Пока гражданское общество решает можно ли разрешать использование беспилотных автомобилей, военные свой выбор уже сделали. В Израиле были созданы и используются для патрулирования границы автомобили-беспилотники. Израильский сухопутный беспилотник был впервые продемонстрирован еще в 2009 году на выставке в столице Великобритании. На выставке в Лондоне компания «G-NIUS», которая принадлежит крупным израильским военным компаниям «Эльбит Маарахот» (Elbit Systems) и «Таасия Авирит» (Israel Aerospace Industries), представила свою передовую разработку – беспилотный автомобиль Guardium типа UGV – unmanned ground vehicle (беспилотное наземное транспортное средство).
Данный автомобиль был принят на вооружение израильской армии в 2009 году. С тех самых пор он является первым и единственным серийно выпускающимся автомобилем такого типа, находящимся в ежегодной эксплуатации в боевых условиях. Сухопутный беспилотник Guardium был построен на базе шасси багги, но не гражданской версии, а военного автомобиля. Такие багги специально для подразделений специальных операций выпускает американская компания TOMCAR. Знаменитые багги от этой компании используются ЦАХАЛом для патрулирования израильских границ уже более 30 лет. Шасси для Tomcar в настоящее время производятся в Австралии.
Беспилотник получил автоматизированную систему тактического позиционирования, а также может эксплуатироваться автономно в условиях бездорожья. Машина в состоянии разгоняться до 80 км/ч, при этом беспилотник может нести также полезную нагрузку массой до 300 кг, в том числе и легкое бронирование, которое прикрывает жизненно важные системы машины. При этом боевой вес устройства составляет 1400 кг.
Данный беспилотный аппарат может быть оборудован даже боевым или нелетальным вооружением, которым может управлять оператор машины из специального командного центра. Обычно на автомобиль устанавливаются 40-мм автоматический гранатомет и крупнокалиберный 12,7-мм пулемет. В случае необходимости на беспилотный багги может быть установлен бронированный щит, устройство для метания гранат со слезоточивым газом, а также шестиствольный пулемет и другие виды вооружений.
Однако главное оружие футуристического беспилотника – это комплекс специальных датчиков, в состав которых входят тепловизор с системой автоматического целеуказания и захвата, видеокамера, микрофон, а также сильные громкоговорители для обеспечения двухсторонней радиосвязи. При этом беспилотный автомобиль может действовать отдельно, либо же передвигаться вместе с пехотой. Во втором случае управление им осуществляется с помощью специального портативного терминала, управляет машиной один из солдат боевого подразделения. В первом же случае управление максимально напоминает управление БЛА и осуществляется из специального центра управления.
UGV оснащается четырехтактным дизельным двигателем Lombardini, который работает в паре с бесступенчатым вариатором. Помимо этого Guardium обладает эффектом «анти-скват». Особенность данного эффекта заключается в том, что при акселерации происходит смещение продольного рычага, что поднимает кузов, в результате чего во время разгона автомобиль не «козлит», а значит он лучше ведет себя на пересеченной местности, лучше управляем. Машина очень хорошо приспособлена для передвижения по бездорожью. Она имеет 38-сантиметровый клиренс, минимальные свесы и 34-сантиметровый ход подвески. При этом при общей длине автомобиля 295 см длина колесной базы составляет 202 см. Все это делает Guardium отличным внедорожником, который прекрасно себя чувствует в ближневосточных пустынях.
Особенностью автомобиля Guardium является то, что он может самостоятельно осуществлять патрулирование по заданному маршруту, в том числе и по сильно пересеченной местности, без участия оператора. Машина действует в режиме «автопилота». Второй интересной особенностью данного робомобиля является его «самообучаемость» и способность самостоятельно выбирать тактически важную зону патрулирования, принимая во внимание внезапное изменение диспозиции.
К лицам, которые допускаются к управлению автомобилем Guardium, предъявляются следующие требования:
- наличие прав управления транспортным средством и опыт вождения автомобилей как с автоматической, так и с ручной коробками передач;
- хорошее знание механики автомобиля;
- хорошее зрение;
- способность трудиться в очень напряженном режиме и быть фактически «приклеенным» к экрану, на который беспилотный автомобиль выводит картинку наблюдения.
Работе с UGV Guardium предшествует прохождение специальных курсов обучения продолжительностью 4 месяца. Из центра управления автомобиль может управляться при помощи джойстиков, которые отвечают за повороты руля и нажатия на педали. Примечательно, что большая часть военнослужащих, которые прошли профессиональный отбор – это женщины.
По информации пресс-службы ЦАХАЛ, автомобиль Guardium эффективен:
- для обнаружения подозрительных лиц на территории сектора Газа, которые приближаются к разделительному барьеру с Израилем;
- для обнаружения следов, свидетельствующих о незаконном пересечении израильской границы;
- для нахождения входов в подземные тоннели, которые соединяют сектор Газа и Синайский полуостров и используются контрабандистами и террористами;
- для обнаружения подозрительных субъектов, которые копают ямы в непосредственной близости от «забора безопасности»;
- для распознавания взрывных устройств, для их обнаружения автомобиль оснащается широким спектром специального оборудования и камер наблюдения.
После того как 5 августа 2012 года был поврежден «забор безопасности» автомобиль осуществлял 80-часовое непрерывное патрулирование границы Израиля с Египтом и сектором Газа. Патрулирование проводилось до того момента, пока заградительное сооружение не было полностью восстановлено. В настоящее время автомобиль Guardium продолжает патрулировать границы еврейского государства, точное количество машин принятых на вооружение израильской армии неизвестно.
Данный сухопутный беспилотник может вести патрулирование самостоятельно, но наиболее эффективен он в качестве средства поддержки пеших патрулей. «Мы рассчитываем на нашу пехоту, когда дело становится особенно «жарким», но и пехотинцы полагаются на нас. Это симбиоз, – подчеркивают в подразделении беспилотников IDFМ. В настоящее время Guardium наиболее полезен на границах с Ливаном и сектором Газа, в тех местах, в которых проникновение контрабандистов, террористов и шпионов на территорию Израиля представляется наиболее реальным.
Стоит отметить, что Израиль расширяет использование беспилотных аппаратов в своих сухопутных войсках. Так в рамках проведения операции «Нерушимая скала» армия Израиля впервые применила свой бронетранспортер M113, оснащенный системой дистанционного управления. Испытания первого беспилотного бронетранспортера прошли в районе Хирбет Ахзаа, в котором действовали военнослужащие из бригады «Гивати». Гусеничный БТР M113 без механика-водителя и экипажа может перевезти до 4 тонн груза, развивая скорость до 50 км/ч. Машина использовалась для транспортировки оружия, продовольствия и амуниции. Для управления беспилотным M113 применялся командный автомобиль, который располагался на границе сектора Газа. В данном автомобиле находились специально обученные военнослужащие роты беспилотной техники.
Армия обороны Израиля использует сухопутные беспилотные средства, начиная с 2009 года, но ранее они не применялись для перевозки грузов. Патрулирующие границу беспилотные автомобили Guardium получили в ЦАХАЛ прозвище «верный напарник». Благодаря современным системам видеонаблюдения, данная машина в состоянии работать в любых климатических условиях и днем и ночью. По словам командира подразделения роботизированных патрульных, подобные автомобили позволяют экономить немалые денежные средства, а также сохраняют жизни израильским военным.
Источники информации:
http://warspot.ru/ru/articles/524-avtomobil-bespilotnik-guardium
http://www.zr.ru/images/articles/544959-bespilotnyje_avtomobili_prizvali_na_borbu_s_terroristami/544959-hgoong8sq9i9090sygmz%20660x320
http://www.postsovet.ru/blog/russia/498940.html
http://thebrigade.thechive.com/2014/08/26/no-driver-needed-for-the-guardium-ugv-39-photos (фото)