Американские атомные крейсеры проекта Калифорния отправил в отставку асбест. Два уникальных судна, с 1968 года являвшихся надеждой и гордостью флота США, превратились в груду металлолома не из-за коварства советской разведки, интриг союзников или просчетов инженеров — их уничтожил обычный изоляционный материал. Завесу тайны над одной из удивительных страниц в жизни военно-морского флота США в последних числах июля приоткрыл журнал The National Interest.
Два атомных ракетных крейсера класса Калифорния (USS Калифорния (CGN-36) и USS Южная Каролина (CGN-37) были одними из самых современных судов, находящихся в распоряжении военно-морского флота США с 1970-х по 1999 год. Они обладали огромным запасом хода, их реактор D2G работал в три раза дольше предыдущей версии, а время автономной работы позволяло совершать длительные походы без необходимости дозаправки. Правда, уже в то время руководство Соединенных штатов жаловалось на дороговизну обслуживания ядерных реакторов — старый добрый мазут оказался дешевле.
Впрочем, до поры до времени военные умудрялись уговорить банкиров позволить крейсерам еще немного походить в море. Потом случилась перестройка, а затем и крах СССР — финансовое обоснование эксплуатации атомного военного флота самоликвидировалось вместе с вероятным противником. Правда, предстояло это объяснить обывателю. И тут на помощь пришел асбест!
Большинство трубопроводов внутри реактора имели асбестовую изоляцию. Этот минерал обладает уникальным набором полезных свойств — он плохо проводит тепло, не проводит электричество, не горит и не плавится, не выделяет вредные пары при нагреве и обладает устойчивостью к механическим повреждениям. Сегодня в России из хризотилового асбеста производят более 300 видов промышленной продукции, в том числе всем знакомый шифер, фасадные плиты, водопроводные трубы и, конечно же, различные детали для станков, котлов и двигателей.
Для строителей атомных крейсеров асбест был удивительной находкой, а сегодня стал спасительной соломинкой для политиков. Дело в том, что в последние годы в США обострились антиасбестовые настроения, подогреваемые сложившейся системой фондов, наживающихся на исках против минерального волокна. Отрицая научную доказательную базу, ряд политиков, медиа и частные лица раздули настоящую охоту на ведьм, сделав присутствие асбеста автоматическим оправданием сноса зданий, закрытия учреждений и, задним числом, упразднения атомных ракетных крейсеров. Причиной же появления антиасбестового движения были протесты в Европе, которые были подняты против использования совершенно другого вида асбеста, амфиболового. Он кардинально отличается от хризотила по степени воздействия на здоровье человека — если амфиболы остаются в легких навсегда, то хризотил выводится за короткий промежуток времени. Во всем мире амфиболы запрещены, а вот хризотил используют. Правда, в Европе запретили все виды асбеста, открыв дорогу собственным производителям синтетических аналогов минерала. В США в основном использовали хризотил, а доля амфиболов была сравнительно невелика.
Итак, к 1999 году была упразднена почти вся атомная часть ВМС США, про присутствие же асбеста известно только в части судов. Нынешняя статья выглядит как попытка задним числом «поправить» общественное мнение, предложив ему удобное объяснение существенного падения обороноспособности США — в современности нового атомного флота у Америки не появилось.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+