Прямо сейчас, в моменте, ЕС готовит 10-й пакет санкций. Стесняюсь спросить: а что с предыдущими 9-тью? Они, как бы, в коня корм или мимо? Во всяком случае, уже точно известно: Европа в кризисе, народ бунтует и рвёт на камеру платёжки за коммуналку, заводы банкротятся из-за заоблачных цен за энергетику и энергоносители, а кто пошустрее, делают ноги за океан и вообще куда подальше. И это вовсе не российская пропаганда, а лейтмотив любого мало-мальски оппозиционного СМИ, когда все более-менее радикальные рупоры давно стерилизованы (или кастрированы).
Понятно, что любые санкции – это для адресата, как минимум, неприятность, а иногда и фатальная финита ля комедия. Тут как повезёт, но обычно не везёт, кстати. Хотя, если всерьёз, сравнивать не с кем, ибо то, что включили против России, определённо беспрецедентно.
Тем не менее понятно и очевидно, что есть и в России тревожные сигналы, потому как уровень жизни, вместо того, чтобы стабильно расти, вот уже который год проседает. И заменить эту «среднюю температуру по больнице» разовыми доп. выплатами определённым нуждающимся категориям не получится. Даже если разовое превратить в постоянное и даже если с увеличением сумм. Здесь математика другая – математика циничного рынка: чем больше выплат, тем выше инфляция, причём, в первую очередь, на самое необходимое. И самое главное – для всех, в том числе для тех, кому никаких доп. выплат не положено.
Наконец, точно известно – пострадали целые отрасли, в частности (то, что на поверхности), тот же авторынок и производство даже своих «жигулей», где куча импортных комплектующих, например, электронных компонентов. Конечно, тут же заговорили о китайцах, которые отозвались мгновенно и пошло-поехало: «китайцы» уже здесь, но втридорога, а наладить производство узкоглазых – это надо подумать. Ну и т.д.
Так что, бить себя в грудь, что санкции не работают вообще – моветон. Но и никакой катастрофы не произошло даже близко. Особенно в макропоказателях. И особенно на фоне того, как это всё выглядело первоначально в западных планах и прогнозах.
Промежуточный итог: прошёл почти год с начала СВО и 9 лет с начала первых санкционных пакетов. Много это или мало? Считаю достаточно, чтобы понять: санкционеры просчитались, причём грубо и фатально. Более того, поскольку они продолжают готовить следующие пакеты, значит они ничего не поняли и лишь закусили удила без малейшей попытки осознать свои ошибки и хоть как-то попытаться вырулить, сохранив лицо.
Впрочем, отдаю должное: на разных аналитических площадках, тем не менее, пытаются разобраться, что не так и что надо сделать, чтобы Россия, наконец, провалилась в тартарары. Много говорят, в первую очередь, именно об антироссийских санкциях, от которых российская экономика то ли загибается, то ли уже загнулась, то ли пока нет, но пренепременно обязана загнуться. Там, где на голубом глазу вещают о предстоящем вот-вот дефолте, о пустых полках и детях, пухнущих от голода – это не интересно, этим горе-аналитикам уже не помочь ничем. Но даже те, кто действительно пытается разобраться, никак не возьмут в толк даже главный критерий – результат (новый прогноз МВФ по ВВП РФ на 2023 год +0,3%), потому как он всё равно не отвечает на вопрос: а где собака то порылась? И почему вообще, почти 10 лет (с 2014-го), до сих пор идут дискуссии о результативности того, что априори не требует даже тени сомнений, ибо обязано работать?
Всех их понять можно, ибо цельную картину увидеть не так просто даже нам, потому особо ценна любая попытка вражеского анализа причин и следствий от тех, кому этим положено заниматься по долгу службы.
Итак, американский Центр стратегических и международных исследований, основанный в 1962 году. Среди троих приглашённых гостей, в том числе – экономист, бывший зампред ЦБ РФ Сергей Алексашенко, доктор экономических наук и т.д., который, что характерно, из всех троих отличился самым радикальным пессимизмом.
Краткое содержание:
Ведущий: Макс Бергманн
Гости: С. Алексашенко, Мария Снеговая – эксперт по социальным проблемам, специалист по России и Бен Кэхилл – эксперт нефтегазовой сферы.
Ведущий:
- Как беспрецедентные санкции повлияли на Россию и в каком состоянии находится сейчас российская экономика почти через год после вторжения?
Алексашенко:
- На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны российская экономика находится в сложной ситуации.., с другой стороны, мы должны понимать, если вы производите не масло, а оружие, ВВП может вырасти. И определённо это имеет место в России во второй половине 2022-го года…
Здесь я вынужден прерваться, потому что весь последующий разговор происходит примерно в таком же ключе и не имеет смысла тратить бумагу. Кто желает, может убедиться сам:
Я же, если позволите, из целого часа рассуждений на тему поиска «иглы кощея» просто выделю главное и самое главное.
Итак, главное: санкции оказали сильное негативное влияние на российскую экономику и на россиян. Однако это влияние оказалось недостаточно сильным, потому что российские экономические структуры и российский бизнес в этих условиях принимали адекватные и взвешенные решения, что позволило не только минимизировать и компенсировать негатив, но и привело к тому, что даже МВФ повысил прогноз по ВВП на 2023 год до +0,3%.
В частности, ЦБ РФ принимал очень точные решения, которые позволили стабилизировать валютный рынок, но когда-нибудь в будущем это может сыграть негативную роль. А может и не сыграть.
Все россияне, которых удалось опросить, жаловались на падение уровня жизни, но недостаточное падение, так как не жаловались на нищету, которая совсем не наблюдается.
Потолок цен сильно повлиял на экспорт российских углеводородов, где наблюдалось сильное падение, но доходы от экспорта выросли. Как будет дальше, надо посмотреть.
Всё понятно? Тогда вывод: секрет устойчивости экономики России не найден. Но он есть. Продолжаем искать.
А теперь самое главное, прозвучавшее из уст беглого Алексашенко и некоей г-жи Снеговой, которая имеет прямое отношение к своим российским корням (довольно плодовита в антироссийском ключе, но о ней самой нашёл только такую запись: защитила диссертацию в ВШЭ в 2011 году). Так вот, третий гость, Бен Кэхилл, выступал достаточно нейтрально, оперируя объёмами, цифрами и прочими экономическими показателями нефтегазовой сферы. Всё. В его словах не звучали нотки недовольства тем, что в России, в принципе, всё стабильно, он лишь говорил, посмотрим, мол, в будущем, как оно там сложится. Зато отличились Алексашенко и Снеговая.
Приведу (сжато) суть того, что прозвучало из их уст.
Снеговая:
- ни простой народ, ни, так называемые, олигархи, ни прочие обеспеченные люди, имеющие капиталы за границей, не проявили сплочённости против политики власти. Но обращаю внимание, что за границей у них не только капиталы, которые необходимо блокировать, но и семьи, а также дети, которые учатся в западных ВУЗах. Вот это последнее как раз их слабое звено и надо его использовать на полную катушку (см. с 55 мин 46 сек.).
Алексашенко:
- забудьте о словах, которые говорились в самом начале, ещё с 2014 года, что санкции не направлены против простого народа. Забудьте об этом, необходимо сделать всё возможное, чтобы именно народ почувствовал на себе всю тяжесть санкционного режима и только в этом случае мы добьёмся успеха (см. с 57 мин. 02 сек.)
Не знаю, что там имела ввиду Снеговая, может даже брать детей в заложники, судя по антироссийскому бэкграунду с неё станется, знаю одно: радикальная оппозиция, сбежавшая из России на Запад, есть самое отвратительное явление в истории человечества, не имеющее сопоставимых аналогов как по своим масштабам, так и по глубине подлости и мерзости.
Александр Дубровский
Спокойно Z Маша
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 3017
Рейтинг поста:
Ответ на это давно дал бугай Федя в "Операции Ы". "Ты думаешь, это мне дали 15 суток? Нет, это тебе дали 15 суток!"
Все эти пакеты санкций, которые Европа добросовестно накладывает по указке США, ударяют, прежде всего, по ней же самой. А США спокойно торгуют в обход. Цель США не задушить экономику России, а прежде всего убрать от Европы российский рынок, чтобы европейский бизнес переместился в США. Таким же образом отсекали российский рынок от Украины, замыкая ее на Европу.