В течение последних двух десятилетий сербско-русские отношения прошли через огонь и медные трубы. С возвращением России на мировую сцену, с которой она ушла в 90-е гг. после коллапса социализма и распада СССР, русофильство заметно окрепло, что конечно отразилось на общественном мнении: согласно опросам, Россия сейчас – самая популярная страна в Сербии, а Путин – самый популярный политик. Более популярный, чем сербские "лидеры".
Сербы и русские: особые отношения двух народов
Общеизвестен факт о том, что сербы на протяжении всей своей истории хранили в себе прорусские эмоции, порожденные этнической и религиозной близостью. Тяжело описать все положительные и идеалистические представления о России, которые складывались у сербов на протяжении веков. Известно, что коммунисты в 41-м году пропаганды ради говорили, что как в Воеводине, так и в любом другом месте "русские идут", чтобы как можно больше людей поддержало их революционную деятельность. Тогда говорили, что "нас и русских триста миллионов".
Русофильство в народе то слабло, то крепло, в зависимости от исторических перепетий. Часто влияние оказывало и присутствие России на этих территориях, по большей части носившее циклический характер – русские то приходили, то снова уходили. Как только на нас сваливались несчастья, русские были рядом – симпатии и привязанность к России крепли.
В течение последних двух десятилетий сербско-русские отношения прошли через огонь и медные трубы. С возвращением России на мировую сцену, с которой она ушла в 90-е гг. после коллапса социализма и распада СССР, русофильство заметно окрепло, что конечно отразилось на общественном мнении: согласно опросам, Россия сейчас – самая популярная страна в Сербии, а Путин – самый популярный политик. Более популярный, чем сербские "лидеры".
История, перевернутая с ног на голову
Но в противоположность народной любви к России в сфере СМИ и среде интеллектуалов дело обстоит по-другому. Особенно после 5 октября 2000 г., когда к власти пришли прозападные силы (хотя Милошевич не был настроен особо антизападно). Нередко случалось и так, что проевропейское и прозападное население было негативно настроено по отношению к России, ко всему, что не с Запада. Это значит, что нелюбовь к России "молодеет", а также все меньше внимания уделяется сербской истории, Балканам. Поэтому можно сказать, что те, кто видят себя радикальными западниками (представляющие себя "Второй Сербией"), часто имеют выражено негативное отношение, как к национальной традиции, так и к России. Почти всегда сербофобия идет рука об руку с русофобией.
СМИ, которые агрессивно и бескомпромиссно популяризируют евроатлантические интеграции: Б92, "Блиц", "Время", "Данас" и похожие на них ЛДП (Либерально-демократическая партия) – мягко говоря, выражают неумеренный критицизм, как к своей национальной культуре так и к русско-сербским отношениям, в каком бы то ни было их выражении. Это доходит до того, что те же самые люди оправдывают американские бомбардировки Сербии, а при этом не боятся говорить, как нам тогда не помогла Россия. Они часто приводят аргументы, имеющие вес в смысле отношения сил "такой-сякой", а после этого следует вывод: "напрасно вы, сербы, надеетесь на Россию; она вам не может или не сможет помочь, вы должны полностью повернуться к Западу и войти в ЕС и НАТО".
Это малочисленная, но влиятельная фракция правящей элиты очень часто пропагандирует в открытую русофобию. Они до истерики боятся укрепления русско-сербских связей и проводят кампании в СМИ против этого. Они пользуются любой возможностью, чтобы "разбросать" семена недоверия или забытья на землю общественной сербской мысли о России или русских.
Они апеллируют псевдоисторическими аргументами вроде "русские нам никогда не помогали", хотя всем известно, что во время Первого сербского восстания поддержка исходила только с русской стороны. Право на автономию, полученное князем Милошем, было больше заслугой русского оружия, нежели лоббирования Милоша в Порте. Исторический факт – сербы с помощью русского оружия боролись за свою независимость и добились ее в 70-е годы девятнадцатого века. Самое важное, наверное, то, что Николай II вступил в Первую мировую войну только ради Сербии. В 1915-1916 годах именно он заставил Англию и Францию спасти сербскую армию, отступившую в Албанию и находившуюся на грани уничтожения. Император Российский тогда написал в своем ультиматуме: "Если сербская армия не будет эвакуирована из Албании, то Россия разрывает союз с Антантой и заключает сепаратный мир с Германией".
Такие примеры имели место даже тогда, когда обстоятельства и интересы не совпадали. Кроме этих "исторических" примеров в антирусской пропаганде с хитростью Геббельса манипулируют и с самыми последними событиями: бомбардировки 1999 г., "когда русские нам не помогли" или "невыгодное" энергетическое соглашение с Россией, или газовый кризис прошлогодней зимы, когда мы замерзали "из-за русских".
Русофобская кампания в Сербии
В тексте "Газовые игры без границ" мы уже описывали, как те СМИ и политические центры (прежде всего проамериканские Г17 и ЛДП), проводившие кампанию против энергетического соглашения с Россией во время газового кризиса, пытались всю вину за сложившуюся ситуацию свалить на Москву. Самой скандальной частью кампании была фотография двух мужчин в газете "Блиц", сжигающих русский флаг (по сути, сербский перевернутый флаг) – так они обвинили Россию за холодные сербские батареи.
Самое детальное и лучшее описание кампании против энергетического соглашения дал Марко Панонац в тексте "Как закалялось газово-нефтяное соглашение" в 2 ч., где он описывает обвинительную и тенденциозную пропаганду газеты "Блиц" против российско-сербского энергетического проекта. Ежедневные заголовки как-то: "Почему мы должны подарить русским НИС" и тексты, в которых обосновывается нецелесообразность продажи НИС русским и неизвестность того, что будет с газопроводом "Южный поток" – были частью многомесячной кампании.
Те, кто занимается "состоянием нации" с позиций Другой Сербии, видят самую большую проблему нашего народа в распространенном русофильстве среди сербов. Сербских патриотов и консерваторов, по мнению, скажем, Николы Самарджича, характеризуют "теории заговора, антиевропейская и антилиберальная пропаганда, примитивное русофильство, неокириллица и прочее". Но он в своем мнении не одинок. Милета Проданович (один из авторов радиопередачи "Пешчаника", художник, писатель) говорит, что "если бы он стал определять фатальную болезнь сербского народа, то ей бы стало русофильство. Вопреки всем рациональным аргументам, она всегда появится вновь, эта славянская душа, широкая, как небо. Нам повезло, что мы не граничим с русскими, приведите какого-нибудь поляка, чтобы он вам немного рассказал о России, тогда вы увидите, как русские выглядят на самом деле".
Эту антирусскую позицию политически обозначил в своей предвыборной кампании Чедомир Йованович и его ЛДП (Либерально-демократическая партия) слоганом "Чтобы Сербия не стала российской губернией, газопроводом или военной базой". Драгомир Петрович ("От „матушки“ до мачехи – русофобия в России и ее цели", "Балкан магазин", 24.01.2008) говорит, что Йованович ввиду проводимой им политической линии стал главным идеологом открытой русофобии в Сербии. При этом никто не реагирует на столь негативную кампанию, которую открыто ведет одна парламентская партия, часть сектора НПО и им близкие проамериканские СМИ.
В чем еще обвинят Россию?
Во главе СМИ, которые распространяют негативные стереотипы о России, "недемократичной, с отсутствием рынка" стране, стоит Б92, радиопередача которого "Пешчаник" более всего отличается антирусскими настроениями. В этой передаче мы могли слышать лишь непрекращающиеся тирады против газового соглашения, вредного и нелегального.
Кроме этого, по мнению Николы Самарджича и других авторов "Пешчаника", "русские уже давно обанкротились, у них нет денег, а те деньги, которые русские должны нам заплатить, гарантируем мы, а не они, гарантирует НИС". (30.01.2009). Другому автору, Серджану Поповичу особенно мешает та надежда Сербии на "нашего друга, обанкротившуюся Россию, которую сейчас, ни с того ни с сего, провозгласили мировой силой". Теофил Панчич даже не пытается скрыть своих эмоций, когда говорит: "Вот, Коштуница и Ко, радикалы и прочие заявляют: альтернатива – это Путин, альтернатива – это Россия. Эта альтернатива лично для меня абсолютно бессмысленна, проигрышна и отвратительна".
Но это негативное отношение к России авторов "Пешчаника", высказываемое на радио Б92 доходит до открытой ненависти и абсурдных теорий заговора. Пера Лукович сходит с ума, если видит хоть что-то русское по телевидению, он бы "расстрелял сначала тех русских, а потом и тех наших, которые взяли от русских". Еще дальше идет Ненад Прокич, который старается показать, как за главными покушениями в сербской истории стояла русская тайная полиция (от убийства князя Даниила в 1860 г. и убийства князя Михаила в 1868 г., вплоть до убийства Александра Карагеоргиевича в 1903 г. и убийства Зорана Джинджича в 2003 г.). На десерт этой чудной "заговорологии" – утверждение Прокича, что русские виноваты в Холокосте, так как специально некий тайный агент охранки написал в Париже в 1898 г. "Протоколы сионских мудрецов".
Такие заявления комментирует Слободан Антонич: "И такую сатанинскую империю кто-то в Сербии хочет поставить выше таких друзей, как США? Никогда!" (журнал "Печать", №12, с. 48-50). Русский империализм в корне плох, а Россия виновата почти во всех бедах этого мира – это квинтэссенция всех антирусских заявлений в СМИ, которые, к сожалению, остаются без внимания критики. Когда бы хоть кто-то сказал что-либо подобное о западной стране, то сразу бы подвергся клеймению в СМИ и НПО-секторе как обскурантист, экстремист или фашист, использующий речи различных фобий. К таким антирусским кампаниям присоединилось, к нашему большому сожалению, и РТВ (радио и телевидение Воеводины). В своей сатирической передаче "Ночная смена" (17.06.2009 г.) они перешли всякие меры хорошего вкуса. Первую собаку, побывавшую в космосе они назвали "офицером Лайка", выбранного ввиду "нетолерантности к другим". У СССР были проблемы, так как ракеты летали на алкоголе, а сотрудники крали это "топливо". После идет зарисовка о спорте, где российские атлетки (в передаче это переодетые мужчины) разговаривают о применении допингов. Ельцина показали настоящим алкоголиком, не отвечавшим за свои действия, а Путина – смешным дзюдоистом, который борется с вымышленным противником или с самим собой, в отсутствии оного. Ясно, что речь идет о политической сатире, но такая концентрация негативных стереотипов о России и русских уже стала мешать и тем, кто не является ярым русофилом. Странно только, что подобные СМИ получают рекламные заказы от НИС, которые они же потом и поливают грязью.
Остается только пожалеть, что до сегодняшнего момента ни в среде патриотически ориентированных сербов, которым так важны хорошие отношения с Россией, ни в официальной среде Российской Федерации так и не сформировалось понимания необходимости ответных медийных "оборонительных" ходов перед лицом продолжающейся информационной агрессии русофобов.
Бранко Радун Источник: www.warandpeace.ru.
Рейтинг публикации:
|