Предоставить покупателям самим решать, сколько заплатить за товар? Да это самоубийство для бизнеса! Однако в некоторых случаях это работает.
Пожалуй, самым известным примером ценообразования по методу «плати, сколько захочешь» (Pay-What-You-Want, PWY) можно назвать альбом культовой группы Radiohead – In Rainbows. В 2007 г. он был выложен в свободный доступ в Интернет, причем все желающие могли совершенно легально скачать его в формате МР3 и сами решить, платить ли за это музыкантам, а если платить – то сколько.
Тогда от нового подхода многие ожидали настоящей революции в индустрии музыки, однако несмотря на всю культовость и любовь миллионов поклонников сведения о доходах от продажи In Rainbows достаточно противоречивы. С одной стороны, и музыканты, и их продюсеры рассказывали об исключительно успешном итоге эксперимента. С другой же – за скачивание своего последнего альбома они, все-таки, установили фиксированную цену.
Этой необычной модели ценообразование посвящено и недавнее исследование, проведенное Эйлет Гнизи (Ayelet Gneezy) и ее коллегами. Авторы оценили ее с помощью трех достаточно простых экспериментов.
В ходе первого одним пассажирам лодочной экскурсии предлагалось заплатить по 15 долларов за свою фотографию, другим – по 5 долларов, а третим – самим назначить сумму. Как и стоило ожидать, по высокой цене оплатить снимки согласилось меньше (23% пассажиров), чем по низкой (64%). Вместе с тем, по собственной стоимости за фотографии заплатило только 55%. Авторы полагают, что связано это с тем, что при назывании собственной цены человеку неудобно выглядеть слишком скаредным, и он иногда готов вовсе не тратиться, чем создать себе такую репутацию.
Второй сходный эксперимент показал, что посетители парка аттракционов называли в среднем впятеро большую цену за снимок, если им сообщали, что половина доходов от фотографирования будет направлена на благотворительность.
А в ходе третьего посетителям ресторана предлагалось платить собственную сумму либо прямо обслуживавшему их официанту, либо бросая деньги в коробку при выходе – тем самым достигалась определенная анонимность платежа. Что интересно, в случае анонимности средняя сумма платежа оказалась на 13% выше – скорее всего, потому, что нам хочется сохранять репутацию щедрого человека не столько перед окружающими, сколько перед самими собой.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+