» » » Газовое расследование: Мерцание в пыли

Газовое расследование: Мерцание в пыли

11-11-2010, 17:10 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 366)
Мерцание звезд может создавать не только земная атмосфера, но и газовые облака, сквозь которые проходит их свет. В некоторых случаях это может оказаться лучшим способом вообще заметить существование этих крайне разреженных облаков.

Глобула Barnard 68

Каждый, кто хоть раз всматривался в ночное небо, замечал совершенно ясно, что звезды на его черном фоне мерцают. Этот эффект вызывается турбулентными течениями в атмосфере: области слегка различной плотности воздуха слегка по-разному влияют на проходящий сквозь них луч света. Быстро перемещаясь, эти области и создают ощущение мерцания.

Но ведь прежде чем попасть в атмосферу Земли, излучение звезды проходит сквозь другие облака – облака газа, куда более разреженные, но и на много порядков более обширные. Могут ли и они вызывать подобное мерцание? Теоретически, этому ничто не препятствует. Однако крайне низкая плотность таких облаков и их размер делают каждый «этап» мерцания растянутым во времени, так что невооруженным глазом их заметить невозможно.

А если это явление действительно существует, оно могло бы оказаться чрезвычайно полезным для астрономов. Хотя бы для обнаружения этих самых облаков газа, которые, опять же, из-за разреженности заметить бывает крайне непросто.

Именно этим вопросом заинтересовались ученые из Ирана. Для начала они решили понять, что же конкретно следует искать в небесах. Была построена компьютерная модель, которая позволила оценить воздействие газового облака (с учетом его плотности, скорости движения и проч.) на проходящий сквозь него свет. Она, к примеру, показала, что для типичной звезды в соседней галактике (Большом Магеллановом Облаке) свет, проходящий через обычное облако молекулярного водорода, будет мерцать с частотой около 24 минут. Впрочем, все далеко не так просто. Хотя бы потому, что почти такое же мерцание запросто могут вызывать и совершенно другие причины – например, мерцать может сама звезда, если она переменная (как наше Солнце).

Учтя все эти моменты, ученые принялись изучать небо в телескоп – те его участки, для которых был проведен предварительный расчет. Это были области известных нам темных глобул, газопылевых туманностей (одна из них показана на иллюстрации слева). За две ночи наблюдений был обнаружен один случай, когда мерцание звезды в точности следовало предсказанному. Хотя один пример – еще не повод говорить о последовательной демонстрации явления. Потребуется поработать еще.

Между прочим, именно из таких облаков и туманностей впоследствии появляются и звезды, и планеты. Читайте: «Маленькие помощники».

По публикации Universe Today

Маленькие помощники: От малого к большому

Чтобы из газовой туманности образовались такие редкие и прекрасные объекты, как массивные звезды, им нужна «помощь» небольших собратьев – звезд размером примерно с наше Солнце.

Сравнительные размеры

Конечно, наше родное светило кажется нам просто гигантом – но оно исчезающее мало в сравнении с некоторыми далекими колоссами. Некоторые примеры такого сравнения можно найти в нашей популярной заметке «Масштабы реальности», или – если времени на это нет – просто в этом видеоролике:

На самом деле, хотя крупных звезд – массой от десятков до сотен солнечных – не так уж много во Вселенной, они являются основным «производителем» тяжелых элементов, выбрасывая их в невообразимых количествах в момент своей гибели во взрыве сверхновой. Ну а их особенная яркость делает их главными «маячками» для всех, наблюдающих за ночным небом.

Именно таких звездных великанов изучает группа астрофизиков во главе с Кристофером МакКи (Christopher McKee) – около 10 лет ученые занимаются моделированием процесса их формирования. И не так давно они изучили условия, которые стимулируют образование именно крупных звезд. Оказалось, что особенно «полезно» для них присутствие в окрестностях, внутри газопылевого облака, звезд размерами около солнечных. Именно они, стягивая к себе окрестные газы, не дают облаку распасться на фрагменты, из которых потом образуются мелкие звезды, а сохраняют весь этот материал на достаточно близком расстоянии, способствуя формированию звездных гигантов. Вдобавок, они достаточно разогревают его – а чем более разогрето газопылевое облако, тем с большей вероятностью в нем будут появляться крупные звезды.

Впрочем, не надо думать, будто «раскаленное» облако действительно горячо. По меркам ледяного межзвездного пространства, они горячие – но на самом деле разогреты до температур порядка 10-20 Кельвин. Малые звезды способствуют нагреванию еще вдвое, или даже втрое. Если б облако было раскалено до нескольких сотен градусов, составляющие его молекулы попросту не смогли бы собраться в единое звездное тело.

Каждая из малых звезд имеет свою «сферу влияния», в рамках которого она подогревает окружающее облако и удерживает его от распадания на фрагменты. Постепенно, по мере того как облако стягивается во все более и более плотное образование, эти «сферы влияния» оказываются все ближе друг к другу, пока не охватывают все облако целиком. Облако становится все плотнее, при плотности выше 1 тыс. молекул водорода на куб см уже может начаться формирование гигантской звезды. В обыденной жизни такая плотность практически может считаться вакуумом (как в термосах), но в космосе за сотни тысяч лет из нее формируются звезды.

Впрочем, этому вполне способна помешать какая-нибудь вредная черная дыра – об этом мы рассказывали в заметке «Раскаленная стерильность».

По пресс-релизу UC Berkeley

Раскаленная стерильность: Черные дыры мешают рождению звезд

В недрах старых галактик становится слишком жарко для того, чтобы они могли образовывать новые звезды. Виной тому – активность сверхмассивных черных дыр.

Наблюдения орбитального телескопа Spitzer показали, что в ядрах эллиптических галактик температура остается крайне высокой и непригодной для формирования звезд, которое требует достаточно внушительных масс остывшего газа и пыли. Объектом изучения послужила галактика NGC 5044, окруженная смесью газа и пыли, раскаленной до температуры около 10 млн. ОС.

Сегодня астрономы различают целый ряд разных типов галактик – в том числе спиральные (как наш Млечный Путь), звездообразование внутри которых охватывает обширные районы; и более древние эллиптические. Нередко эллиптические галактики являются центрами галактических скоплений, и в них скапливаются огромные массы раскаленного газа.

По мнению астрономов, разогрев межзвездного вещества происходит в процессе «всасывания» его сверхмассивной черной дырой в центре галактики. Газ и пыль, выброшенные умирающими звездами, постепенно притягиваются черной дырой и все ускоряются, соударяясь и раскаляясь. Этот процесс в старых эллиптических галактиках препятствует новому циклу звездообразования, для которого требуются значительные количества остывшего межзвездного вещества, способного собраться в новую звезду.

Между тем, и раньше проскакивали сообщения о том, что черные дыры выступают, как «вселенский регулятор рождаемости». Читайте об этом: «Звездный контрацептив».

По публикации Universe Today

Звездный «контрацептив»: Черная дыра как регулятор рождаемости

Звезды образуются из разреженных облаков космического газа и пыли. Этот процесс происходит постоянно, но его темпы должны замедляться — ведь число звезд растет, и газа остается все меньше. До сих пор считалось, что в ранней Вселенной звезды должны были появляться гораздо интенсивней, нежели сейчас; однако последние наблюдения опровергают это предположение.

Южная обсерватория Gemini расположена в Чили

С помощью восьмиметрового зеркального телескопа Gemini астрономы провели ряд исследований, результатом которых стало ошеломляющее открытие: в большинстве крупных галактик, возраст которых составляет всего 20% от возраста Вселенной, формирование звезд происходит не быстрее, чем в современном Млечном Пути. Говорит астроном Мариска Крик (Mariska Kriek), один из участников проекта: «Полученные результаты свидетельствуют о том, основная часть звезд во многих крупных галактиках образовалась тогда, когда вселенная была еще очень молодой — не позднее, чем через 2-3 миллиарда лет после Большого взрыва. Эти данные подтверждают уже высказывавшееся ранее предположение, согласно которому существует некий механизм, регулирующий рождаемость звезд. Именно благодаря нему темпы образования новых звезд оставались неизменными в течение столь длительного срока».

Ученые предполагают, что в роли подобного ограничителя может выступать сверхмассивные черные дыры, находящиеся в центре многих галактик. Дело в том, что в процессе падения на поверхность черной дыры вещество разогревается до крайне высоких температур, что приводит к колоссальным выбросам излучения. Это излучение может оказаться достаточно интенсивным для того, чтобы снизить плотность газовых облаков, затруднив тем самым образование новых звезд.

По публикации Physorg.Com