и понесла в сторону обрыва. Меня охватил ужас, что сейчас я упаду на дно ущелья и разобьюсь. И тотчас загадочная сила ослабила хватку и я грохнулся на склон с высоты трех метров. Конечно ушибся, но не очень. Поднялся и пошел вниз, чтобы больше не испытывать судьбу. Впереди меня со всех ног в страхе убегали те пацаны... Спустя два года я шел по дну того самого каньона Базанха в сторону пионерлагеря, где работал пионервожатым. Ближе чем за 100 метров не было ни одного человека. Тут я получил такой сильный толчок в грудь, что опрокинулся на спину. И сразу понял, что еще раз столкнулся с проявлением той же загадочной силы, что когда-то подняла меня в воздух." КРАТЕР УКЕРТ - лунный кратер, расположенный в центре лунного диска в ближайшей точке по отношению к Земле. На фотоснимках можно разглядеть в районе кратера гигантский холм, поднимающийся на высоту до 11 километров. Этот объект разделяется на несколько "башен". Компьютерный анализ распределения света на поверхности "башен" выявил фантастический факт - наиболее освещенными оказались участки, находящиеся не снаружи этих образований, а внутри. Ученые считают, что феномен может быть объяснен только при условии, что "башни" целиком состоят из прозрачного материала наподобие горного хрусталя или алмаза. Трудно поверить в существование таких гигантских кристаллов. Но не менее фантастической выглядит и другая версия: "башни" - искусственные сооружения, построенные неведомыми существами миллионы лет назад. Разгадать эту тайну позволит, наверное, только экспедиция космонавтов в кратер Укерт. "КРЕЙСЕРСКАЯ" МУМИЯ - пример естественной мумификации, доказывающий, что "нетленные мощи" не являются привелегией святых и праведников, а могут возникать при сочетании благоприятных факторов. "Крейсерской" мумией был назван труп человека, обнаруженный в 1997 году в вентиляционной шахте авианесущего крейсера "Адмирал флота Кузнецов". В ходе расследования выяснилось, что погибший был рабочим завода, где крейсер проходил ремонт два года назад. Феномен заключается не в том, что тело погибшего было обнаружено не сразу (корабль столь огромен, что по признанию экипажа там есть немало мест, куда со дня постройки ни разу не ступала нога человека). Найденная записка свидетельствовала, что этот человек покончил жизнь самоубийством, а значит (по церковным канонам) не мог обрести нетленность. Это холодный климат Заполярья и постоянная вентиляция создали уникальные условия при которых произошла естественная мумификация тела. КРЕМНИЕВАЯ ЖИЗНЬ - гипотетически возможная организация жизни, химической основой которой является не углерод, а кремний. Основой рассуждений о возможности кремниевой жизни является аналогичная углероду способность кремния образовывать полимерные цепочки, в том числе - белковоподобные. Однако физические и химические свойства таких силикатных полимеров радикально отличаются от углеродных. В частности, кремниевым полимерам свойственна значительная жаропрочность. На этом основании предполагается, что кремниевая жизнь может существовать на планетах со средней температурой, значительно превышающей земную. Кроме того, роль универсального растворителя в этом случае будет играть уже не вода, а соединения со значительно большей температурой кипения и плавления. До настоящего времени достоверных следов существования кремниевой жизни не обнаружено.
КРЕМНИЕВЫЙ МОЗГ - каменный человеческий мозг, прекрасно передающий все детали, обнаруженный в 1925 году в карьере кирпичного завода подмосковного города Одинцово. Находка вызвала сенсацию среди специалистов. Они отмечали наличие двух полушарий, разделенных глубокой бороздой, мозжечок, все положенные мозгу извилины... Гипсовые отливки с одинцовского артефакта демонстрировались на научных конгрессах и конференциях во многих странах. И лишь много лет спустя палеонтологи высказали сомнение в том, что это действительно мозг. Дело в том, что исследования показали - находка сделана в пласте каменного угля, образовавшегося в период, когда еще не существовало ни человека, ни млекопитающих вообще. Так возникло новое объяснение - игра природы. Но некоторые исследователи настаивают на более тщательной проверке "КМ". По мнению сторонников палеовизитов, это может быть мозг пришельца, погибшего во время экскурсии по еще безлюдной Землю. КРЕПОСТЬ БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ - оборонительное сооружение и сеть подземных коммуникаций в Одесской области, внутри и рядом с которыми неоднократно наблюдались аномальные и малообъяснимые явления. С послевоенного времени в районе бывшей древнегреческой крепости Тиры по ночам местные жители встречали неизвестных "рогатых и сильно вонящих темных личностей", которые нападали на людей, но при этом только отбирали еду и питье. Появления "подземных вонючек" закончилось в конце 1960-х годов, после того как ночью жители Белгород-Днестровского были разбужены землетрясением и грохотом подземных взрывов, продолжавшихся около часа. Исследования подземных ходов не позволили прояснить тайну, т.к. многие из подземелий оказались заваленными взрывом или заложены камнями изнутри, из-под земли. Среди выдвигавшихся гипотез местных краеведов Владислава ЧЕЛПАНОВА и Сарвара СКЛЯРА были предположения, что в пещерах обитали деградировавшая ветвь австралопитеков или потомки детей, появившихся на свет от земных женщин и не выносящих солнечного света инопланетян. Уничтожили эту популяцию, по их мнению, взрывы метана. Существует гипотеза о том, после освобождения города в 1944 году под землей более четверти века скрывались румынские солдаты, не пожелавшие попасть в плен или дезертировавшие из части. Объясняется в этом случае и рога на головах (за рога вполне можно было принять румынские пилотки), и взрывы в пещерах (сдетонировал во время пожара их склад боеприпасов). Однако, большой срок, прошедший после войны, во время которого возможные амнистированные дезертиры вполне могли бы свободно вернуться на родину, делает маловероятной и эту гипотезу. [Альманах "Не может быть", 1, январь 1991, с.139-145]. КРЕПОСТЬ МОНСЕГЮР - небольшое оборонительное сооружение, находящееся на одной из пиренейских вершин, о котором сложено множество мифов, легенд и преданий. Считается, что Монсегюр был последней цитаделью татаров после объявленного против них крестового похода и тайным хранилищем их несметных сокровищ, в том числе и священной чаши Грааля. После 10-месячной осады в марте 1244 года последние защитники (более 200 мужчин и женщин) сдали крепость, затем спокойно спустились с горы и с пением взошли на погребальные костры. Таким образом, считается, что все защитники Монсегюра погибли и некому было вывозить сокровища из крепости. Тем не менее, никаких драгоценностей, включая и чашу Грааля, внутри так и не обнаружили. По одной версии, дюжина рыцарей вывезла чашу прямо перед глазами осаждавших крепость крестоносцев-католиков благодаря своей способности становиться невидимыми. По другой версии, само это место является "заговоренным" и сокровища тайных обществ смогут явиться только перед взором посвященных. КРЕПОСТЬ САКСУАМАН - древние развалины мощного оборонительного сооружения, находящиеся в Перу (Южная Америка), разрушенного в древности от воздействия на сверхвысокой температуры. Предполагается, что Саксуаман была построена высокоразвитой цивилизацией, жившей еще в доинкский период. Температура, при которой расплавились и остекленели гранитные блоки крепости сравнима, по оценкам одних специалистов, с температурой в эпицентре ядерного взрыва, скептики же считают, что для остекленения стены достаточно долго держать в пекле обычного пожара. КРИТСКИЙ ОБЛОМОК - крупный обломок какого-то предмета из глины на котором изображен аппарат, напоминающий очертаниями современный тяжелый вертолет. Обнаружен археологами в 1995 году на острове Крит; предмет был извлечен из культурного слоя, который может соответствовать времени, отстоящему от нашего на 1,5-2 тысячи лет. КРОМЛЕХ (от бретонского crom - круг и lech - камень) - мегалитическое сооружение непонятного назначения эпохи неолита и бронзового века в виде круговой ограды из огромных камней в Северной Франции, Великобритании и других странах. Аналогично, как и в случае с дольменами, происхождение и назначение кромлехов до сих пор не разгадано. В 1994 году чешский журналист Павел из Страковице провел эксперименты по установке (согласно аналогичным сооружениям в Стонунхендже) 5-тонной глыбы на П-образную каменную подставку с помощью 10-метровых дубовых бревен диаметром 25 см. Эксперимент доказал, что сооружение дольменов и кромлехов средних размеров вполне можно было бы осуществить с помощью простейших технологий. КРЕСТООБРАЗНЫЕ НЛО - одна из редких, но наиболее запоминающихся форм наблюдаемых НЛО в виде креста или ромба с вытянутыми вершинами. За НЛО именно этого типа очень часто принимают самолеты с прямоугольными крыльями. КРИВОЛИНЕЙНЫЕ ТРАЕКТОРИИ НЛО - видимый путь движения НЛО с мгновенными или сверхбыстрыми поворотами; одно из явных доказательств того, что наблюдаемые техногенные неопознанные техногенные аппараты используют незнакомые нам пока законы физики. Многократно визуально и с помощью радаров отмечался тот факт, что НЛО могут менять направление своего движения под прямым углом практически мгновенно, причем согласно существующим у нас физическим законам, ускорение в момент поворота должно составлять тысячи G, что неминуемо должно привезти к разрушению любой конструкции. Один из возможных способов избежать этого - затормозить физическое Время внутри НЛО. Другой вариант объяснения - сами "криволинейные" НЛО являются лишь голографическим изображением. КРОВЬ СВЯТОГО ЛОРЕНЦО - чудотворная реликвия, почитаемая католической церковью, которая ежегодно в день этого святого выставляется на всеобщее обозрение и из свернувшейся вновь становится жидкой. Итальянский ученый, доктор наук Луиджи Гарлачелли специализирующийся на разоблачении чудодейственных реликвий римской католической церкви, в 1997 году обратил внимание и на это явление. Доктор изучил стеклянный сосуд с кровью и сообщил, что вещество в нем состоит из трех слоев, и лишь средний из них переходит в жидкое состояние, приобретая характерный рубиново-красный цвет. Ученый попытался трясти сосуд, что не дало никакого эффекта. Тогда он немного подогрел его, и при температуре 30 гр.С средний слой растаял, что дало позволило выдвинуть "температурное" объяснение чуда. Возможно, средний слой - это не кровь, которая должна была давным-давно потерять цвет, а смесь жиров, воска и красной краски. ["РВ" 1997, 2 октября]. Передвижение реликвии из закрытой ниши к алтарю в день святого, возможно, дает небольшое повышение температуры, необходимое для разжижения "крови", говоря научным языком, явление ежегодного ожижения запекшейся крови объясняется изменением агрегатного состояния трехслойной структуры жидкости при повышении температурны. Источник: Гергардт Иван.
Рейтинг публикации:
|