Работы над проектом МАКС ведутся ОАО "НПО Молния" со времени завершения разработки ОК "Буран". В 1988 году большой кооперацией (около 70 предприятий авиационной и космической промышленности) разработан эскизный проект в 220 томах. В подтверждение проектных технических характеристик выполнен большой объем экспериментально-исследовательских работ по аэродинамике, газодинамике, прочности элементов конструкции и другим направлениям. Изготовлены натурные макеты хвостовой части орбитального самолета и внешнего топливного бака. Прошел летные испытания первый экземпляр базового самолета Ан-225 "Мрия". Практически завершена разработка конструкторской документации по орбитальному самолету и топливному баку. К настоящему времени на разработку МАКС израсходовано около $1,5 млрд. в текущих ценах.
Полноразмерный макет внешнего топливного бака МАКС в цехе Южного Машиностроительного завода, г.Днепропетровск, Украина.
После распада СССР конструктивно-технологический макет внешнего топливного бака Многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС) остался на территории незалежной Украины, в цехах НПО "Южное". Несколько лет назад НПО "Молния" - головной разработчик МАКС - профинансировало уникальную транспортную операцию - доставку бака в Россию, на территорию своего субподрядчика - Экспериментального машиностроительного завода имени В.М.Мясищева. О сложности и всех перипетиях этой операции мы еще расскажем, но сейчас важно другое: бак стал мешать коммерческой деятельности ЭМЗ, занимая место на открытой площадкена территории ЛИИ в подмосковном г.Жуковске, где складировались нерастаможенные легковые автомобили. В этой ситуации прежнее руководство ЭМЗ (бывший генеральный конструктор Валерий Новиков) сначала выставило НПО "Молния" счет за коммерческую (!) аренду занимаемой автостоянки (!), а когда "Молния" отказалась его оплачивать, смогло "убедить" военного заказчика в ненужности макета бака. После "разрешения" военпреда бак был сразу разрезан, и 12 тонн чистого алюминия (макет был тяжелее штатного бака в силу своих технологических особенностей) были мгновенно распроданы.
Слева представлен уникальный трехкомпонентный (!) маршевый двигатель РД-701 разработки НПО "Энергомаш" (Подробности) Работа двигателя протекает в два этапа: на первом реализуется режим на компонентах керосин-жидкий кислород-жидкий водород, затем после выработки запасов керосина на больших высотах осуществляется стадия наиболее энергетически выгодных компонентов топлива жидкий кислород-жидкий водород. Таким сочетанием режимов работы достигается оптимальность характеристик двигателя во время всего полета. На сегодняшний день РД-701 является единственным трехкомпонентным двигателем в мире. Характеристики (числитель - работа на первом режиме, знаменатель - на втором): тяга, тс - 204.1/80.9, удельный импульс - 415/460 сек.
Справа - фотография (фото предоставлено НПО "Молния", публикуется впервые) технологического макета хвостовой части фюзеляжа пилотируемого орбитального самолета (вариант ОС-П 1994 г.) Многоцелевой авиационно-космической системы в зале статических испытаний НПО "Молния". Хорошо видна компоновка хвостовой части самолета с вертикальным оперением (килем), обтекателем поворотного механизма подвижных консолей крыла и блоком маршевых двигателей РД-701.
Справа - технологический макет первого варианта орбитального корабля МАКС в сборочном цехе НПО "Молния". Обращает на себя другая компоновка двигательной установки в хвостовой части фюзеляжа (три кислородно-водородных ЖРД НК-45 разработки Самарского НПО "Труд" с пустотной тягой по 90т каждый ). Также отличительной чертой этого варианта является одноместная кабина экипажа - все последующие варианты были уже двухместными. Фото (инвентарный N1576) предоставлено НПО "Молния", публикуется впервые.
Одной из важных особенностей МАКС является динамически-огневое разделение второй ступени (связки орбитального самолета с внешним топливным баком) и первой ступени (самолета-носителя Ан-225 "Мрия") в полете (см. рис. справа). Проведенный большой объем исследований режима разделения позволил выбрать оптимальные параметры, которые после патентования являются эксклюзивными "know-how" НПО "Молния".
Ан-225 "Мрия" уже неоднократно испытан в качестве транспортной платформы при воздушной транспортировке орбитального корабля "Буран", и в настоящее время под украинским флагом используется для международных коммерческих перевозок.
Высокая степень реализуемости Многоцелевой авиационно-космической системы обеспечивается научно-техническим заделом:
для разработки МАКС создана кооперация из предприятий авиационной и космической отраслей, ранее участвовавших в создании элементов системы "Энергия-Буран";
создан и испытан летный образец самолета Ан-225 "Мрия";
разработан эскизный проект по МАКС и ряд дополнений к нему;
глубоко проработаны варианты применения системы и оценена ее эффективность;
проведена предварительная конструктивная проработка основных элементов конструкции орбитального самолета и внешнего топливного бака;
существует большой конструкторский задел по двигательным установкам орбитального самолета, натурный макет маршевой установки демонстрировался на международных выставках ("Авиадвигатель-92");
изготовлены натурные макеты наиболее важных составных частей орбитального самолета и заканчивается изготовление конструктивно-подобного макета внешнего топливного бака;
создана уникальная экспериментальная база, использовавшаяся для обеспечения разработки ОК "Буран" и ракеты-носителя "Энергия", которая будет использована при создании системы МАКС;
в конструкции орбитального самолета используется задел по ОК "Буран";
создана криогенная база на космодроме Байконур;
имеется комплекс средств обучения экипажей;
имеются положительные заключения головных институтов авиационной промышленности на эскизный проект МАКС (ЦАГИ, ГосНИИАС, НИИАТ, ВИАМ, НИИЭПУ).
Очевидно, что в дальнейшем, при создании авиационно-космической системы с посадкой крылатого аппарата "по-самолетному" на ВПП аэродрома, необходимо использование как самолета-лаборатории, так и аналога для отработки аппаратуры и системы посадки , а также для тренировки летчиков (как это было реализовано на аналоге БТС-02 ГЛИ в программе ОК "Буран"). Так, для системы МАКС предварительными проработками предусматривается создание самолета-лаборатории на базе самолета-истребителя Су-27 (см. справа), а также аналога орбитального самолета.
История проекта МАКС, как и вообще история развития авиационно-космических систем в нашей стране, таит в себе еще очень много загадок. Вот одна из них - одноместный космический ударный разведчик, продувочная модель которого показана ниже. Изображение этого аппарата публикуется впервые. Это один из самых первых вариантов орбитального самолета системы 9А-10485. Форма самолета с фюзеляжем большого удлинения и характерным длинным тонким носом обусловлена попытками конструкторов получить уникально-большую боковую дальность при планирующем спуске в атмосфере - до 5000 км. Надеюсь, придет время, когда мы сможем подробнее рассказать об этом интересном орбитальном самолете. Поэтому пока напишем так:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+