» » » Человечеству могут грозить квантовые болезни

Человечеству могут грозить квантовые болезни

1-04-2010, 09:07 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (14) | просмотров: (2 410)

1.04.10 | Физика, Медицина, Игорь Иванов

Вскоре физики смогут переводить вирусы в состояние квантовой суперпозиции. Рис с сайта www.nature.com

Ученые разработали схему эксперимента, позволяющего поместить в квантовое состояние суперпозиции вирус гриппа. Будучи — с какой-то долей вероятности — одновременно опасным и безопасным для здоровья человека, такой вирус, в полной аналогии с «котом Шрёдингера», передавшись человеку, переведет его в состояние, когда тот одновременно и болен, и здоров.

Современные технологии позволяют физикам изучать квантовые эффекты материи не только на уровне отдельных атомов и молекул, но и в небольших коллективах атомов. Например, исследователи уже научились переводить микроскопические облачка атомов в квантовое состояние суперпозиции, при котором те одновременно существуют в двух местах в пространстве и движутся по двум разным траекториям (подробности см. в новости Гравитационная постоянная измерена новыми методами).

Эти исследования уже достигли такого размаха, что в квантовые состояния суперпозиции сейчас помещают даже относительно крупные объекты, размером в несколько микрон. Поэтому вполне логичной кажется мысль попробовать проделать такой же эксперимент и с каким-нибудь небольшим живым организмом, например вирусом.

Именно эта идея была рассмотрена в статье Towards quantum superposition of living organisms («На пути к квантовой суперпозиции живых организмов»), опубликованной недавно в журнале New Journal of Physics. Авторы этой работы во всех подробностях описывают схему эксперимента, позволяющего «приготовить» вирус гриппа в состоянии суперпозиции.

Такая ситуация очень напоминает знаменитый мысленный опыт с котом Шрёдингера, так что закрепившееся за этой идеей название «вирус Шрёдингера» вовсе не случайно. Этот эксперимент с вирусом пока не реализован, но можно не сомневаться, что его осуществление не за горами!

Предлагая этот опыт, исследователи стремились подготовить экспериментальную почву для совершенно новой области естествознания — науки о взаимодействии живого и квантового. Но так ли безопасна эта затея?

Рассмотрим гипотетическую (пока) возможность перевести какой-нибудь вирус в такое квантовое состояние, при котором он — с какой-то долей вероятности — будет одновременно опасным и безопасным для здоровья человека. В полной аналогии с «котом Шрёдингера», передавшись человеку и провзаимодействовав с ним, такой вирус и самого человека переведет в состояние, когда тот одновременно и болен, и здоров — опять же, с некоторой долей вероятности. Но в этом случае попытка диагностировать заболевание становится очень опасной! Действительно, врач, наблюдая за пациентом, может привести к коллапсу его волновой функции, то есть одним лишь взглядом ввести пациента в состояние «болен со 100-процентной вероятностью». Таким образом, мы приходим к поразительному, но единственно верному с квантовой точки зрения выводу: подобные квантовые заболевания ни в коем случае нельзя пытаться диагностировать!

С такой ситуацией медицина еще никогда не сталкивалась. Но, к счастью, и из этой ситуации, похоже, есть выход. Опирается он на другое недавнее исследование, опубликованное в журнале Physical Review Letters. Оказывается, с распространением болезни можно очень эффективно бороться с помощью случайной вакцинации. По-видимому, тот же принцип сработает и при лечении квантовых больных. Это будет означать, что победить квантовую болезнь можно будет, случайно вводя квантовое лекарство кому попало и даже не проверяя, с какой степенью вероятности болен ею каждый конкретный индивид.

Таким образом, квантовая механика может найти еще одно неожиданное применение в повседневной жизни человека.

Источники:

1) O. Romero-Isart, M. L. Juan, R. Quidant, J. I. Cirac. Towards Quantum Superposition of Living Organisms // New J. Phys. 12, 033015 (2010). Текст доступен также в архиве е-принтов (arXiv:0909.1469).
2) M. I. Dykman, I. B. Schwartz, A. S. Landsman. Disease Extinction in the Presence of Random Vaccination // Phys. Rev. Lett. 101, 078101 (2008).

См. также:

1) Физики описали технологию превращения вируса в кота Шредингера.
2) Грег Бир. Чума Шрёдингера.

Игорь Иванов

1. » #14 написал: Тот еще (8 апреля 2010 20:48)

...а квантовые лекарства можно продавать как инновационный и дорогостоящий препарат за очень большие деньги winked

2. » #13 написал: Dmitry (8 апреля 2010 17:34)

Человечеству грозят квантовые болезни. Значит будем делать квантовые прививки. Всем, без разбору. Так, на всякий случай. Где-то это уже было...

3. » #12 написал: IlyaS (2 апреля 2010 15:26)

Цитата: kilubatra

буду ждать с нетерпением))

4. » #11 написал: kilubatra (2 апреля 2010 14:18)

Цитата: vovannoviy

Хитренький какой! А не надо в комментариях - кидай мне в личку, будем посмотреть...

5. » #10 написал: Yary (2 апреля 2010 08:00)

Цитата: kilubatra
    Yary, а у тебя есть фактический материал? Конкретные примеры? Мы бы могли что-нибудь придумать - в конце концов, форму-то мы сами можем определить. Хотя бы как комментарий к этой вот статье.

Поспрашиваю, может найду несколько протоколов сессий.

6. » #9 написал: vovannoviy (2 апреля 2010 05:48)

Yary, kilubatra, интересно будет посмотреть на эту статью. В комментариях возможно напишу свои наблюдения, поскольку тоже экспериментирую с таким лечением.

7. » #8 написал: kilubatra (1 апреля 2010 22:59)

Цитата: gopman
    От Yary: kilubatra, наверное сможет более качественную статью на эту тему написать, у нее журналистский опыт большой.
    Так ведь вся инфа по теме у Вас!

Вы немножечко не в курсе :) - мы с Yary коллеги и единомышленники, хотя сейчас работаем в разных областях. Я занимаюсь примерно тем же самым, хотя основная моя работа в данный момент - массаж. Что тоже дает мне определенный опыт. Так что инфы у меня тоже достаточно.
    Отчасти я опираюсь на идеи д-ра Герда Хамера
    а главный мой учитель - Лиз Бурбо и ее школа "Слушай свое тело".

8. » #7 написал: gopman (1 апреля 2010 21:54)

Цитата: Yary

Так ведь вся инфа по теме у Вас!

9. » #6 написал: Yary (1 апреля 2010 19:50)

Цитата: IlyaS
    о чем речь, можно по-конкретней?

В смысле конкретнее?

Есть методы воздействия на состояние здоровья человека через психокоррекцию. Причем эти методы обладают высокой результативностью, эффктивностью и самое интересное, универсальностью.

К сожалению, попытки у нас в Новосибирске документально статистически подтвердить метод натолкнулись на отказ медицинских учрждений регистрировать случаи такого излечения, как результат психотерапии и эффект списыватся либо на диагностическую ошибку, либо на сопутствующее лечение. Впрочем такой консерватизм медицины уже сейчас не мешает использовать метод на практике, что я и делаю.

ЗЫ Между прочим, знаю кучу случаев, когда неизлечимые с точки зрения медицины болезни лечились за полтора часа, и повторный диагноз показывал полное здоровье. Собственно, то чем я занимаюсь - по сути медицина будущего: дешево, быстро, эффективно, универсально. Правда вот для медицинской индустрии это смерть (потребность в ней падает в разы), потому она и не хочет признавать очевидное. Деньги, общество потребления, прибыль, не совместимы с новой мировоззренческой парадигмой, результатом которой и является "новая медицина".

ЗЫЫ Думаю, что имевшие опыт наблюдения описываемого мною эффекта, участники форума подтвердят мои слова. Чтобы было независимое поддтвержение реальности лечебного эффекта психокоррекции.

А вы напишите статью на эту тему чтобы было понятно о чем речь идет

От Yary:

Сам я слабо представляю в какой форме может эта статья существовать. Описываемый эффект - это набор личных наблюдений. Научный статус наблюдений неопределен, так как тема очень скользкая (почему, написал выше).

10. » #5 написал: IlyaS (1 апреля 2010 16:21)

Цитата: Yary

о чем речь, можно по-конкретней?

11. » #4 написал: Yary (1 апреля 2010 16:15)

Цитата: IlyaS
    с этой точки зрения становится понятным, почему те, кто излечивался от онкозаболеваний прежде всего кардинально меняли свой образ жизни, т.е. по сути свою волновую функцию.... правда остается открытым вопрос, как определить правильное направление изменения образа жизни, которое приведет к излечению

Никаких проблем. Психотерапия обладает эффективным и проверенным инструментарием для решения это задачи. Я вообще к врачам не хожу уже давно, предпочитаю лечиться с помощью психотерапии.

12. » #3 написал: IlyaS (1 апреля 2010 14:50)

весьма интересно....

13. » #2 написал: VP (1 апреля 2010 14:37)

Квантовая суперпозиция (когерентная суперпозиция) — это суперпозиция состояний, которые не могут быть реализованы одновременно с классической точки зрения, это суперпозиция альтернативных (взаимоисключающих) состояний.

Если функции  Psi_1 и  Psi_2 являются допустимыми волновыми функциями, описывающими состояние квантовой системы, то их линейная суперпозиция,  Psi_3 = c_1Psi_1 + c_2Psi_2 , также описывает какое-то состояние данной системы. Если измерение какой-либо Оператор физической величины  hat f в состоянии  |Psi_1rangle приводит к определённому результату  f_1 , а в состоянии  |Psi_2rangle — к результату  f_2 , то измерение в состоянии  |Psi_3rangle приведёт к результату  f_1 или  f_2 с вероятностями  |c_1|^2 и  |c_2|^2 соответственно.

Из принципа суперпозиции также следует, что все уравнения на волновые функции (например, уравнение Шрёдингера) в квантовой механике должны быть линейными.

Любая наблюдаемая величина (например, положение, импульс или энергия частицы) является собственным значением эрмитова линейного оператора, соответствующим конкретному собственному состоянию этого оператора, то есть определённой волновой функции, действие оператора на которую сводится к умножению на число — собственное значение. Линейная комбинация двух волновых функций — собственных состояний оператора также будет описывать реально существующее физическое состояние системы. Однако для такой системы наблюдаемая величина уже не будет иметь конкретного значения, и в результате измерения будет получено одно из двух значений с вероятностями, определяемыми квадратами коэффициентов (амплитуд), с которыми базисные функции входят в линейную комбинацию. (Разумеется, волновая функция системы может быть линейной комбинацией и более чем двух базисных состояний, вплоть до бесконечного их количества).

Важными следствиями квантовой суперпозиции являются различные интерференционные эффекты (см. опыт Юнга, дифракционные методы), а для составных систем — зацепленные состояния.

Популярный пример парадоксального поведения квантовомеханических объектов с точки зрения макроскопического наблюдателя — кот Шрёдингера, который может представлять из себя квантовую суперпозицию живого и мёртвого кота. Впрочем, достоверно ничего не известно о применимости принципа суперпозиции (как и квантовой механики вообще) к макроскопическим системам.

Квантовая суперпозиция (суперпозиция «волновых функций») — совершенно иная вещь, нежели принцип суперпозиции для обычных волновых явлений (поля), и приводит к совсем другим выводам. Суперпозиция поля для, скажем, электромагнитного случая, означает например то, что из двух разных состояний фотона можно сделать состояние электромагнитного поля с двумя фотонами. А полевой суперпозицией состояния вакуума (нулевого состояния) и некой волны будет всё та же волна. Применение же квантовой суперпозиции к изложенным примерам даст семейства, соответственно, однофотонных состояний («промежуточных») и состояний, являющихся суперпозицией 0- и 1-фотонного. Впрочем, не всё так просто, см. Статистика Бозе — Эйнштейна. Квантовая суперпозиция может быть применима к подобным системам независимо от того, описываются они уравнениями линейными или нелинейными (то есть, справедлив или нет полевой принцип суперпозиции).

Также, квантовую (когерентную) суперпозицию не следует путать с так называемыми смешанными состояниями (см. матрица плотности) — «некогерентной суперпозицией». Это тоже разные вещи.

14. » #1 написал: badboychik (1 апреля 2010 14:27)