» » » Ядро Земли оказалось на тысячу градусов горячее, чем считалось ранее

Ядро Земли оказалось на тысячу градусов горячее, чем считалось ранее

26-04-2013, 11:48 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (2) | просмотров: (1 986)

Симоне Анцеллини из Комиссариата атомной энергетики Франции в Гренобле и его коллеги смогли вычислить температуру твердой части ядра Земли, проследив за тем, как себя ведет железо при сверхвысоком давлении.

Твердое железное ядро Земли оказалось разогрето до температуры в 6 тысяч градусов Цельсия, на тысячу градусов больше предыдущих оценок; это позволяет объяснить существование магнитного поля у нашей планеты, что было затруднительно ранее, заявляют геологи в статье, опубликованной в журнале Science.

Литосфера Земли состоит из трех слоев — земной коры, мантии и ядра. Изучение ядра и слоев мантии напрямую невозможно на практике из-за большой глубины, на которой залегают их породы. Поэтому ученые исследуют свойства недр Земли, наблюдая за лабораторными экспериментами при сверхвысоком давлении и температуре.

Симоне Анцеллини (Simone Anzellini) из Комиссариата атомной энергетики Франции в Гренобле и его коллеги смогли вычислить температуру твердой части ядра Земли, проследив за тем, как себя ведет железо при сверхвысоком давлении. Для этого ученые разработали оригинальную методику, которая позволяет "просветить" сплав внутри камеры высокого давления при помощи синхротронного рентгеновского излучения.

Как объясняют ученые, их методика позволяет узнать агрегатное состояние сплава — стал ли он жидким или же остается твердым телом. Подобные сведения необходимы для изучения поведения материи ядра, так как температура плавления и другие свойства железа кардинально меняются при сверхвысоком давлении. Группа Анцеллини воспользовалась своей методикой для измерения свойств кусочка железа, который был сжат на 2,2 миллиона атмосфер внутри алмазной наковальни и нагрет до 4,5 тысячи градусов Цельсия при помощи лазерного луча.

Ученые использовали эти данные для вычисления температуры в твердой части ядра, давление в которой достигает 3,3 миллиона атмосфер. К их удивлению, температура внутри его доходила до 6-6,5 тысячи градусов, что на тысячу больше предыдущих оценок. По словам геологов, новая оценка температуры хорошо согласуется с другими данными об устройстве планеты и позволяет объяснить то, почему ядро Земли генерирует магнитное поле.

Источник: earth-chronicles.ru.

1. » #2 написал: Man_Oleg (7 мая 2013 16:40)

А нельзя поле проще обьяснить: вращающиеся массы земли с зарядами, по окружности со скоростью до 8 км\с? не?

2. » #1 написал: VP (26 апреля 2013 16:07)

Физики уточнили температуру земного ядра

Изображение: esrf.eu

Французские физики в рамках эксперимента смоделировали условия в ядре Земли. Исследование, результаты которого опубликованы в Science, позволили определить температуру ядра планеты. Обзор публикации приводится на сайте Европейского центра синхротронного излучения (ESRF).

Температура твердого железного ядра Земли, как установили ученые, составляет около 6 тысяч градусов по Цельсию. Это на тысячу градусов выше по сравнению с более ранними оценками.

Сведения об условиях в центре Земли ученые получили путем экстраполирования лабораторных данных. В рамках эксперимента им удалось зафиксировать точку плавления железа при давлении в 200 гигапаскалей (2 миллиона атмосфер) — 4800 градусов по Цельсию. Опираясь на эти данные, физики вычислили температуру, при которой металл становится жидким под давлением в 330 гигапаскалей (как в земном ядре).

Наиболее сложной задачей во время опытов было фиксирование фазового перехода железа из твердого состояния в жидкое. Нагретый лазером образец в течение нескольких секунд вступал в химическую реакцию с покрытием лабораторного контейнера, что нарушало условия эксперимента.

Для определения структуры железа использовали направленное рентгеновское излучение синхротронной установки. Диффракционная картина прохождения рентгеновских лучей через кристаллическую решетку металла менялась вместе с изменением структуры решетки в момент плавления.

Полученные данные позволили физикам сделать вывод о том, что разница между температурой твердого и жидкого ядра в центре Земли составляет более полутора тысяч градусов по Цельсию. Это подтверждает теории происхождения магнитного поля Земли, которое образуется в результате перемещения жидкого металла, в том числе за счет конвекции.

Ранее, в 2012 году, группа физиков воспроизвела условия земного ядра, чтобы подтвердить гипотезу об электропроводности оксида железа в мантии планеты. (Lenta.ru)