» » » Ускоренное расширение Вселенной объяснили самовзаимодействием темной материи

Ускоренное расширение Вселенной объяснили самовзаимодействием темной материи

9-04-2021, 04:15 | Наука и техника / Новость дня | разместил: Swarm | комментариев: (4) | просмотров: (2 673)

Космологическое ускорение частицы расширяющейся Вселенной (в относительных единицах) в зависимости от масштабного фактора в симуляциях со взаимным отталкиванием частиц темной материи (цветные точки) и в теоретической модели с космологической постоянной (сплошная линия).

Loeve K., Nielsen K. S. & Hansen S. H. / The Astrophysical Journal, 2021

Физики с помощью симуляций протестировали альтернативную модель ускоренного расширения Вселенной — отказались от космологической постоянной и постулировали существование сил отталкивания между частицами темной материи, которые действуют на масштабах порядка мегапарсеков и по величине пропорциональны квадрату дисперсии скоростей. Оказалось, что такой подход позволяет воспроизвести поведение Вселенной в общепринятой модели с космологической постоянной. Статья опубликована в The Astrophysical Journal.

Современные астрофизические наблюдения показывают, что Вселенная расширяется ускоренно — то есть удаленные галактики со временем разлетаются все быстрее. Этот факт требует физической интерпретации, ведь гравитация — взаимодействие, которое считается доминирующим на крупных масштабах, — лишь притягивает объекты друг к другу. В стандартной космологической модели ускоренное расширение описывают при помощи космологической постоянной — величины, которая описывает плотность энергии чистого вакуума (темной энергии) в уравнениях Общей теории относительности и обеспечивает отталкивание между далекими объектами.

Такой подход удобен, поскольку позволяет объяснять наблюдения, постулируя в модели всего один числовой параметр, однако у него есть и существенные недостатки. Так, космологическую постоянную приходится подбирать на основе самих же наблюдений и не удается вычислить независимо — например, в рамках квантовых представлений энергия вакуума оказывается на множество порядков выше, или вообще не может быть предсказана.

Это мотивирует ученых придумывать альтернативные модели, которые объясняли бы ускоренное расширение Вселенной, но не привлекали для этого космологической постоянной. Некоторые физики предлагают модифицировать теорию гравитации, другие — предположить, что расширение Вселенной неоднородно, а мы просто оказались в области, которая расширяется быстрее среднего, третьи — отказаться от ускоренного расширения как такового и искать ошибку в измерениях, которые о нем свидетельствуют. Тем не менее модель с космологической постоянной пока остается предпочтительной.

Физики из Института Нильса Бора под руководством Стина Хансена (Steen Hansen) предложили и проанализировали еще одно объяснение ускоренному расширению Вселенной. Авторы предположили, что темная материя, помимо гравитационного притяжения друг к другу и обычным частицам, испытывает еще и силу самоотталкивания, которая проявляется на межгалактических масштабах (порядка мегапарсеков).

Эту силу исследователи положили пропорциональной квадрату дисперсии скоростей частиц в галактиках (что делает ее в некотором смысле похожей на магнитную силу Лоренца между движущимися заряженными частицами) и обратно пропорциональной квадрату расстояния между разлетающимися галактиками (подобно гравитационной или кулоновской силе). Остальные параметры (кроме космологической постоянной, принятой равной нулю) физики позаимствовали из общепринятой модели.

Затем авторы проводили компьютерные симуляции эволюции распределения темной матери в области размером в 96 мегапарсеков, заполненной 2,1×106 частицами массами в 1,6×109 солнечных, между красными смещениями в z=20 и z=0,6 (в стандартной космологии последнее отвечает масштабу, на котором происходит переход от гравитационного замедления к космологическому ускорению). При этом числовой коэффициент, характеризующий величину отталкивания между частицами, исследователи подбирали так, чтобы результаты симуляции наилучшим образом описывались теорией с участием космологической постоянной.

Оказалось, что с помощью альтернативной модели можно воспроизводить прогнозы, которые дает стандартная космология — а значит, вероятно, и объяснять данные наблюдений. При этом, однако, не удается заменить пропорциональность силы квадрату дисперсии скоростей на линейный или кубический закон — оба случая дают существенное расхождение с общепринятой теорией.

Отмечается, что для серьезного сравнения альтернативной теории со стандартной нужно не просто «подгонять» параметры новой модели под старую, а, наоборот, искать и проверять различия в их прогнозах — на текущий момент, по словам авторов, данные крупномасштабных наблюдений практически не отдают предпочтения ни одной из них, и требуются более детальные исследования.

Кроме того, постулирование самоотталкивания темной материи может стать проблемой на меньших масштабах — например, в галактиках или галактических кластерах: если отталкивание будет сильнее гравитационного притяжения, то альтернативная модель не сможет описать существование таких структур.

За последнее время мы рассказывали и о других альтернативных космологических моделях. Так, в 2018 году британский физик предложил заменить темную материю и темную энергию отрицательной массой, а в 2019 ученые установили, что хамелеонная гравитация наравне с ОТО описывает формирование галактик.

Николай Мартыненко

Источник: nplus1.ru.

1. » #4 написал: Каталония (9 апреля 2021 16:15)

Группа: Модератор комментариев
    Цитата: Damkin
    лжеученые, которые уверены в существовании "эфира"

Как вы смеете так про Менделеева? Эфир - элемент номер 0 в периодической системе!

Не ну, здесь не всё так однозначно. Одновременно США и уничтожают "научный подход", который тонет в бесполезной надобности "цитирования" и где совершенно неправильные выводы проходят цензуру если они политически корректные (подвержденно, а тех кто это доказали выкинули из науки). Но именно США больше всего напланетян и педалируют.

Это политика просто.

Но единополярный порядок мира рушится, и вместе с ним все институты которые на него завязаны. Всё скоро нормализируется.

2. » #3 написал: Damkin (9 апреля 2021 11:31)

Прочитал первые строчки статьи:

"С помощью симуляций" !!!! Как можно, что-то симулировать (подразумеваю под симуляцией - моделирование), если физики не могут сказать, что такое темная материя!!!!Какую-то гипотезу предложили и на основе этой гипотезы построили Вселенную и сделали окончательное заключение, которое никогда не проверится практикой! И это - НАУКА!!!
    Замечание

Цитата: a_niskin
    какая энергия может быть у пустоты, твою дивизию?!

совершенно справедливо!!!!
    Цитата: Каталония

Да, уж...какие ученые, такие и выводы....Совсем деградировал Запад со своим образованием.
    Правда, и мы - т.е. Россия катится в ту же темень.
    Боюсь, что с первого июня 2021г, когда вступит в силу закон о просветительской деятельности в России точно появятся - "правильно" мыслящие ученые (скажем, те которые признают СТО и лжеученые, которые уверены в существовании "эфира", а уж про тех, кто пишет и считает, что Земля окружена инопланетянами и говорить нечего: этих - в паровозную топку!!!

3. » #2 написал: Каталония (9 апреля 2021 11:05)

Группа: Модератор комментариев
    Цитата: a_niskin

Ну, это, квантовая механика, дело тонкое. Там, насколько уверены учёные, и энергия и материя могут возникать спонтанно из ничего. Это как-бы намекает что мы на данный момент особо не понимаем этот Мир.

4. » #1 написал: a_niskin (9 апреля 2021 09:04)

описывает плотность энергии чистого вакуума (темной энергии)

какая энергия может быть у пустоты, твою дивизию?! Энергия подразумевает наличие носителя! Или это не вакуум, или энергии нет. Или крестик, или трусы.
    - "Мда, видала я котов без улыбок, но чтоб улыбку без кота..." (с) Алиса в Стране чудес.