За десять лет чиновники обещают привести все семьи Северной столицы к некой идеальной модели благополучия.
Действие предыдущей концепции завершилось в 2011 году. Как говорит председатель комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Александр Ржаненков, стратегической целью тогда было названо укрепление института семьи, и с этой задачей, можно считать, справились. Так, в 2011 году в городе родилось почти 57 тысяч детей. Это почти вдвое больше, чем в 1999 году, когда подводились итоги демографического провала конца ХХ века. Растет также количество официальных браков - в прошлом году их зарегистрировано около 54 тысяч, на 4 тысячи больше, чем в предыдущем. Впрочем, чиновники не обольщаются: каждый двенадцатый брак - с иностранцем, а 10 процентов всех рожденных в Петербурге младенцев - дети иностранных граждан, чаще всего рабочих-мигрантов. При этом возраст, в котором петербурженки рожают первого ребенка, увеличился за последние 20 лет с 22 до 29 лет, а факт ухудшения здоровья каждого последующего поколения по сравнению с предыдущим зафиксирован научно.
Не в последнюю очередь такое положение вещей связано с тяжелым материальным положением. Речь идет не только о низких доходах, но и, например, о невозможности решить жилищный вопрос. Фирменный знак Петербурга - коммунальные квартиры, восемь тысяч из которых не имеют ванных комнат. Теперь подобные вопросы предстоит решать адресно, то есть подходить индивидуально к каждой семье.
Точные нормативы благополучия пока не утверждены, не совсем понятен и механизм их применения. Например, по данным комитета, в петербургской семье сейчас в среднем 1,18 ребенка. Если он получит 2,5 медицинских услуг - это много или мало? Правда, чиновники обещают, что отслеживать будут не "общую температуру по больнице", а конкретные проблемы.
В концепции семейной политики прописаны в первую очередь материальные запросы семьи. Отчасти это закономерно, так как "голодное брюхо к учению глухо". Однако при обсуждении программы на пробел многие обратили внимание.
- В документе мало внимания уделяется морально-нравственным аспектам, приобщению к культурным ценностям, - сетует экс-председатель городского комитета по культуре, а ныне глава Общественного совета Санкт-Петербурга Николай Буров. - Главная задача семьи - вырастить достойного члена общества, для этого необходимо всестороннее развитие и образование. И воспитание должно быть многогранным, мы же "культурная столица".
В общей сложности концепция включает в себя решение семи задач: преодоление бедности, социального неравенства, обеспечение доступности жилья, здравоохранения, образования, социальной и общественной поддержки семьи. Документ также устанавливает приоритет права ребенка жить и воспитываться в семье, однако при этом во главу угла ставит прежде всего интересы самого ребенка. Следить за его благополучием поручат органам местного самоуправления.
Городские власти отдают себе отчет, что глубинные проблемы в семье так просто не решить. В Петербурге сейчас состоят на учете более трех тысяч детей и подростков из неблагополучных семей. И некоторых вернуть обществу уже довольно сложно - в силу образа жизни, запущенности и даже патологических проблем.
Пять лет действия предыдущей концепции семейной политики обошлись Петербургу более чем в 46 миллиардов рублей. Новая охватывает вдвое больший период и, соответственно, будет дороже. Однако город собирается поддерживать семьи не постоянно, а лишь до определенного уровня. Потому что, как говорит Александр Ржаненков, власти "не намерены плодить иждивенцев".
Прямая речь
Александр Ржаненков, председатель комитета по социальной политике Санкт-Петербурга:
- Мы принимаем множество законов, решений, нормативных актов, и важно, чтобы они имели конкретный, осязаемый и контролируемый характер. В новой концепции для этого предусмотрена модель благополучия семьи, в которой отражены все аспекты жизни: финансовое благополучие, обеспеченность жильем, гарантированными медицинскими и социальными услугами и так далее. Все это будет выражено в цифрах.
- Каждая семья должна системно, но ненавязчиво мониториться, без вторжения в личную жизнь, но упреждая возможные проблемы. Сигналом может быть то, что ребенок не ходит ни в один кружок или секцию, тогда с родителями проведут работу, предложат варианты. Воздействие возможно также через школу, другими способами - и вплоть до крайних мер.
Цифра
130 тысяч семей Санкт-Петербурга имеют доход ниже прожиточного минимума.
По данным комитета по соцполитике Петербурга
|